5005177 5158449 С.3 Психология экстремальных ситуаций и состояний

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Психология экстремальных ситуаций и состояний

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 6

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • Формирование у студента понятия "экстремальное состояние", "экстремальная ситуация".
  • Усвоение закономерностей развития психогенных реакций и расстройств в экстремальных ситуациях.
  • Развитие представлений об основных видах экстренной психологической помощи.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина "Психология экстремальных ситуаций и состояний" изучается в шестом семестре, относится к профессиональному циклу, базовая (общепрофессиональная) часть Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования.
Учебная дисциплина "Психология экстремальных ситуаций и состояний" является составной частью фундаментальной подготовки специалистов - практических психологов.
Предусматривается наличие базового среднего и средне-специального образования у студентов, что является необходимым условием усвоения дисциплины. Для овладения дисциплиной "Психология экстремальных ситуаций и состояний" студент должен владеть знаниями по общей, возрастной, клинической и др.
Предмет тесно взаимосвязан с предметами естественно-гуманитарного цикла, психологией личности, возрастной психологией, медицинской психологией, патопсихологией, а так же с медицинскими науками.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК): ОК1, ОК1, ОК3, OK5;
б) профессиональные (ПК): ПК 3, ПК 7, ПК 11, ПК 15, ПК 21, ПК 22, ПК 23.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • Типологию чрезвычайных ситуаций и экстремальных состояний
  • Определение и соотношение понятий "стресс", "эустресс", "дистресс", "психологический стресс", "травматический стресс". Типы стрессоров
  • Основные механизмы развития психологического стресса и ПТСР
  • Усвоить основные концепции психической травмы. Типы травматических ситуаций. Теоретические модели ПТСР
  • Механизмы адаптации к стрессовым ситуациям
  • проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях
  • усвоить критерии нормы и патологии;
  • разграничивать норму и патологию, используя диагностические методики
  • основными диагностическими средствами для определения экстремальных состояний
  • экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 6
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Лекции 24 24
Практические занятия 39 39
Самостоятельная работа 45 45
Формы промежуточного контроля
Экзамен +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Тема 1. Экстремальная ситуация, кризисы, чрезвычайная ситуация: определение, классификация, соотношение понятий
4 3 0 Определение и соотношение понятий: "опасная ситуация", "экстремальная ситуация", "кризисная ситуация", "травматическая ситуация" ("травматическое событие"), "чрезвычайная ситуация", "оптимальные условия" (обитания, деятельности) и "экстремальные условия". Характеристика экстремальных ситуаций, экстремальные факторы, воздействующие на человека. Классификация ситуаций по степени экстремальности.

Понятие "кризисная ситуация". Виды кризисов. Психологический кризис с точки зрения различных направлений и теорий личности: психодинамическое (З.Фрейд, Э.Эриксон), экзистенциально-гуманистическое (В.Франкл, А.Маслоу, К.Роджерс) и когнитивно-поведенческое (А.Эллис, А.Бек, Б.Ф. Скиннер, А.Бандура). Определение "чрезвычайная ситуация". Классификации чрезвычайных ситуаций: по источнику возникновения (техногенные, антропогенные, природные, биологические, социальные), по масштабам возникновения и распространения, по степени внезапности, по тяжести последствий.

Тема 2. Психология стресса.
4 4 0 Определение и соотношение понятий "стресс", "эустресс", "дистресс", "психологический стресс", "травматический стресс". Типы стрессоров: микрострессоры (повседневные сложности), макрострессоры (критические жизненные события), травматические стрессоры, хронические стрессоры.

История изучения и современные представления о стрессе, кривая развития стрессовой ситуации. Понятие о стрессоустойчивости. Природа возникновения стресса, физиологические и психологические проявления. Механизмы стресса. Психологический стресс, факторы влияющие на развитие психологического стресса. Виды реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса. Психологические механизмы адаптации к стрессовым ситуациям. Критерии адаптации. Стратегии совладания. Признаки дезадаптации.

