5005177 5158332 С.3 Психология личности

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Психология личности

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • ознакомить студентов с зарубежными и отечественными социально-психологическими теориями личности, теориями социализации личности, экспериментальными исследованиями аттитюдов, с классическими социально-психологическими экспериментами в области социального влияния, с социально-психологическими исследованиями отношений личности, с социально-психологическими особенностями различных типов личности и методами их диагностики.
  • раскрыть социально-психологическую проблематику изучения личности, показать отличие социально-психологического подхода к личности от социологического и общепсихологического, преемственности различных психологических и социологических подходов в определении личности.
  • сформировать у студентов интерпретативный подход к анализу и пониманию личности и ее социального поведения.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, социология, педагогика);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (функциональная анатомия ЦНС, анатомия, физиология ВНД и сенсорных систем, нейрофизиология, антропология, );
  • в цикле профессиональных дисциплин (общая психология).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК9;
б) профессиональные (ПК): ПК-3,ПК-21.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • актуальные вопросы, задачи, проблемы психологии личности;
  • основные концепции личности;
  • структурные компоненты личности;
  • методологически грамотно выделять проблему исследования в области психологии личности;
  • ориентироваться в многообразии теорий личности зарубежных и отечественных авторов;
  • определять свойства, мотивы, факторы, влияющие на индивидуальное развитие и поведения личности человека
  • анализа теории личности, в соответствии с требованиями к психологической теории;
  • выявлять индивидуальные характеристики, связанные с ценностно-смысловой природой образа мира и образа жизни человека.
  • адекватного применения методологии и методов исследования личности в ситуациях собственного развития.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 72 72
Лекции 12 12
Практические занятия 24 24
Самостоятельная работа 36 36
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Психология личности: введение в дисциплину
6 0 0 Личность как центральный психологический феномен. Понимание личности в историческом развитии. Специфика человека как личности. Современное состояние науки о личности. Общие признаки личности. Свобода личности как родовая характеристика человека. Концепции смысла жизни.
Основные подходы в изучении личности
6 0 0 Классификация основных подходов к личности. Классификации отечественных и зарубежных концепций. Личность как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира.Феноменология личности: основные личностные образования. Исследование и оценка в психологии личности. Типы методов оценки.Методики диагностики индивидуальных особенностей личности.
Ограниченные (полюсные) одномерные модели личности
0 8 0 Психодинамическое направление в теории личности: психодинамическая концепция З.Фрейда. Личность в межперсональной теории психиатрии Г.Салливана, теория эго и защитных механизмов А.Фрейд. Эко-психология и связанные с ней направления в теории личности: психосоциальная концепция развития личности Э.Эриксона, гуманистическая теория личности Э.Фромма, социокультурная теория личности К.Хорни. Результаты пересмотра психодинамического направления: индивидуальная психология А.Адлера, концепция развития личности Э. Берна. Модели личности в российской науке: личность в рефлексологии В.М.Бехтерева, личность в науке о высшей нервной деятельности И.П.Павлова, личность в учении о рефлексе И.П.Сеченова. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: концепция оперантного научения Б.Скиннера. Гуманистическое направление в теории личности: гуманистическая теория А.Маслоу, феноменологическая теория личности К.Роджерса. Диспозициональное направление в теории личности: диспозиционная теория Г.Олпорта. Факторный анализ личности: структурная теория личности Р.Кеттела и Д , типологическая концепция личности Г.Айзенка, теория личности Д.Гилфорда.
Односторонние двухмерные модели личности.
