5005177 5158333 С.3 Социальная психология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Социальная психология

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 3, 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения данной дисциплины является изучение социально-психологических закономерностей взаимодействия с окружающими людьми и формирование у студентов представлений об общих закономерностях проявления социально-психологических феноменов.


Задачи:


  • раскрыть содержание основных законов и детерминант проявления социально-психологических феноменов;
  • ознакомить студентов с основными разделами социальной психологии;
  • сформировать у студентов представления о значимости и возможностях применения социально-психологических знаний в будущей практической деятельности.
  • обучить студента приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.
  • сформировать у студента навык самостоятельной работы и анализа научной и прикладной социально-психологической литературы

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Социальная психология» изучается на втором курсе (3,4 семестр), относится к циклу профессиональных дисциплин (C.3) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Клиническая психология.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, социология, педагогика);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (функциональная анатомия ЦНС, анатомия, физиология ВНД и сенсорных систем, нейрофизиология, антропология, );
  • в цикле профессиональных дисциплин (общая психология).

Социальная психология является дисциплиной, обеспечивающей формирование у студентов целостной системы представлений об основных законах межличностного взаимодействия, психологии малых групп, психологии больших групп, структуре и типологии межличностного общения.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-5.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать: основные понятия, методологические основы социальной психологии, ключевые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей, теоретические концепции отечественных и зарубежных авторов, проблемы личности в социальной психологии; психологию группы, структурные и динамические характеристики малой группы; практические приложения социальной психологии.


Уметь: анализировать социально-психологические явления, работать с научной психологической литературой, интерпретировать и систематизировать данные психологических исследований; наиболее эффективно устанавливать контакты с пациентами и коллегами на основе полученных в процессе усвоения курса знаний.


Владеть: методами социально-психологической диагностики для коррекции, управления и развития структуры взаимоотношений с личностью и группой.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 3 Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 180 69 111
Лекции 36 18 18
Практические занятия 90 27 63
Самостоятельная работа 54 24 30
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +
Зачет + -

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Социальная психология как наука. Предмет и методы социальной психологии.
9 12 0 Предмет и область социальной психологии как науки, дискуссии о предмете социальной психологии в России и за рубежом. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками: общей психологией, социологией и др. История отечественной социальной психологии. Краткий обзор развития зарубежной социальной психологии XX века.
Социальная психология групп
9 15 0 Проблема группы в социальной психологии. Характеристика больших социальных групп.

Психология малых групп. Определение понятие «малая группа», основные и дополнительные характеристики малых групп. Размеры малых групп. Условия образования малых групп. Целеполагание и совместная деятельность, этапы формирования малых групп.

Социальная психология общения
6 12 0 Проблема общения в социальной психологии. Место общения в системе отношений человека. Общение и социальные отношения. Общение и деятельность. Уровни развития взаимопонимания в процессе общения. Значение функции общения. Типы, виды и формы общения.
Социальная психология личности
9 9 0 Проблема личности в социальной психологии.

Историческое развитие взглядов на личность в социальной психологии. Различие в понимании личности в социологии, общей психологии и социальной психологии. Личность как продукт социальной среды, системы общественных отношений. Понятие личности в социальной психологии. Личность и общество, личность и группа.

Прикладная социальная психология
3 6 0 Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития. Функции и задачи прикладной социальной психологии. Основные направления прикладных исследований в современной социальной психологии. Прикладные социально-психологические исследования в медицине.
Организационные вопросы. Контроль знаний.
0 36 0 Экзамен

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Социальная психология как наука. История развития социальной психологии в России и за рубежом. Социальная психология как наука. Предмет и методы социальной психологии. 3
2 Методология социально-психологического исследования. Социальная психология как наука. Предмет и методы социальной психологии. 3
3 Методы социальной психологии. Социальная психология как наука. Предмет и методы социальной психологии. 3
4 Проблема группы в социальной психологии. Характеристика больших социальных групп. Социальная психология групп 3
5 Психология малых групп Социальная психология групп 3
6 Руководство и лидерство. Социальная психология групп 3
7 Проблема личности в социальной психологии. Структура личности. Социальная психология личности 3
8 Социализация личности. Социальная психология личности 3
10 Проблема общения в социальной психологии. Типы, уровни и функции общения. Социальная психология общения 3
11 Общение как обмен информацией, взаимодействие и восприятие людьми друг друга. Социальная психология общения 3
12 Теоретические основы, функции и задачи прикладной социальной психологии Социальная психология общения 3

