5005177 5158188 С.3 Общая психология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

37.05.01 Клиническая психология. С.3 Общая психология

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 1, 2, 3, 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • обсудить основные методологические положения, на которых строятся исследования в области общей психологии;
  • выделить общие и специфические признаки научной общепсихологической теории;
  • провести анализ общепсихологических представлений прошлого и настоящего.
  • дать представление о современных психологических категориях, основных понятиях и концепциях
  • научить анализировать психические явления
  • ознакомить с теориями известных отечественных и зарубежных психологов
  • обучить студента приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.
  • сформировать у студента навык самостоятельной работы и анализа научной психологической литературы
  • предоставить информацию об особенностях психических явлений, учёт которых важен для практической деятельности психолога
  • сформировать представление о методах психологического исследования психических явлений

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, социология, педагогика);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (функциональная анатомия ЦНС, анатомия, физиология ВНД и сенсорных систем, нейрофизиология, антропология, );
  • в цикле профессиональных дисциплин (введение в клиническую психологию).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные (ОК): ОК1,ОК2, OK5.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • Основные общепсихологические понятия
  • методологические основы психологии,
  • структуру психики,
  • психические процессы,
  • свойства и состояния,
  • теории известных отечественных и зарубежных психологов,
  • методы психологического исследования психических явлений
  • анализировать психические явления,
  • работать с научной психологической литературой,
  • интерпретировать и систематизировать данные психологических исследований.
  • методами психологического исследования психики,
  • психодиагностическими методиками для исследования психических процессов, свойств и состояний.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 504 184 164 78 78
Лекции 120 48 42 16 14
Практические занятия 180 76 62 20 22
Самостоятельная работа 204 60 60 42 42
Формы промежуточного контроля
Экзамен + + + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Психология как наука
16 28 0 Психология как наука. Объект и предмет психологии. Проблема предмета психологии. Место психологии в системе наук. Общая характеристика психологии как науки. Научная и житейская психология. Проблема системности знаний в психологии. Некоторые методологические проблемы психологической науки. Естественно-научная и гуманитарная стратегии в психологии. Возможные классификации конкретных психологических методов. Виды наблюдения в психологии. Психологический эксперимент и его виды. Измерение и другие методы психологической науки и практики. Структура психологического знания. Основные отрасли и направления психологии. Внутридисциплинарные связи психологии. Взаимоотношения общей психологии с другими отраслями знания. Прикладные задачи психологии и ее конкретных отраслей. Историческое введение в психологию. Учение о душе. Предпосылки появления психологии как науки о сознании. Рефлексия как метод исследования. Формирование психологии как науки и открытие первой психологической лаборатории. Возникновение функционализма в европейской и американской психологии. Возникновение психоанализа. Методы изучения бессознательного. Структура психической жизни по З. Фрейду. Понятие влечения в психоанализе. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Целостный подход в гештальпсихологии. Понятие "гештальт". Целостный подход в других психологических школах Германии. Возникновение и развитие гуманистической психологии. Информационный подход в когнитивной психологии. Отечественные психологические школы. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лазурский А. Ф. Узнадзе Д.Н. и грузинская школа.
Психика и психические явления
12 20 0 Психика и психические явления.

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Объективный критерий психики. О происхождении чувствительности. Адаптивная роль психики. Основные особенности психики животных. Общественно-историческая природа психики человека. Место сознания в структуре психики человека Возникновение, развитие и структура сознания, его место в психической жизни человека Человек как субъект деятельности Введение в психологию человека как субъекта деятельности и субъекта познания Психофизика и психофизиология Психика и деятельность. Физиология движений и физиология активности. Уровни построения движения по Бернштейну. Схема рефлекторного кольца. Свойства психического (по Л.М. Веккеру).

Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение
20 28 0 Ощущение как психический процесс

Определение ощущения. Условия возникновения ощущения, характеристики ощущения как процесса. Развитие ощущения в раннем возрасте. Виды ощущений. Явления сенсибилизации и десенсибилизации. Пороги ощущения, закон Вебера-Фехнера. Зрение, слух, осязание, вкусовая чувствительность, обоняние, болевая чувствительность: строение анализатора, связь с другими видами ощущения. Восприятие как психический процесс. Определение восприятия. Связь восприятия и ощущения. Образ восприятия и его специфика. Свойства восприятия.

