5005177 5158337 С.3 Введение в клиническую психологию

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Введение в клиническую психологию

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 3

Программа

Цели и задачи дисциплины

Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов теоретических основ Введения в клиническую психологию, структуры современной Введения в клиническую психологию, взаимосвязи развития теории и практики Введения в клиническую психологию, ее прикладной значимости в решении вопросов медицины и других областей психологии. Ознакомить студентов с современным состоянием клинической психологии, ее методологической основой, основными направлениями: нейропсихологией, патопсихологией, психологическими основами психотерапии, психологическими проблемами психосоматических взаимоотношений, психопрофилактическим направлением медицинской психологии.


Задачами дисциплины являются:


  • Освоить фундаментальные теоретические основы клинической психологии.
  • Ознакомить студентов с общепсихологическими фундаментальными проблемами, решаемыми клинической психологией.
  • Освоить основные понятия и теоретические положения клинической психологии.
  • Сформировать представления о месте клинической психологии среди других психологических дисциплин и смежными дисциплинами (психиатрией, физиологией, внутренними болезнями, педагогикой).
  • Ознакомить студентов с основными методами экспериментально-психологического исследования больных людей и основными направлениями психокоррекционной работы.
  • Используя теорию и методы психологической науки, изучить роль психологических факторов в этиологии патогенезе и реабилитации и профилактике заболеваний;
  • Дать представление о специфике работы клинического психолога при различных заболеваниях;
  • Освоить практические навыки и умения при применении клинических диагностических методик, умение интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Введение в клиническую психологию» изучается в третьем семестре, относится к профессиональному циклу, базовая (общепрофессиональная) часть Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования.


Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности».


Освоение дисциплины «Введение в клиническую психологию» является необходимой основой для изучения таких психологических дисциплин базовой части профессионального цикла как «Специальная психология», «Нейропсихология», «Патопсихология», «Психотерапия: теория и практика», «Психологическое консультирование».


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, этика, культурология);
  • в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (современные концепции естествознания, антропология, функциональная анатомия ЦНС с курсом латинской терминологии нейрофизиология физиология).

Знания, необходимые для изучения последующих дисциплины:


  • дисциплины профессионального цикла, включая такие дисциплины, как педагогическая психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии в высшей школе.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1 — ОК-3;
б) профессиональные (ПК): ПК-15, ПК-17 — ПК-20, ПК-23.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • фундаментальные теоретические основы клинической психологии;
  • основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей и основные направления психокоррекционной работы.
  • общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией.

Уметь:

  • применять клинические диагностические методики;
  • интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей;
  • составлять заключения, на основе полученных результатов.

Владеть:

  • способностью к обобщению и систематизации полученных в психодиагностическом исследовании данных, умением делать выводы об особенностях познавательной и личностной сферы исследуемых субъектов, комментировать выявленные возможные различия, а также рекомендовать направления и возможные средства по коррекции выявленных отклонений в развитии;
  • умением обобщать и систематизировать полученные в психодиагностическом исследовании данные в соответствии с данными анамнеза и индивидуальными особенностями исследуемого; проводить сравнительный анализ показателей развития диагностируемых характеристик у испытуемых с различной психической патологией.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 180 180
Лекции 36 36
Практические занятия 90 90
Самостоятельная работа 54 54
Формы промежуточного контроля
Экзамен +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Клиническая психология как наука.
6 9 0 Предмет и объект клинической психологии.

Основные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Краткая история развития клинической психологии в России и за рубежом. Основные этапы развития клинической психологии. Методы клинической психологии.

Методологические проблемы клинической психологии.
6 9 0 Проблема нормы и патологии. Релятивистские представления о норме. Проблема развития, регресса и распада в клинической психологии. Проблема соотношения развития и распада в клинической психологии. Внутренняя картина болезни (ВКБ).
Основные направления клинической психологии
3 5 0 Нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, психология аномального развития.
Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине.
6 9 0 Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Понятие болезни.

Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов. Био-психо-социальная модель. Ограничения существующих моделей. Методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии.

Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения.
6 9 0 Психологические механизмы невротических и связанных со стрессом расстройств. Основные типы психических расстройств. Краткая характеристика основных видов психической патологии в соответствии с МКБ-10. Основные представления о психологических механизмах, лежащих в основе психических, поведенческих и психосоматических расстройств.

