5005177 5158202 С.3 Общепсихологический практикум

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Общепсихологический практикум

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 2, 3

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель: освоение студентами основных методов психологического исследования.

Задачи:
  • знакомство с базовыми методами и методиками сбора и обработки данных;
  • формирование психологических знаний об этапах и видах психологического исследования;
  • формирование навыков и умений исследования психических процессов, состояний и свойств личности;
  • формирование навыков планирования, проведения исследования и представления результатов;
  • формирование навыков представления полученных данных.


Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина "Общепсихологический практикум" изучается на втором и третьем курсах (2,3 семестр), относится к циклу профессиональных дисциплин (C.3) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Клиническая психология. <p>Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, социология, педагогика);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (функциональная анатомия ЦНС, анатомия, физиология ВНД и сенсорных систем, нейрофизиология, антропология, );
  • в цикле профессиональных дисциплин (введение в клиническую психологию).


Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

- общекультурных (ОК)
  • способность и готовность к: владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
  • проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
  • овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
  • профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).


- профессиональных (ПК)
  • способность и готовность к: отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
  • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
  • прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
  • участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
  • проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);
  • подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17).


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать

1.возможности психологического исследования,
2.основы психологического измерения и шкалирования,
3.способы сбора, обработки и представления эмпирических данных в психологическом исследовании,
4.специфику и виды психологического эксперимента, наблюдения и опроса,
5.источники ошибок в психологических исследованиях;

Студенты должны уметь
1.формулировать проблемы, гипотезы и задачи психологического исследования,
2.планировать эмпирическое психологическое исследование, выбирать методы сбора и обработки данных, формировать выборку,
3.готовить и проводить психологический эксперимент, наблюдение и опрос,
4.регистрировать эмпирические результаты, вести протоколы психологических исследований,
5.использовать методы одномерного и многомерного шкалирования,
6.использовать компьютерные программы для сбора и обработки данных и представления результатов психологического исследования,
7.анализировать, описывать и объяснять эмпирические результаты,
8.описывать поведение людей в процессе исследования,
9.использовать методы исследования познавательных и эмоциональных процессов, психических состояний, индивидуально-психологических особенностей и общения,
10.использовать эмпирические результаты для прогнозирования психических явлений и управления ими в процессе практической деятельности.

Студенты должны владеть - конкретными методиками исследования ощущений, восприятия, движений, памяти, мышления, эмоций, мотивации, сознания, способностей, темперамента и характера, личности.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 2 Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 180 90 90
Лекции 44 22 22
Практические занятия 64 32 32
Самостоятельная работа 72 36 36
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +
Зачет + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Введение в психологическое исследование.
10 12 0 Этапы психологического исследования. Цикл психологического исследования. Вводный теоретический этап: знания, проблема, гипотеза, задача. Эмпирический этап: план, сбор данных, обработка данных. Завершающий этап: описание фактов и закономерностей, объяснение, теория.

Психологические показатели и их измерение. Виды психологических показателей: прямые и косвенные, объективные и субъективные, качественные и количественные. Физические, демографические,антропометрические, физиологические,биохимические, поведенческие. Измерение и шкалирование: номинальное, ординальное, интервальное, абсолютное. Валидность и надежность и их критерии.


Методы сбора данных. Эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, опрос, тестирование. Структура эксперимента: независимые и зависимые переменные, постоянные. Экспериментальный контроль. Виды эксперимента: одноуровневый и многоуровневый, однофакторный и многофакторный, лабораторный и полевой. Квазиэксперимент. Специфика и виды наблюдения. Требования к наблюдению. Специфика самонаблюдения. Специфика и виды опроса. Интервью. Анкетирование. Специфика тестирования. Стандартизация и виды психологических тестов.


Методы обработки данных. Работа с таблицами. Анализ распределений и их параметров. Параметрические и непараметрические критерии оценки достоверности различий между распределениями. Выявление связей между показателями и коэффициенты корреляции. Многомерные виды анализа: факторный и кластерный анализ. Графические формы представления информации: гистограммы, линии доверительных интервалов, скатерграммы.

Методы исследования познавательных психических процессов и способностей.
17 26 0 Методы исследования чувствительности и восприятия. Методы измерения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. Метод минимальных изменений, метод средних ошибок, метод констант. Исследование точности зрительного восприятия длины. Исследование восприятия времени.

Методы исследования внимания и работоспособности. Внимание, свойства внимания, виды внимания, факторы внимания, методы измерения внимания. Работоспособность, показатели и факторы. Исследование устойчивости внимания и работоспособности методом корректурной пробы Бурдона. Исследование переключаемости внимания методом красно-черных таблиц Шульте-Горбова. Исследование работоспособности методом теппинг-теста Ильина.