Тема 3. Психология травматического стресса как составная часть области психологических знаний о стрессе
2 4 0 Психическая травма: основные концепции. Типы травматических ситуаций. Травматический опыт. Теоретические модели ПТСР. Диссоциации и психическая травма. Трансформация личности и ее поведенческие проявления у лиц, переживших психический (травматический) стресс. Диагностические критерии ПТСР, установленные в DSМ IV и МКБ-10. Формы ПТСР.

Особенности проявления ПТСР у детей. Основные травмирующие факторы: стихийные бедствия и техногенные и антропогенные катастрофы, угроза жизни и смерть близкого человека. Психологические последствия насилия у детей разного возраста Особенности психологической диагностики ПТСР. Методы психодиагностики ПТСР, наиболее часто используемые в зарубежных и апробированные в отечественных исследованиях. Методы, направленные на обнаружения в анамнезе испытуемого травматического события. Методы диагностика ПТСР у детей. Направления реабилитации ПТСР, этапы профессиональной помощи. Методы самопомощи.

Тема 4. Резервирование как основополагающий принцип надежности функционирования психофизиологических систем.
2 4 0 Функциональные состояния - эндогенные детерминанты выживаемости. Надежность деятельности человека. Связь надежности и психического статуса человека. Психологические механизмы надежности: самоконтроль, компенсация, избыточность.

Психические детерминанты выживания. Долговременный смысл жизни и базовые ценности личности. Установки и мотивы жизни человека. Страх. Угроза. Печаль, апатия, тоска и депрессия. Горе и его стадии. Воля к жизни. Надежда. Гнев. Вина и стыд. Дружба, забота и любовь. Мужество и отвага. Радость и счастье. Психофизиологические детерминанты выживания. Механизмы ноцицепции. Травматический шок и травматическая болезнь. Парциальная функциональная недостаточность - одна из причин астенизации и ограничения выживаемости. Социальные установки к выживанию. Концепция "гипотез" Дж. Брунера. Теория функциональных систем П.К. Анохина. Концепция безопасности К.Марбе. Измерение готовности к катастрофе и ее субъективной оценки. Методы прогнозирования поведения в условиях выживания.

Тема 5. Экстренная психологическая помощь
2 6 0 Правила оказания неотложной психологической помощи пострадавшим, самопомощь. Этапы оказания экстренной психологической помощи. Методы экстренной психологической помощи.

Симптомы острого стресса. Самообладание. Паника и способы ее предупреждения. Комплекс методик сохранения психофизиологических резервов человека: антистрессовое питание, режим труда и отдыха, физическая подготовка, медицинский контроль. Приемы психической саморегуляции. Аутогенная тренировка. Дыхательные и физические упражнения. Анализ механизмов психологической защиты и тренинг копинг-стратегий поведения в экстремальных ситуациях.

Тема 6. Агрессия и агрессивное поведение
2 4 0 Феноменология агрессии, отличительные признаки агрессии, основные определения агрессии. Эволюционистские концепции агрессии (от Дарвина к Лоренцу). Развитие представлений об агрессии в бихевиористской парадигме (Доллард, Миллер, Берковец, Зильман, Хекхаузен, Бандура). Психодинамические концепции агрессии (Фрейд, Шпильрайн, Кляйн, Кохут, Кернберг, Аммон). Классификация агрессивных проявлений. Функциональная организация агрессии (конструктивная основа и дезорганизующее начало). Развитие агрессии в онтогенезе. Агрессия при психической патологии. Агрессия и криминальное поведение.

Общие проблемы диагностики агрессии. Экспериментальные и неэкспериментальные подходы к изучению агрессии. Методы диагностики агрессии.

Тема 7. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста
2 6 0 Профессиональное здоровье, профессиональное становление, профессионально важные качества, профессиональные деформации и деструкции, синдром эмоционального выгорания.

