5005177 5158450 С.3 Нейропсихология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Нейропсихология

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 5, 6

Программа

Цели и задачи дисциплины

Нейропсихология представляет собой самостоятельный раздел психологии, изучающий мозговые механизмы сложной психической деятельности, соотнося представления о структуре и системной организации высших психических функций, психических процессов и эмоциональной регуляции поведения человека с данными о строении и функциональной организации различных отделов больших полушарий головного мозга.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Нейропсихология» изучается в пятом и шестом семестрах, относится к профессиональному циклу, базовая (общепрофессиональная) часть Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования.
Учебная дисциплина «Нейропсихология» является составной частью фундаментальной подготовки специалистов – практических психологов.
Связь с предшествующими дисциплинами:
Программа по курсу «Нейропсихология» опирается на подготовку студентов по предметам психологического цикла: «Общая психология», «Психофизиология», «Клиническая психология», предметам медицинского цикла: «Неврология», предметам естественно-научного цикла: «Анатомия центральной нервной системы», «Физиология центральной нервной системы», «Физиология ВНД».
Связь с последующими дисциплинами:
Предмет тесно взаимосвязан с такими дисциплинами как: «Психология аномального развития», «Психология реабилитации и восстановления ВПФ», «Методы диагностики в норме и патологии».

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
профессиональные: ПСК 2.1 - ПСК 2.10

