5005177 5158448 С.3 Практикум по психодиагностике

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Практикум по психодиагностике

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 5, 6

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины: овладеть практическими навыками проведения психодиагностического исследования и интерпретации полученных данных


Задачи:


  • рассмотреть теоретические основы психометрики;
  • ознакомить с профессионально-этическими нормами психодиагностики;
  • сформировать у студентов знания о профессионально-этических нормах в работе психолога-диагноста;
  • ознакомить студентов с современными методами и методиками диагностики личности и интеллекта;
  • обучить студентов применять диагностические методики и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;
  • сформировать у студента навык выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи
  • обучить способам адекватного применения диагностического инструмента.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Практикум по психодиагностике» изучается на третьем курсе (5,6 семестр), относится к циклу профессиональных дисциплин (C.3) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология».


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, социология, культурология);
  • в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (современные концепции естествознания, антропология, функциональная анатомия ЦНС с курсом латинской терминологии, нейрофизиология);
  • в цикле профессиональных дисциплин (общая психология, общепсихологический практикум, психодиагностика).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1 — ОК-3, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ОК-13.
б) профессиональные (ПК): ПК-3, ПК-6 — ПК-8, ПК-10, ПК-21.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • теоретические основы психометрики;
  • профессионально-этические нормы психодиагностики;
  • требования к валидности и надежности психодиагностических методик и достоверности получаемой информации;
  • особенности применения тестов интеллекта, методик диагностики личностной и мотивационной сферы, а также межличностных отношений;

Уметь:

  • применять диагностические методики и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;
  • оценивать качество психодиагностических методик;
  • проектировать и конструировать психодиагностические методики;

Владеть:

  • приемами проектирования этапов установления психометрических характеристик методики;
  • способами оценивания качества психодиагностических методик.
  • технологиями выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи;
  • приемами осуществления всех этапов диагностического процесса, в том числе способами мотивирования и инструктажа диагностируемых;
  • способами адекватного применения диагностического инструмента;

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 5 Семестр 6
Общая трудоемкость дисциплины 108 47 61
Лекции 24 12 12
Практические занятия 39 15 24
Самостоятельная работа 45 20 25
Формы промежуточного контроля

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Психометрические основы психодиагностики
2 2 0 Процедура тестирования. Подготовительный этап тестирования. Условия и основные аспекты процедуры тестирования. Этапы психодиагностического процесса. Инструкция и ее роль в тестировании. Клинический и статистический подходы к интерпретации теста. Диагноз и его виды.
Психологические измерения в психодиагностике
2 2 0 Шкала. Классификация процедур измерения по типу (уровню) шкалы (шкалы наименований, порядка, интервалов отношений) и по степени ее структурной сложности

(определение локации точки по шкале, одномерное и многомерное шкалирование). Свойства шкалы. Допустимое преобразование. Адекватная шкале статистика.

Психодиагностика личности-5
8 11 0 Теория личности как основа психодиагностики. Традиционная модель. Деятельность как опосредствующий процесс в отношениях субъект–среда. Общая характеристика личностных опросников. Критериальный подход и факторный метод разработки опросников. Оценка личностных опросников. Модель понимания вопросов Голдберга. Альтернативные методы оценки личности. Биографические опросники. Оценка среды.
Интеллект и его диагностика
8 12 0 История понятия «интеллект» в психодиагностике. Первые тесты интеллекта. Понятие IQ. Современные методы диагностики. Подходы к определению понятия интеллект.

Методы диагностики интеллекта. Критериально ориентированное тестирование. Изучение процессуальных характеристик деятельности. Тесты интеллекта.

Психодиагностика познавательной сферы
2 8 0 Психодиагностика внимания. Виды внимания. Основные характеристики внимания и свойства внимания. Экспериментальные исследования свойств внимания. Исследование закономерностей распределения внимания. Исследование процесса переключения

внимания.

Психодиагностика личности-6
2 4 0 Понятие проекции. Проекция как психологический феномен. Классическая и атрибутивная проекция. Виды проекции по Д.Холмсу. Теоретические обоснования проективного подхода к диагностике личности. Активность и личностный характер восприятия. Проективные методы как способ выявления бессознательного. Защитные механизмы.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Психометрические основы психодиагностики. Условия и основные аспекты процедуры тестирования. Адаптация переводных тестов. Психометрические основы психодиагностики 2
2 Психологические измерения в психодиагностике Психологические измерения в психодиагностике 2
3 Теория личности как основа психодиагностики. Традиционная модель. Деятельность как опосредствующий процесс в отношениях субъектсреда. Психодиагностика личности-5 4
4 Общая характеристика личностных опросников. Критериальный подход и факторный метод разработки опросников. Оценка личностных опросников. Альтернативные методы оценки личности. Психодиагностика личности-5 2
5 Теоретические обоснования проективного подхода к диагностике личности. Психодиагностика личности-5 2
6 Проективный метод в психологии. Его особенности, классификация. Роль стимула в проективных методиках. Модели стимула.. Психодиагностика личности-6 2
7 История понятия «интеллект» в психодиагностике. Первые тесты интеллекта. Понятие IQ. Современные методы диагностики. Подходы к определению понятия интеллект. Интеллект и его диагностика 2
8 Изучение процессуальных характеристик деятельности. Тесты интеллекта. Интеллект и его диагностика 2
9 Функции психодиагностики в образовании. Тесты достижений. Их основные функции. Тесты по конкретным учебным дисциплинам и их конструирование. Тесты обучаемости. Интеллект и его диагностика 4
10 Психодиагностика познавательной сферы Психодиагностика познавательной сферы 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Психометрические основы психодиагностики. Психометрические основы психодиагностики 2
2 Психологические измерения в психодиагностике Психологические измерения в психодиагностике 2
3 Психодиагностика личности. Психодиагностика личности-5 4
4 Биографические опросники Психодиагностика личности-5 2
5 Проективные методы как способ выявления бессознательного Психодиагностика личности-5 5
6 Защитные механизмы. Психодиагностика личности-6 4
7 Современные методы диагностики интеллекта. Интеллект и его диагностика 12
8 Психодиагностика познавательной сферы Психодиагностика познавательной сферы 8

Литература

Основная
  1. Клиническая психология : учебник для вузов / [В. А. Абабков, А. П. Бизюк, Н. Н. Володин и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.].: Питер, 2011.
  2. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: пособие для студентов – СПбГМУ, 2003.
  3. Романова Е. С. Психодиагностика. 2-е изд.- СПб., 2011
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2002.
  5. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М. 2004.


Дополнительная
  1. Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2001
  2. Бурменская В. Г.Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.,1990
  3. Венгер Л.В., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. - М., 1978.
  4. Лаак Ян Тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М; Воронеж, 1996.
  5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. - М.,1992.
  6. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. - М., 1998.
  7. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб., 2001.
  8. Социально-психологические основы проф. деятельности врача: пособие для студентов – Изд-во СПбГМУ, 2004
  9. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб., 2002.
  10. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. В 3-х кн.- М.: ВЛАДОС, 2003.