0 8 0 Когнитивное направление в теории личности: когнитивная теория Д.Келли, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, теория структурного балланса Ф Хайдера, теория конгруэнтности Ч.Осгута и П. Танненбаума, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома. Аналитическая психология К.Юнга. Трансперсональная психология: концепция психосинтеза Р. Ассаджиоли, трансперсональный подход к человеку С.Гроффа, трансперсональная концепция В.Уилбера
Двусторонние двухмерные модели личности
0 8 0 Личность в концепциях А.Ф Лазурского, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева. . Модели личности в российской науке: концепция личности С.Л.Рубинштейн, деятельностная концепция личности А.Н.Леонтьева, личность в психологии установки Д.Н.Узнадзе.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Психология личности: введение в дисциплину. Личность как центральный психологический феномен.Понимание личности в историческом развитии Психология личности: введение в дисциплину 2
2 Специфика человека как личности. Современное состояние науки о личности. Общие признаки личности. Психология личности: введение в дисциплину 2
3 Свобода личности как родовая характеристика человека. Концепции смысла жизни. Психология личности: введение в дисциплину 2
4 Классификация основных подходов к личности. Классификации отечественных и зарубежных концепций. Основные подходы в изучении личности 2
5 Личность как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира.Феноменология личности: основные личностные образования. Основные подходы в изучении личности 2
6 Исследование и оценка в психологии личности. Типы методов оценки.Методики диагностики индивидуальных особенностей личности Основные подходы в изучении личности 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Психодинамическое направление в теории личности: психодинамическая концепция З.Фрейда. Личность в межперсональной теории психиатрии Г.Салливана, теория эго и защитных механизмов А.Фрейд. Ограниченные (полюсные) одномерные модели личности 2
2 Результаты пересмотра психодинамического направления: индивидуальная психология А.Адлера, концепция развития личности
Э. Берна, аналитическая психология К.Юнга.
Ограниченные (полюсные) одномерные модели личности 2
3 Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: концепция оперантного научения Б.Скиннера, социально-когнитивное направление А.Бандуры и Д. Роттера. Ограниченные (полюсные) одномерные модели личности 2
4 Гуманистическое направление в теории личности: гуманистическая теория А.Маслоу, феноменологическая теория личности К.Роджерса Ограниченные (полюсные) одномерные модели личности 2
5 Когнитивное направление в теории личности: когнитивная теория Д.Келли, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, теория структурного балланса Ф Хайдера, теория конгруэнтности Ч.Осгута и П. Танненбаума, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома Односторонние двухмерные модели личности. 2
6 Эко-психология и связанные с ней направления в теории личности: психосоциальная концепция развития личности Э.Эриксона, гуманистическая теория личности Э.Фромма, социокультурная теория личности К.Хорни. Односторонние двухмерные модели личности. 2
7 Диспозициональное направление в теории личности: диспозиционная теория Г.Олпорта, конституционная теория Э.Кречмера, В.Шелдона, теория дифференциальной психофизиологии Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына. Односторонние двухмерные модели личности. 2
8 Факторный анализ личности: структурная теория личности Р.Кеттела и Д , типологическая концепция личности Г.Айзенка, теория личности Д.Гилфорда. Односторонние двухмерные модели личности. 2
9 Трансперсональная психология: концепция психосинтеза Р. Ассаджиоли, трансперсональный подход к человеку С.Гроффа, трансперсональная концепция В.Уилбера Двусторонние двухмерные модели личности 2
10 Модели личности в российской науке: личность в рефлексологии В.М.Бехтерева, личность в науке о высшей нервной деятельности И.П.Павлова, личность в учении о рефлексе И.П.Сеченова. Личность в концепциях А.Ф Лазурского, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева Психология личности: введение в дисциплину 2
11 Модели личности в российской науке: концепция личности С.Л.Рубинштейн, деятельностная концепция личности А.Н.Леонтьева, личность в психологии установки Д.Н.Узнадзе Двусторонние двухмерные модели личности 4

Литература

Основная
  1. Клиническая психология под редакцией Б.Д.Карвасарского: - СПб, Питер,2011
  2. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: монография- ЛКИ, 2010


Дополнительная
  1. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: пособие для студентов- СПбГМУ, 2003- многоэкземплярное