Особенности деятельности специалистов, работающих в экстремальных ситуациях. Психофизиологические, личностные и ситуативные факторы, определяющие эффективность деятельности в экстремальных условиях. Стрессоустойчивость и успешность деятельности. Феномен выгорания и его причины. Реакции на стресс (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие). Стадии стресса в модели выгорания Б.Перлмана и Е.Хартмана. Профессиональные факторы риска выгорания и профессиональные стрессоры. Компоненты чувства субъективного благополучия-неблагополучия: социальный, духовный, физический, материальный, психологический (Куликов Л.В., 2005). Выгорание и качество жизни. Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания (Селье Г., Фромм Э., Ананьев Б.Г.). Система оценки профессионального стресса (СОПС) по А.Джефферсону с соавт. (цит. по: Гринберг Д., 2004). Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости. Прогрессивная пятиступенчатая модель выгорания Профилактика СЭВ у специалистов экстремального профиля. Методы и приемы саморегуляции. Концепция "заботы о себе"

Тема 8. Терроризм: понятие, основные виды, механизмы формирования террористического сознания
2 3 0 Понятие терроризма. Основные виды терроризма. Транскультуральные и межэтнические особенности террористической деятельности. Мультидисциплинарность в исследовании терроризма. Психодинамические, бихевиористские, когнитивные подходы к исследованию мотивации террористического поведения. Механизмы формирования террористического сознания (трехкомпонентная модель Спилберга). Психологические основы ведения переговорной деятельности. Террористы и их жертвы: стокгольмский синдром.
Тема 9. Психологические механизмы миграционных процессов
2 3 0 Фазы психологической адаптации эмигрантов. Психическое здоровье эмигранта. Ценностные ориентации личности и успешность адаптации в условиях эмиграции. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на успешность адаптации эмигранта. Межкультурное взаимодействие в условиях эмиграции. Культурный шок в условиях эмиграции. Экзистенциальный кризис эмигранта. Понятие "социальной смерти" и "комплекса иностранца". Причины эмоционального дискомфорта и переживание чувства утраты в начальный период эмиграции. Понятие "ностальгия". Понятие "маргинальная личность" и "маргинальный конфликт" эмигранта. Роль экстренной телефонной службы на родном языке в условиях эмиграции.

Влияние изменения социального статуса и социальных ролей на психическое состояние эмигрантов. Изменение гендерных ролей в условиях новой социокультурной среды. Супружеские конфликты в транскультурных семьях. Психологические проблемы взаимодействия родителей и детей в условиях эмиграции. Особенности социализации детей в смешанных семьях и разный подход к готовности ребенка к школе. Социально-психологическая адаптация подростков-эмигрантов. Причины агрессии у подростков-эмигрантов. Психологические особенности адаптации пожилых людей в условиях эмиграции.

