5005177 5158336 С.3 Организационная психология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Организационная психология

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 3, 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • рассмотреть предмет и методы организационной психологии,
  • представить теоретические модели организационной психологии;
  • проанализировать систему категорий и понятий, описывающих психологические составляющие организационных процессов;
  • дать представление о современных категориях, основных понятиях и концепциях организационной психологии;
  • научить анализировать социально-психологические явления в организациях;
  • ознакомить с теоретическими подходами отечественных и зарубежных психологов;
  • обучить студентов приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту;
  • сформировать у студента навык самостоятельной работы и анализа научной психологической литературы;
  • сформировать представление о методах управления и проведении психологического исследования в организациях.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, социология, педагогика, экономика);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (функциональная анатомия ЦНС, анатомия, физиология ВНД и сенсорных систем, нейрофизиология, антропология, );
  • в цикле профессиональных дисциплин (общая психология, социальная психология).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-10;
б) профессиональные (ПК): ПК-24, ПК-25.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • Основные понятия, методологические основы организационной психологии
  • структуру групп и коллективов
  • концепции руководства и лидерства
  • теоретические концепции отечественных и зарубежных авторов
  • методы проведения психологического исследования социальных явлений в организациях
  • анализировать социально-психологические явления в организациях
  • работать с научной психологической литературой
  • интерпретировать и систематизировать данные психологических исследований.
  • основными методами руководства: постановкой и распределением задач, делегированием и контролем, обратной связью и оценкой исполнения, обучением на рабочем месте, индивидуальным и групповым принятием решений
  • основными методами урегулирования конфликтных ситуаций на производстве и в быту.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 3 Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 144 60 84
Лекции 36 20 16
Практические занятия 54 16 38
Самостоятельная работа 54 24 30
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Организационная психология как научная и прикладная дисциплина.
6 8 0 Уровни анализа в исследовании организационных процессов. Организационная психология в системе наук. Предмет и методы организационной психологии. Основные теоретические подходы в организационной психологии: классические теории организации Ф.Тейлора, Г.Эмерсона; организационные концепции "человеческих отношений" Э.Мэйо, Д.МакГрегора, Ф. Херцберга; японская школа.
Группы в организациях.
8 8 0 Группы как фактор организационной деятельности. Структурно-функциональные особенности организации. Феномены группового поведения в организациях. Команды в организациях. Преданность организации. Феномен организационной власти. Руководство и лидерство. Социально-психологический климат в организациях: сущность, факторы формирования, показатели.
Личность в организациях
8 14 0 Социализация личности в организациях. Карьера в организациях. Психологические аспекты индивидуальной карьеры. Психологические факторы формирования отношения к труду: потребности, мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом.
Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения.
10 16 0 Основы управления в организациях. Принятие решений в организациях. Психологические аспекты принятия управленческих решений. Методы принятия группового решения: мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод контрольных вопросов. Конфликт в организациях: причины и сущность, типологии. Способы управления организационными конфликтами.
Организационная культура и ее взаимоотношения с культурной социализацией общества
4 8 0 Понятие организационной культуры. Структура и содержание организационной культуры. Национальный аспект