Расстройства личности.

Медицинская психология соматического больного.
3 4 0 Психология соматически больного. Психосоматические и соматопсихические взаимосвязи. Психологические факторы в возникновении и течении функциональных и органических расстройств организма человека. Основные психосоматические заболевания. Реакция личности на болезнь, психосоциальная адаптация к болезни, качество жизни, связанное со здоровьем.
Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения.
6 9 0 Этические принципы деятельности клинического психолога. Понятие психологической интервенции: ее определение, основные направления, причины терапевтического эффекта. Определения: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Цели психологического консультирования. Консультирование как психологический процесс.
Организационные вопросы. Контроль знаний.
0 36 0 Экзамен

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Клиническая психология как наука. Клиническая психология как наука. 4
2 История клинической психологии Клиническая психология как наука. 2
3 Основные направления клинической психологии Основные направления клинической психологии 2
4 Методологические проблемы клинической психологии. Проблема нормы и патологии в клинической психологии. Методологические проблемы клинической психологии. 4
5 Понятие Внутренняя картина болезни (ВКБ) Методологические проблемы клинической психологии. 2
6 Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине. 2
7 Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения. 2
8 Расстройства личности и девиантные формы поведения. Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения. 2
9 Психологические механизмы невротических и связанных со стрессом расстройств. Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения. 2
10 Медицинская психология соматического больного. Медицинская психология соматического больного. 2
11 Основные представления о психологии телесности. Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения. 2
12 Психологическая интервенция. Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 2
13 Основные направления современной психотерапии. Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 2
14 Психологические аспекты лечебного процесса. Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 2
15 Психологические основы реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 2
16 Этические принципы деятельности клинического психолога и ее деонтологические аспекты. Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Основные направления практической деятельности клинического психолога Клиническая психология как наука. 4
2 Методы клинической психологии. Клиническая психология как наука. 4
3 Проблема развития, регресса и распада в клинической психологии. Методологические проблемы клинической психологии. 4
4 Медико-биологическая модель психических расстройств. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине. 2
5 Психосоциальная модель психических расстройств. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине. 2
6 Био-психо-социальная модель психических расстройств. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине. 2
7 Расстройства личности. Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения. 4
8 Психологические особенности соматических больных. Медицинская психология соматического больного. 4
9 Психофизиологические, психологические, социальные механизмы развития поведенческих девиаций и их формы. Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения. 4
10 Психогении. Нарушения психической деятельности при психических, поведенческих и соматических заболеваниях. Расстройства личности и девиантные формы поведения. 4
11 Психологические основы психотерапии. Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 4
12 Психологическое консультирование. Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 4
13 Психологические аспекты лечебного процесса. Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 4
14 Психологические основы реабилитации больных. Принципы реабилитации Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 4
15 Экспертное консультирование Психологические основы психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, восстановительного обучения. 4

Литература

Основная
  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2008.
  2. Тюльпин Ю.Т. Медицинская психология: учебник – М.: Медицина, 2004. Торохтий, Владимир Свиридович. Психологическое здоровье семьи : учеб.-метод. пособие / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб. : КАРО, 2009. - 160 c.
  3. Клиническая психология: учебник /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2011.


Дополнительная
  1. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб., 2000.
  2. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. – СПб., 2003.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008
  4. Исурина Г.Л. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели // Клиническая психология: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 250-261.
  5. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004.
  6. Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб., 2002.
  7. Клиническая психология: Словарь/Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2006.
  8. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Д. Барлоу. – 3-е изд. – СПб., 2008.
  9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология, -М., Академия, 2007.
  10. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М., 1991.
  11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
  12. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М., 2005.
  13. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – СПб., 2005.
  14. Смулевич А.Б. Расстройства личности. – М., 2007
  15. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.
  16. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М., 2002/2006
  17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., СПб., 1970, 2000.
  18. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002.
  19. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб., 2003.
  20. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть I. История Клинической психодиагностики: Учебное пособие. – СПб., 2006.
  21. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть 2. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: Учебное пособие. – СПб., 2007.
  22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи – изд. 2-е, расширен., доп. – СПб., 1999.
  23. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.