5005177 5158330 С.3 Дифференциальная психология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Дифференциальная психология

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель сформировать у студента представления об основных причинах, предпосылках и особенностях проявлений индивидуальных различий между людьми, а также о категориях и феноменах дифференциальной психологии.


Задачи:


  • изложить методологические предпосылки возникновения и развития дифференциальной психологии.
  • ознакомить с понятиями, методами, принципами и проблемами дифференциальной психологии.
  • рассмотреть основные концепции индивидуальных различий.
  • систематизировать знания в области исследований по дифференциальной психологии.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Дифференциальная психология» изучается в четвёртом семестре, относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин (С.3) Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, социология, культурология);
  • в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (современные концепции естествознания, антропология, функциональная анатомия ЦНС с курсом латинской терминологии, нейрофизиология).

Знания, необходимые для изучения последующих дисциплин:
Дисциплины профессионального цикла, включая такие дисциплины, как методология исследования в клинической психологии, клиническая психофизиология, специальная психология и коррекционно-рзвивающее обучение, психологическое консультирование, судебно-психологическая экспертиза

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1 — ОК-3, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ОК-13.
б) профессиональные (ПК): ПК-3, ПК-6 — ПК-8, ПК-10, ПК-21.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • основные источники, предпосылки и проявления индивидуальных различий;
  • основные концепции индивидуальных различий;
  • методы выявления индивидуальных различий;
  • существенные индивидуально-психологические характеристики личности, чтобы учитывать их как при решении широкого круга задач профессиональной деятельности, так и специальных задач контроля и коррекции.

Уметь:

  • самостоятельно анализировать дифференциально-психологические феномены
  • выделять и анализировать основные теоретические подходы к решению проблемы индивидуальных различий в педагогической практике.
  • применять методы математической статистики в дифференциально-психологических исследованиях

Владеть:

  • Навыками анализа индивидуальных различий
  • Методиками для определения особенностей индивидуальных различий
  • Методами анализа причин формирования определённых индивидуальных различий

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 72 72
Лекции 12 12
Практические занятия 24 24
Самостоятельная работа 36 36
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Предмет, методы и основные проблемы дифференциальной психологии
2 2 0 Предмет, задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в структуре психологических наук. Основные положения дифференциальной психологии: вариантность признаков, устойчивость, соотношение общего-особенного, детерминация поведения психическим.
Характер и темперамент как факторы индивидуальных различий
4 8 0 Взгляды на природу темперамента: И.П.Павлов, Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, В.М.Русалов, В.Д.Небылицин. Исследования темперамента в западной психологии. Учение И.П.Павлова о свойствах нервной системы. Экспериментальное исследование свойств нервной системы.
Способности как фактор индивидуальных различий; интеллект
2 6 0 История изучения способностей. Основные признаки способностей (по Б.М.Теплову). Основные характеристики общих способностей (по В.Н.Дружинину). Понятие интеллекта. Факторные и иерархические модели интеллекта.
Стилевые особенности человека; стиль и индивидуально-психологические различия.
2 4 0 Основные этапы становления понятия «стиль»

в психологии. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности Проблема изучения когнитивных стилей. Когнитивные стили и индивидуально-психологические различия. Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей.

Половые психологические различия и полоролевое поведение
2 4 0 Понятие половых психологических различий. Проблема изучения полоролевого поведения. Половые психологические различия и особенности поведенческих проявлений. Взаимодействие биологических и социальных факторов половых различий.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Предмет и методы дифференциальной психологии Предмет, методы и основные проблемы дифференциальной психологии 2
2 Темперамент как фактор индивидуальных различий Способности как фактор индивидуальных различий; интеллект 2
3 Характер как фактор индивидуальных различий Характер и темперамент как факторы индивидуальных различий 2
4 Способности как фактор индивидуальных различий Способности как фактор индивидуальных различий; интеллект 2
5 Стиль и индивидуально-психологические различия Стилевые особенности человека; стиль и индивидуально-психологические различия. 2
6 Половые психологические различия Половые психологические различия и полоролевое поведение 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Требования к разработке психодиагностических методик и математические методы анализа Предмет, методы и основные проблемы дифференциальной психологии 2
2 Методы определения особенностей темперамента как фактора индивидуальных различий Характер и темперамент как факторы индивидуальных различий 4
3 Методы определения особенностей характера как фактора индивидуальных различий Характер и темперамент как факторы индивидуальных различий 4
4 Психодиагностика способностей как фактора индивидуальных различий Способности как фактор индивидуальных различий; интеллект 2
5 Разработка и применение методов для исследования интеллекта как фактора индивидуальных различий Способности как фактор индивидуальных различий; интеллект 4
6 Психодиагностика и изучение когнитивных стилей Стилевые особенности человека; стиль и индивидуально-психологические различия. 4
7 Психодиагностика и изучение индивидуальных различий в полоролевом поведении Половые психологические различия и полоролевое поведение 4

Литература

Основная
  1. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: учебное пособие для студентов –СПбГМУ, 2003.
  2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2008.


Дополнительная
  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2004.
  2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
  3. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  4. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 1999.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.
  6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. МГУ., 1988.
  8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  9. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. (кол. монография) СПб., прайм–ЕВРОЗНАК, 2001.
  10. Психология. Учебник / Под.ред. А.А.Крылова. СПб.: СПбГУ, 2002.
  11. Хрестоматия по общей психологии /Под ред.Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В., МГУ, 1981.
  12. Выготский Л.С. Развиттие высших психических функций. Собр.соч. в 6 т. М.,1983.
  13. Ганзен В.А. Системное описание психики. ЛГУ, 1989.
  14. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. ЛГУ., 1988.
  15. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
  16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд-во МГУ, 1972.
  18. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ., 1979.
  19. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996.
  20. Чекалина, Ангелина Анатольевна. Гендерная психология : учеб. пособие / А.А. Чекалина. - М. : Ось-89, 2009. - 237 c.