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Организационная психология как наука. Соотношение терминов "организационная психология" и "психология управления". История развития организационной психологии в России и за рубежом. Организационная психология как научная и прикладная дисциплина. 4
2 Организационная психология в системе наук. Предмет и методы организационной психологии. Организационная психология как научная и прикладная дисциплина. 2
3 Группы как фактор организационной деятельности. Структурно-функциональные особенности организации. Жизненный цикл организации. Группы в организациях. 2
4 Руководство и лидерство: теоретические концепции. Лидерство и организационная власть. Развитие лидерства в российском контексте. Группы в организациях. 2
5 Социально-психологический климат в организациях: сущность, факторы формирования, показатели. Принципы создания команды в организации. Достоинства и недостатки команды. Цели формирования команды. Группы в организациях. 4
6 Социализация личности в организациях. Карьера в организациях. Психологические аспекты индивидуальной карьеры. Личность в организациях 2
7 Ролевое поведение в организации. Связь ролевого поведения с культурой организации. Личность в организациях 2
8 Статус как проявление особенностей системы взаимоотношений в организации. Связь статуса, организационной культуры и ролевого поведения. Личность в организациях 2
9 Современные теории мотивации. Мотивация и стимулирование: сходство и различия. Удовлетворенность трудом и психологический климат в коллективе. Личность в организациях 2
10 Модели организационного поведения. Современные проблемы управления организационным поведением. Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения. 2
11 Принятие решений в организациях. Психологические аспекты принятия управленческих решений Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения. 2
12 Коммуникации в организациях. Типы коммуникаций. Коммуникативные потоки. Критерии оценки коммуникативной структуры организации. Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения. 4
13 Конфликт в организациях: причины и сущность, типологии. Способы управления организационными конфликтами. Группы в организациях. 2
14 Организационная культура: структура и содержание, типологии и диагностика. Связь организационной культуры с организационным поведением. Организационная культура и ее взаимоотношения с культурной социализацией общества 2
15 Организационные изменения и управление ими. Организационная культура и ее взаимоотношения с культурной социализацией общества 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Методы организационной психологии. Организационная психология как научная и прикладная дисциплина. 4
2 Анкетирование в организациях: практические аспекты Организационная психология как научная и прикладная дисциплина. 2
3 Современные теоретические концепции организационной психологии. Организационная психология как научная и прикладная дисциплина. 2
4 Взаимодействие личности и группы. Конструктивное и деструктивное развитие отношений в организации Группы в организациях. 2
5 Руководство и лидерство: сходство и различие; влияние на поведение сотрудников. Психологический анализ личности руководителя в организации. Преданность организации. Феномен организационной власти Группы в организациях. 4
6 Социально-психологический климат в организациях: способы диагностики. Группы в организациях. 2
7 Психологические факторы формирования отношения к труду: потребности, мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Личность в организациях 4
8 Личность в организации. Специфика индивидуальной адаптации. Влияние адаптации отдельного работника на успешность деятельности организации в целом. Личность в организациях 4
9 Проблемное поведение личности в организациях. Типы проблемных работников. Дисциплинарная культура и этика Личность в организациях 4
9 Проблемное поведение личности в организациях. Типы проблемных работников. Дисциплинарная культура и этика Личность в организациях 4
10 Коммуникативные потребности людей и их реализация в рамках организации. Коммуникативные барьеры в организации. Типы барьеров. Особенности их преодоления. Личность в организациях 2
11 Методы принятия группового решения: мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод контрольных вопросов. Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения. 4
12 Стили делового общения. Практикум по развитию коммуникативной компетентности. Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения. 4
13 Проведение бизнес-тренинга Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения. 4
14 Модели и типы конфликтов в организации. Динамика конфликта. Управление конфликтами и управление через конфликт. Влияние конфликтов на организационное поведение. Управление коммуникациями в современной организации. Психология делового общения. 4
15 Природа организационных изменений. Психологические аспекты в Организационная культура и ее взаимоотношения с культурной социализацией общества 4

Литература

Основная
  1. Организационная психология / под ред. А.В.Карпова. – М.: Юрайт, 2012.
  2. Рогов Е. И. Организационная психология. – М.: Юрайт, 2012


Дополнительная
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2004
  2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж.М., Доннелли Д.Х. - мл. Организации: поведение, структура, процессы. - М., 2000.
  3. Голубкова О.А., Сатикова С.В. Практикум по организационному поведению. - СПб. 2005
  4. Громова Т. Организационное поведение. - М., 1999
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000
  6. Денисов В. Т. Инновации: Информационные технологии в управлении предприятием: монография / В. Т. Денисов, Л. В. Кальянов, Д. В. Киреев. - Саратов: Научная книга, 2006.
  7. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - М, Академия, 2005.
  8. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. - М., 1993.
  9. Доценко М. Психология манипуляции. - М., 1997.
  10. Занковский А.Н. Организационная психология. - М: Форум, 2009.
  11. Инновации: Учебное пособие для вузов; А.В. Барышева, К.В. Балдин, С.Н. Галдицкая, М.М. Ищенко, И.И. Передеряев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Барышевой. - М.: Дашков и К, 2007.
  12. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003.
  13. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 2000.
  14. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. - СПб. 1999.
  15. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. -М., 1996
  16. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб., 2000
  17. Организационная психология. Учебник/Под ред. Власова П.К., Маничева С.А., Суходольского Г.В. – СПб: изд-во СПбГУ, 2008.
  18. Организационная психология: хрестоматия / Сост. и общ. редакция Л.В.Винокурова, И.И.Скрипюка. – Спб.: Питер, 2001.
  19. Психология менеджмента. Учебник/Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: изд-во СПбГУ, 2000.
  20. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2000.
  21. Л.Г. Почебут, В.А. Чикер Организационная социальная психология. - СПб., Речь, 2000.
  22. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб: Питер-Пресс, 2010.
  23. Социально-психологические основы проф. деятельности врача: пособие для студентов – Изд-во СПбГМУ, 2004.
  24. Тобиас Лестер. Психологическое консультирование и менеджмент. - М., 2000.