5005177 5158442 С.3 Нарушения психического развития в детском возрасте

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Нарушения психического развития в детском возрасте

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 5

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью курса "Нарушения психического развития в детском возрасте" является создание у студента целостного и устойчивого представления о проблемах и специфике аномального психического развития ребёнка.
В задачи курса входит также формирование устойчивых знаний о закономерностях и диагностике психического дизонтогенеза.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина "Нарушения психического развития в детском возрасте" изучается в пятом семестре, относится к профессиональному циклу, базовая (общепрофессиональная) часть Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования.
Учебная дисциплина "Нарушения психического развития в детском возрасте" является составной частью фундаментальной подготовки специалистов - практических психологов.
Связь с предшествующими дисциплинами:
Предусматривается наличие базового среднего и средне-специального образования у студентов, что является необходимым условием усвоения дисциплины.
Связь с последующими дисциплинами:
Предмет тесно взаимосвязан с предметами естественно-гуманитарного цикла, с общей психологией, психологией развития, со специальной психологией, медицинской психологией, психологическим консультированием, а также с медицинскими науками.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • Закономерности нормального и аномального психического онтогенеза ребёнка.
  • Закономерности психических заболеваний у детей.
  • Клинические и психологические типологии дизонтогенеза (Лебединский В.В.).
  • Теоретические основы психологического исследования аномального ребенка.
  • Основные отечественные и зарубежные теоретические подходы к оценке аномального психического развитии.
  • Теоретические основы диагностики детей с различными вариантами дизонтогенеза.
  • различать основные формы нарушений психического развития у детей;
  • подбирать методы диагностики основных типов психического дизонтогенеза у детей;
  • применять психодиагностические методики;
  • анализировать и интерпретировать результаты исследований с учетом имеющихся данных;
  • составлять заключения, на основе полученных результатов.
  • Теоретическим анализом структуры различных аномалий развития.
  • Навыками выделения первичных и вторичных нарушений в структуре дизонтогенеза.
  • Навыками изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
  • Методами диагностики нарушений психического развития у детей в исследовательской и практической деятельности;
  • Методами обработки полученных результатов исследований;
  • Способами разрешения практических психологических задач в системе психосоциальной реабилитации;