Тема 10. Этноцентризм и негативная идентичность. Национализм. Ксенофобия. Религия и национализм.
2 2 0 Обзор и анализ современных межэтнических, этно-религиозных и межконфессиональных конфликтов. Теории межгрупповых конфликтов и теории нации. Этноцентризм и Негативная идентичность. Национализм. Ксенофобия. Религия и национализм. Религиозный фундаментализм и экстремизм. Психологические факторы фундаментализма и религиозного экстремизма. Толерантность и религиозная толерантность. Толерантность и политкорректность. Воспитание в культуре толерантности как профилактика этно-религиозных конфликтов. Религиозное миротворчество, экуменические проекты примирения, межрелигиозное сотрудничество как современные практики преодоления конфликтов. Психологический компонент междисциплинарного подхода к анализу, профилактике и преодолению этно-религиозных и межрелигиозных конфликтов.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Экстремальная ситуация, кризисы, чрезвычайная ситуация: определение, классификация, соотношение понятий Тема 1. Экстремальная ситуация, кризисы, чрезвычайная ситуация: определение, классификация, соотношение понятий 4
2 Психология стресса. Тема 2. Психология стресса. 4
3 Психология травматического стресса как составная часть области психологических знаний о стрессе Тема 3. Психология травматического стресса как составная часть области психологических знаний о стрессе 2
4 Резервирование как основополагающий принцип надежности функционирования психофизиологических систем. Тема 4. Резервирование как основополагающий принцип надежности функционирования психофизиологических систем. 2
5 Экстренная психологическая помощь Тема 5. Экстренная психологическая помощь 2
6 Агрессия и агрессивное поведение Тема 6. Агрессия и агрессивное поведение 2
7 Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста Тема 7. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста 2
8 Терроризм: понятие, основные виды, механизмы формирования террористического сознания Тема 8. Терроризм: понятие, основные виды, механизмы формирования террористического сознания 2
9 Психологические механизмы миграционных процессов Тема 9. Психологические механизмы миграционных процессов 2
10 Этноцентризм и негативная идентичность. Национализм. Ксенофобия. Религия и национализм. Тема 10. Этноцентризм и негативная идентичность. Национализм. Ксенофобия. Религия и национализм. 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Экстремальная ситуация, кризисы, чрезвычайная ситуация: определение, классификация, соотношение понятий Тема 1. Экстремальная ситуация, кризисы, чрезвычайная ситуация: определение, классификация, соотношение понятий 3
2 Психология стресса Тема 2. Психология стресса. 4
3 Психология травматического стресса как составная часть области психологических знаний о стрессе. Тема 3. Психология травматического стресса как составная часть области психологических знаний о стрессе 4
4 Резервирование как основополагающий принцип надежности функционирования психофизиологических систем Тема 4. Резервирование как основополагающий принцип надежности функционирования психофизиологических систем. 4
5 Экстренная психологическая помощь Тема 5. Экстренная психологическая помощь 6
6 Агрессия и агрессивное поведение Тема 6. Агрессия и агрессивное поведение 4
7 Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста Тема 7. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста 6
8 Терроризм: понятие, основные виды, механизмы формирования террористического сознания Тема 8. Терроризм: понятие, основные виды, механизмы формирования террористического сознания 3
9 Психологические механизмы миграционных процессов Тема 9. Психологические механизмы миграционных процессов 3
10 Этноцентризм и негативная идентичность. Национализм. Ксенофобия. Религия и национализм. Тема 10. Этноцентризм и негативная идентичность. Национализм. Ксенофобия. Религия и национализм. 2

Литература

Основная
  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. - М., 2008.
  2. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: пособие для студентов - СПбГМУ, 2003


Дополнительная
  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004
  2. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М: Наука, 1976.
  3. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. - М., 1991.
  4. Волович В.Г. Академия выживания. М.: Толк, 1995. 368 с.
  5. Кекелидзе З.И. Принципы оказания психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Москва: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1999.
  6. Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2002. 352 с.
  7. Котенёв И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел / Методическое пособие для практических психологов - Москва,1997
  8. Куликов Л.В. Основы психологической самопомощи: учебно-методическое пособие. М.: Внутренние войска МВД РФ, 2005. 136 с.
  9. Куликов Л.В. Психологическая устойчивость личности // Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003. С.104-126.
  10. Справочник практического психолога).
  11. Мастерство психологического консультирования под ред. А.А. Бадхена, А.М. Годиной; издательство "Европейский дом", СПб, 2002 год, 183 стр.
  12. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) Перевод с немецкого Г.Ф. Швейника., М: Прогресс, 1994
  13. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002.
  14. Пантелеев В.А. Человеческий фактор, его значение в подготовке личного состава к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов. Владимир: Владимирский юридический институт МВД РФ, 1997.
  15. Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции. СПб.: Лань, 2003.
  16. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003. С.548-574.
  17. Профессиональный стресс // Гринберг Д. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004. С. 334-368.
  18. Психологи о мигрантах и миграции в России. // Информационно-аналитический бюллетень №2 Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Материалы Круглого стола Российского общества Красного Креста "Принципы и методы социально-психологической реабилитационной работы с вынужденными мигрантами". // Главн. ред. - Солдатова Г.У., М.: Изд-во "Смысл", 2001.
  19. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - 480 с.
  20. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998
  21. Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора.// Сборник статей под ред. Решетникова М.М. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2004.
  22. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. - 268 с.
  23. Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. - СПб., 2002.