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • Теоретические основы нейропсихологии, ее роль и место в современной системе психологических наук.
  • Основные направления нейропсихологии и ее задачи.
  • Основные принципы мозговой организации высших психических функций.
  • Современные представления о проблеме межполушарной асимметрии мозга как частного случая межполушарного взаимодействия
  • Принципы строения анализаторных систем.
  • Сенсорные и гностические нарушения работы анализаторных систем.
  • Нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
  • Нарушения личностно-эмоциональной сферы при локальных поражениях головного мозга.
  • Аппаратурные, неаппаратурные и компьютерные методы нейропсихологической диагностики.
  • Корковые нейропсихологические синдромы.
  • Подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур мозга.
  • Проводить нейропсихологическую диагностику состояний высших психических функций в норме и патологии.
  • Проводить квалификацию симптомов нарушений психических функций.
  • Определить первичные, вторичные и третичные следствия поражений определенного участка мозга.
  • Выявлять и сопоставлять нарушения и сохранные психические функции.
  • Организовывать свою клинико-психологическую деятельность с учетом современных достижений в теоретическом и методическом аппарате нейропсихологии.
  • Самостоятельно работать с нейропсихологической литературой.
  • Составлять заключения, на основе полученных результатов.
  • Навыками планирования и проведения нейропсихологического исследования, методами обработки и интерпретации полученных результатов.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 5 Семестр 6
Общая трудоемкость дисциплины 108 51 57
Лекции 24 15 9
Практические занятия 39 21 18
Самостоятельная работа 45 15 30
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение.
3 3 0 Нейропсихология, история науки, связь с другими науками, предмет, основные вопросы. История развития нейропсихологии, отечественная нейропсихология – нейропсихология нового типа
Основные принципы строения головного мозга
3 3 0 Теория системной динамической локализации высших психических функций. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Модель трех структурно-функциональных блоков мозга
Современные данные о структурной организации мозговой коры
3 3 0 Особенности структурной организации задних отделов коры, особенности структурной организации передних отделов коры. Прогрессивная дифференциация областей и полей коры в фило– и онтогенезе
Понятийный аппарат нейропсихологии
3 3 0 Основные нейропсихологические понятия: нейропсихологический симптом, синдром, фактор. Соотношение этих Понтий. Классификация факторов. Факторы, соотносимые с функционированием трех блоков мозга
Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга
3 3 0 Основные формы нарушения высших корковых функций; проблема общемозговых компоненты при локальных поражениях мозга; проблема доминантного полушария
Нарушение высших корковых функций при поражении височных отделов головного мозга
0 3 0 Исторический экскурс; слуховой анализатор и данные о строении слуховой коры; о звуках языка и речевом слухе. Нарушение высших корковых функций при поражении верхних отделов височной области. Нарушения высших корковых функций при поражении средних отделов височной области. Синдром акустико-мнестической афазии. Особенности интеллектуальных процессов при поражении височных систем. Нарушения высших корковых функций при поражении медиальных отделов височной области.
Нарушения высших корковых функций при поражениях затылочных и затылочно-теменных отделов мозга
0 3 0 Исторический экскурс. Зрительный анализатор и строение зрительной коры. Нарушения предметного восприятия при поражении зрительной коры и симультанная гнозия. Нарушения осязательного восприятия и тактильная агнозия. Нарушения ориентировки в пространстве и конструктивна апрактагнозия. Нарушения логико-грамматичеких операций и синдром так называемой семантической афазии. Особенности интеллектуальных процессов при поражении теменно-затылочных отделов коры.
Нарушение высших корковых функций при поражении сенсомоторных отделов мозга.
0 3 0 Исторический экскурс. Двигательный анализатор и строение сенсомоторных отделов коры. Нарушение афферентной основы произвольного движения, синдром «афферентной» апраксии. Нарушение кенестетической основы речевого акта и синдром «афферентной моторной афазии». Нарушение двигательных функций при поражении премоторной коры, Нарушение кинетической структуры речевого акта и синдром «эфферентной» моторной афазии. Особенности интеллектуальных процессов при поражении премоторных отделов мозга.
Нарушение высших корковых функций пи поражении лобных отделов мозга
0 3 0 Исторический экскурс. Данные о строении и функциях лобных отделов мозга. Лобные дол и регуляция состояний активности, лобные доли и регуляция движений и действий. Нарушения гностических процессов при поражении лобных отделов мозга. Нарушения мнестических процессов при поражении лобных отделов, особенности интеллектуальных процессов при поражении лобных отделов мозга. Основные варианты «лобного синдрома».
Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга
3 3 0 Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихология. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. нейропсихологический подход к изучению нарушений сознания при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга.
3 3 0 Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Проблема факторов в нейропсихологии. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий, нейропсихологические синдромы поражении глубоких подкорковых структур мозга.
Нейропсихологическое исследование.
3 6 0 Цели и задачи нейропсихологического исследования. Основные требования к нейропсихологическому исследованию. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола обследования.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Нейропсихология, основные понятия, связь с другими науками, предмет, основные вопросы. История развития нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение. 3
2 Отечественная нейропсихология нейропсихология нового типа. Вклад российских учены в развитие нейропсихологии Лурия, Выотский и.т.д. Основные принципы строения головного мозга 3
3 Высшие психические функции и их мозговая организация Теория системной динамической локализации высших психических функций. Современные данные о структурной организации мозговой коры 3
4 Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Понятийный аппарат нейропсихологии 3
5 Основные нейропсихологические понятия: нейропсихологический симптом, синдром, фактор. Соотношение этих Понтий. Классификация факторов. Факторы, соотносимые с функционированием трех блоков мозга Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга 3
6 Основные формы нарушения высших корковых функций; проблема общемозговых компонентов при локальных поражениях мозга; проблема доминантного полушария Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга 3
7 Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Проблема факторов в нейропсихологии. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий, нейропсихологические синдромы поражении глубоких подкорковых структур мозга. Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга 3
8 Цели и задачи нейропсихологического исследования. Основные требования к нейропсихологическому исследованию. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола обследования. Нейропсихологическое исследование. 3