Методы исследования памяти. Память, процессы, свойства и виды памяти, факторы памяти. Исследование объема кратковременной памяти методом удержания Джекобса и методом отсутствующих элементов. Исследование долговременной памяти методом заучивания. Исследование непроизвольной и произвольной памяти. Исследование непосредственной и опосредованной памяти.


Методы исследования мышления и интеллекта. Мышление, процессы, свойства, виды факторы мышления. Исследование мышления методом ответных и цепных ассоциаций. Исследование категориального мышления методами классификации понятий, существенных признаков, сложных аналогий. Исследование процесса решения задач методом головоломок "Да-нет". Интеллект, уровень и структура, факторы интеллектуального развития. Исследование уровня интеллекта с помощью теста Вандерлика. Исследование структуры интеллекта с помощью теста Амтхауэра.

Методы исследования эмоциональных состояний и личности.
17 26 0 Методы исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния. Факторы эмоциональных состояний. Неблагоприятные эмоциональные состояния: тревога, агрессия, депрессия. Методы диагностики эмоциональных состояний. Исследование состояния с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера и методики САН. Исследование эмоционального состояния с помощью цветового теста Люшера.

Личностные опросники. Личность. Черты и типы личности. Факторы развития личности. Личностные опросники. Критерии валидности личностных опросников. Исследование профессиональных интересов и направленности личности с помощью анкеты "Ориентация" и анкеты Голланла. Исследование типов личности с помощью типологического личностного опросника и опросника Майерс-Бриггс. Исследование структуры личности с помощью личностного опросника MMPI. Исследование структуры личности с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттелла.


Психосемантические методы исследования сознания, бессознательных переживаний и отношений. Исследование мотивации и отношений личности методом цветовых метафор. Исследование мотивации и отношений личности методом семантического дифференциала. Исследование личностных конструктов методом репертуарных решеток.


Наблюдение и опрос в исследовании личности. Метод наблюдения. Просмотр и обсуждение фильмов "Эксперимент", "Скрытая ярость", "Волна", "Инцидент". Метод опроса. Проведение интервью. Составление анкеты.

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Методы исследования чувствительности Введение в психологическое исследование. 0
2 Методы исследования восприятия Методы исследования познавательных психических процессов и способностей. 0
3 Методы исследования кратковременной и оперативной памяти Методы исследования познавательных психических процессов и способностей. 0
4 Методы исследования долговременной, непосредственной и опосредованной памяти Методы исследования познавательных психических процессов и способностей. 0
5 Методы исследования внимания Методы исследования познавательных психических процессов и способностей. 0
6 Методы исследования мышления Методы исследования познавательных психических процессов и способностей. 0
7 Методы исследования интеллекта Методы исследования познавательных психических процессов и способностей. 0
8 Методы исследования эмоциональных состояний. Опросники Методы исследования эмоциональных состояний и личности. 0
9 Методы исследования эмоциональных состояний. Проективные методики Методы исследования эмоциональных состояний и личности. 0
10 Методы исследования эмоциональных состояний. Наблюдение и беседа. Методы исследования эмоциональных состояний и личности. 0
11 Методы исследования эмоциональных состояний. Наблюдение и беседа. Методы исследования эмоциональных состояний и личности. 0
12 Психодиагностика эмоционально-волевой сферы. Оценка волевых качеств Методы исследования эмоциональных состояний и личности. 0
13 Методы исследования темперамента Введение в психологическое исследование. 0
14 Методы исследования способностей Введение в психологическое исследование. 0
15 Личностные опросники Введение в психологическое исследование. 0
16 Психосемантические методы исследования сознания, бессознательных переживаний и отношений Введение в психологическое исследование. 0
17 Беседа как метод психологического исследования Введение в психологическое исследование. 0
18 Наблюдение как метод психологического исследования Введение в психологическое исследование. 0

Литература

Основная
  1. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: Пособие по курсу психологии для студентов СПБГМУ им. Павлова. – СПб.: СПБГМУ, 2003. – 102 с.
  2. Клиническая психология под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е издание. Питер 2006. – 959 с.


Дополнительная
  1. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. Рос акад. Наук. Институт психологии. - М.: Наука, 2004. - 440 с.
  2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для ВУЗов. - СПБ и др.: Питер 2003. 382 с.
  3. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции: О психологии, психопатологии и физиологии эмоций. М.: издательство ЛКИ, 2010 - 220 с.
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для ВУЗов.- М; 2002.
  5. http://psylib.org.ua/index.html