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 5
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Лекции 24 24
Практические занятия 39 39
Самостоятельная работа 45 45
Формы промежуточного контроля
Экзамен +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Аномальное психофизиологическое развитие как объект изучения в психологии
6 6 0 Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза. Норма, аномалии и патология в физическом и психическом развитии ребёнка. Критерии нормы развития. Периодизация психического развития. Факторы, влияющие на развитие. Классификация видов дизонтогенеза. Определение основных понятий: коррекция, компенсация, депривация, травма
Основные патопсихологические синдромы у детей с психическим недоразвитием.
2 3 0 Понятие психического недоразвития. Классификации видов психического недоразвития. Особенности психических процессов и личности у детей и подростков с психическим недоразвитием.
Задержка психического развития. Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР
2 6 0 Содержание понятия "задержка психического развития", классификация ЗПР. Психологические особенности у детей и подростов с различными формами ЗПР. Методы психологической диагностики ЗПР, проблема школьной неуспеваемости. Принципы психолого-педагогической коррекции
Олигофрения
4 6 0 Понятие олгофрении. Этиология и патогенез. Стадии олигофрении. Соотношении интеллектуальных и аффективных на¬рушений при олигофрении Методы диагностики. Принципы психолого-педагогической коррекции
Речевые нарушения
2 3 0 Классификация речевых нарушений. Этиология и патогенез речевых нарушений. Методы диагностики и коррекции.
Патопсихологические синдромы при поврежденном развитии
2 3 0 Понятие "поврежденное развитие". Виды, структра дефекта. Локальное поврежденное развитие и диффузное поврежденное развитие. Основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки.
Патопсихологические синдромы при дефицитарном развитии
2 3 0 Патопсихологические синдромы при дефицитарном развитии
Патопсихологические синдромы у детей и подростков при искаженном и дисгармоничном развитии.
2 3 0 Феноменология асинхронного развития. Клинические варианты асинхронного развития, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: дисгармоническое развитие, искажённое развитие.
Синдром раннего детского аутизма
2 6 0 Понятие раннего детского аутизма. Психологические подходы к проблеме РДА. Первичные нарушения в структуре РДА и их характеристика. Основные психологические особенности детей, страдающих аутизмом.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Предмет, цель и задачи психологии аномального развития. Связь с другими разделами и отраслями психологии. Аномальное психофизиологическое развитие как объект изучения в психологии 2
2 Понятие "психический дизонтогенез". Основные признаки (симптомы) психического дизонтогенеза. Аномальное психофизиологическое развитие как объект изучения в психологии 2
3 Типология, феноменология и диагностика психического дизонтогенеза. Аномальное психофизиологическое развитие как объект изучения в психологии 2
4 Основные патопсихологические синдромы у детей с психическим недоразвитием. Основные патопсихологические синдромы у детей с психическим недоразвитием. 2
5 Содержание понятия "задержка психического развития", Основные формы и варианты ЗПР Задержка психического развития. Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР 2
6 Содержание понятия "олигофрения".Этиология. Стадии олигофрении. Олигофрения 2
7 Диагностика олигофрении и методы психологической коррекции Олигофрения 2
8 Классификация речевых нарушений. Этиология и патогенез речевых нарушений Речевые нарушения 2
9 Понятие "поврежденное развитие". Виды, структра дефекта. Диффузно-повреждёный и локально-повреждённый типы развития. Патопсихологические синдромы при поврежденном развитии 2
10 Клинические варианты дефицитарного развития; нарушение анализаторных систем. Патопсихологические синдромы при дефицитарном развитии 2
11 Дисгармоническое психическое развитие: проблемы формирования психопатии в детском и подростковом возрасте возрасте. Патопсихологические синдромы у детей и подростков при искаженном и дисгармоничном развитии. 2
12 Признаки раннего детского аутизма. Характеристика факторов возникновения аутизма у детей. Синдром раннего детского аутизма 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Понятие "психический дизонтогенез" и его соотношение с понятиями "аномалии развития", "дефект развития", "ограниченные возможности". Критерии нормы развития Аномальное психофизиологическое развитие как объект изучения в психологии 3
2 Основные типы психического дизонтогенеза, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки. Аномальное психофизиологическое развитие как объект изучения в психологии 3
3 Феноменология недостаточного развития. основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки Основные патопсихологические синдромы у детей с психическим недоразвитием. 3
4 Понятие и классификация ЗПР. Психологические особенности у детей и подростов с различными формами ЗПР. Задержка психического развития. Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР 3
5 Проблема психологической диагностики ЗПР, проблема школьной неуспеваемости. Принципы психолого-педагогической коррекции Задержка психического развития. Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР 3
6 Олигофрения. Соотношение интеллектуальных и аффективных на¬рушений при олигофрении. Олигофрения 3
7 Методы диагностики. Принципы психолого-педагогической коррекции при олигофрении. Олигофрения 3
8 Речевые нарушения. Методы диагностики и коррекции Речевые нарушения 3
9 Нарушение когнитивных функций и поведенческой сферы при поврежденном развитии. Патопсихологические синдромы при поврежденном развитии 3
10 Методы диагностики и психолого-педагогической коррекции при дефицитарном развитии. Патопсихологические синдромы при дефицитарном развитии 3
11 Особенности когнитивной, мотивационно-волевой и личностной сфер при дисгармоническом развитии. Принципы психолого-педагогической коррекции Патопсихологические синдромы у детей и подростков при искаженном и дисгармоничном развитии. 3
12 Особенности развития когнитивной, двигательной, мотивационно-волевой и личностной сфер у детей с признаками аутизма. Синдром раннего детского аутизма 3
13 Психолого-педагогическая характеристика аутичных детей (четыре группы детей). Общие принципы диагностики и коррекции аутичных детей. Синдром раннего детского аутизма 3

Литература

Основная
  1. Зейгарник Б. В. Патопсихология: основы клинической диагностики практики: уч. пособие. 3-е изд. Юрайт., 2013
  2. Клиническая психология: учебник /Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СПб., 2011.
  3. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: пособие для студентов - СПбГМУ, 2003
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. - М., 2008.
  5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 4-е изд. СПб., 2012


Дополнительная
  1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М, 1995
  2. Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь, 2000.
  3. Балахонов А.В. Ошибки развития. ЛГУ 1990.
  4. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. - М., 1967.
  5. Выготский Л. С. О психологических системах //Собрание сочинений. Т. 1. - М.: Педагогика. -1982.
  6. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6т.- М., 1984.- Т.5.
  8. Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.
  9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  10. Капустин С.А. Теории нормальной и аномальной личности в классических направлениях психотерапии: проблема интеграции / С.А. Капустин. - Мн., 1997.
  11. Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. - СПб., 2002.
  12. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.
  13. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.
  14. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. М., 1971.
  15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., Педагогика, 1989.
  16. Маклаков, А. Г Адаптационный потенциал личности / А.Г. Маклаков // Психологиче¬ский журнал, 2000. - №1. - С. 21-36.
  17. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д, 2000.
  18. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д, 2000.
  19. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
  20. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2006.
  21. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.
  22. Усанова О. Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990.
  23. Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями в развитии. М., 2001.