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Прогрессивная дифференциация областей и полей коры в фило– и онтогенезе Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение. 3
2 Особенности структурной организации задних и передних отделов коры Основные принципы строения головного мозга 3
3 Нарушение высших корковых функций при поражении височных отделов головного мозга. Исторический экскурс; слуховой анализатор и данные о строении слуховой коры; о звуках языка и речевом слухе. Нарушение высших корковых функций при поражении верхних отделов височной области. Современные данные о структурной организации мозговой коры 3
4 Нарушения высших корковых функций при поражении средних отделов височной области. Синдром акустико-мнестической афазии. Нарушения высших корковых функций при поражении медиальных отделов височной области. Понятийный аппарат нейропсихологии 3
5 Особенности интеллектуальных процессов при поражении височных систем. Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга 3
6 Нарушения высших корковых функций при поражениях затылочных и затылочно-теменных отделов мозга. Исторический экскурс. Зрительный анализатор и строение зрительной коры. Нарушения предметного восприятия при поражении зрительной коры и симультанная гнозия Нарушение высших корковых функций при поражении височных отделов головного мозга 3
7 Нарушения осязательного восприятия и тактильная агнозия. Нарушения ориентировки в пространстве и конструктивна апрактагнозия. Нарушения логико-грамматичеких операций и синдром так называемой семантической афазии. Нарушения высших корковых функций при поражениях затылочных и затылочно-теменных отделов мозга 3
8 Особенности интеллектуальных процессов при поражении теменно-затылочных отделов коры Нарушение высших корковых функций при поражении сенсомоторных отделов мозга. 3
9 Нарушение высших корковых функций при поражении сенсомоторных отделов мозга. Исторический экскурс. Двигательный анализатор и строение сенсомоторных отделов коры. Нарушение афферентной основы произвольного движения, синдром «афферентной» апраксии. Нарушение кенестетической основы речевого акта и синдром «афферентной моторной афазии». Нарушение высших корковых функций пи поражении лобных отделов мозга 3
10 Нарушение двигательных функций при поражении премоторной коры, Нарушение кинетической структуры речевого акта и синдром «эфферентной» моторной афазии. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга 3
11 Нарушение высших корковых функций пи поражении лобных отделов мозга. Исторический экскурс. Данные о строении и функциях лобных отделов мозга. Лобные дол и регуляция состояний активности, лобные доли и регуляция движений и действий. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. 3
12 Нарушения гностических процессов при поражении лобных отделов мозга. Нарушения мнестических процессов при поражении лобных отделов, особенности интеллектуальных процессов при поражении лобных отделов мозга. Основные варианты «лобного синдрома». Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. 3
13 Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихология. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. нейропсихологический подход к изучению Нейропсихологическое исследование. 3

Литература

Основная
  1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Питер 2012г.
  2. Хомская Е. Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 4-е изд. Питер 2012г.
  3. Клиническая психология : учебник для вузов / [В. А. Абабков, А. П. Бизюк, Н. Н. Володин и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.]. : Питер, 2011.
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2008.
  5. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: пособие для студентов – СПбГМУ, 2003.


Дополнительная
  1. Белый Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. - М.: Медицина, 1987
  2. Буклина С.Б. Мозолистое тело, межполушарное взаимодействие и функции правого полушария мозга // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004, № 5.
  3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997.
  4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю.. Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006.
  5. Гогитидзе Н.В. Нейропсихологические исследования при черепно-мозговой травме // Черепно-мозговая травма: Клиническое руководство. - М.: Антидор, 1998.
  6. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении мозга. - М.: Медицина, 1974.
  7. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. - М.: Изд-во БИНОМ, 2006.
  8. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб: Речь, 2006.
  9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  10. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд.
  11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973 – 1-е изд.; 2001 – 2-е изд.
  12. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008.
  13. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009.
  14. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. I, II. - М.: Воениздат, 1994 – 1-е изд.; М.: Ин-т общегуманит.иссл., Моск. Психолого-социальный ин-т, 2004 – 2-е изд.
  15. Сидорова О.А. Нейропсихология эмоций. - М.: Наука, 2001.
  16. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: Изд-во МГУ, 1978.
  17. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
  18. Смирнов В.М. Стереотаксическая неврология. - Л.: Медицина, 1976.
  19. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. - СПб.: Питер, 2007.
  20. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1992 – 1-е изд.; М.: РПО, 1998 – 2-е изд.
  21. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд.
  22. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Учебное пособие. - М., 2000; 2005 - 3-е изд.
  23. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999.