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Метод эксперимента в социальной психологии. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма. Социальная психология как наука. Предмет и методы социальной психологии. 3
2 Социометрический метод Дж.Морено. Социальная психология как наука. Предмет и методы социальной психологии. 3
3 Представление результатов собственных социально-психологических исследований с использованием метода наблюдения и контент-анализа. Социальная психология как наука. Предмет и методы социальной психологии. 6
4 Структура малой группы. Типы структур. Социальная психология групп 3
5 Социально-психологические феномены: аффилиация, аттракция, агрессия, предрассудки, альтруизм. Социальная психология групп 3
6 Типы и формы лидерства. Лидерские стратегии. Социальная психология групп 3
7 Групповые эффекты как результат взаимодействия членов группы друг с другом. Социальная психология групп 3
8 Психология убеждения и социального влияния Социальная психология групп 3
9 Структура «Я-концепции» личности. Социальная идентичность. Социальные роли и статусы личности. Социальная психология личности 3
10 Ценности, нормы, установки. Социальные стереотипы и предубеждения. Социальная психология личности 3
11 Взаимовлияние установок личности на поведение. Социальная психология личности 3
12 Языки общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Социальная психология общения 6
13 Основы социально-психологического тренинга: правила обратной связи, групповая динамика, техники активного слушания. Социальная психология общения 6
14 Социальное познание и здоровье человека. Прикладная социальная психология 3
15 Применение социальной психологии в работе психолога в клинике. Прикладная социальная психология 3
16 Экзамен Организационные вопросы. Контроль знаний. 36

Литература

Основная
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2004
  2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер-Пресс, 2010.
  3. Социально-психологические основы проф. деятельности врача: пособие для студентов – Изд-во СПбГМУ, 2004.
  4. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб: Питер-Пресс, 2010.


Дополнительная
  1. Агеев В.С. – Психология межгрупповых отношений. М. МГУ. 1983.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект-Пресс, 1997
  3. Аронсон Э., Уилсон Т.Общественное животное, введение в социальную психологию.– М., Аспект Пресс, 1999
  4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – Спб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002
  5. Аттватер И. Я Вас слушаю. М., 1988
  6. Бандура А. Теория социального научения.– СПб: Евразия, 2000
  7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.– Социальная психология личности.– М., Аспект Пресс, 2001
  8. Битянова М.Р. – Социальная психология.– М.:Эксмо – Пресс, 2001
  9. Берн Э. – Лидер и группа, структура и динамика организаций и групп.– Екатеринбург, 2000
  10. Берн Э. Игры в которые играют люди.– Екатеринбург, 2000
  11. Бодалев А.А. Психология общения.– М. Воронеж: НПО «Модэк», 2002
  12. Вацлавик П., Джексон Д. и др. – Психология межличностной коммуникации. – СПб. 2000
  13. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А.
  14. Петровской, О.В. Соловьевой.– М.:Смысл, 1996
  15. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения.- Спб.:прайм-ЕВРОЗНАК,2003
  16. Вердербер Р., Вердербер К. Общение.Интенсивный курс.–Спб.:прайм,ЕВРОЗНАК,2005
  17. Вундт В. Психология народов.– М.: Экспо, 2002
  18. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005
  19. Донцов А.И. – Психология коллектива. М. МГУ. 1984.
  20. Деев П. – Психология малых групп. М. 1979.
  21. Донцов Р.И. – Проблемы групповой сплоченности М. МГУ. 1978
  22. Емельянов Ю.Н. – Активное социально-психологическое обучение. Л.ЛГУ, 1986
  23. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2000
  24. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. М., 2004
  25. Кричевский Р.Л. и др. – Психология малой группы. М. Аспект Пресс ,2001.
  26. Кроник А., Кроник Е. – В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. – М. 1989
  27. Лейтц Г. – Психодрама: теория и практика. Клиническая психодрама. М. 1997
  28. Левин К. – Теория поля в социальных науках.– СПб.:Сенсор, 2000
  29. Мелибруда Е. Я – ты – мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.
  30. Методы психологической диагостики (ред В.Н.Дружинин). М. 1993
  31. Методы социальной психологии. Л. ЛГУ. 1977