Теоретические представления о механизмах восприятия. Структуралистская теория восприятия. Гештальттеория восприятия. Экологическая теория зрительного восприятия. Информационный подход в восприятии. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Теоретические представления Д. Канемана. Теория перцептивного цикла У. Найсера.

Психофизика и психофизические измерения. Предмет и задачи психофизики. Измерение сенсорной чувствительности и пороговые проблемы. Шкалирование. Фурье-анализ зрательного восприятия.

Сенсорные феномены восприятия. Ограничения восприятия. Ограничения слухового восприятия. Восприятие пространства.

Восприятие движения и времени. Константность восприятия. Предметный характер восприятия.

Развитие восприятия. Исследования перцептивного развития у животных и у младенцев. Роль собственной активности субъекта. Индивидуально-психологические и культурно-исторические детерминанты восприятия.

Представление Определение представления и его основные характеристики Виды представлений. Классификация. Свойства Индивидуальные особенности представления и его развитие Первичные образы памяти и персеверирующие образы Воображение Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Виды воображения. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы Индивидуальные особенности воображения

Психические процессы: внимание, память, мышление, речь
28 34 0 Внимание как сквозной психический процесс.

Понятие внимания. Физиологическая основа внимания. Теория доминанты Ухтомского. Ориентировочный рефлекс И.П. Павлова. Теории внимания. Связь внимания и других психических функций. Виды внимания. Свойства внимания. Функции внимания. Динамика внимания. Внимание и привычка. Внимание и установка. Развитие внимания. Внимание и сознание. Внимание и деятельность. Биологическое значение внимания. Педагогическое значение внимания. Личностные качества, связанные с вниманием. Расстройства внимания. Память. Понятие памяти и термины. Физиологическая основа памяти. Теории памяти. Экспериментальные исследования памяти. Виды памяти. Типы памяти. Свойства памяти. Феномены памяти. Уровни памяти. Развитие памяти в раннем возрасте. Эйдетизм. Мнемические процессы: запоминание, узнавание, воспроизведение, сохранение, забывание. Реминисценции в сохранении. Факторы запоминания Нарушения памяти. Мышление Специфика мышления как психического процесса. Психология и логика. Теории мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мышления. Креативное мышление и креативность. Основные операции в мыслительном процессе. Генетически ранние ступени мышления. Развитие мышления. Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний. Речь Связь мышления и речи. Функции речи. Речь и язык. Виды речи. Структура речи. Этапы развития речи у ребенка. Эгоцентрическая речь. Речь и общение. Речь и деятельность. Психолингвистика

Интеллект. Эмоции. Воля
14 28 0 Интеллект

Понятие интеллекта. Интеллект и мышление. Теории интеллекта. Место интеллекта в психической организации. Интеллект и сенсомоторные функции. Развитие интеллекта (по Ж. Пиаже) Интеллект как форма организации ментального опыта (По М. А. Холодной). Феноменология интеллекта. Эмоции Эмоционально-волевая сфера. Понятие эмоций и чувствования. Направления изучения эмоций. Теории эмоций. Происхождение эмоций. Физиология эмоций. Эмоции и потребности. Характеристики эмоций. Виды эмоциональных переживаний. Эмоциональные состояния. Понятие настроения и его виды. Эмоции и чувства. Свойства чувств. Виды чувств. Основные виды эмоций. Эмоции и мимика. Телесные проявления эмоций. Эмпатия. Воля. Понятие воли и волевой сферы психики. Эмоции и воля. Теории воли. Воля как произвольное управление поведением. Структура произвольного акта. Понятие волевого действия. Психофизиологические основы волевой регуляции Самоконтроль. Волевая регуляция и волевое усилие. Виды волевого усилия. Волевые качества личности. Методы изучения волевых качеств. Сила воли. Развитие волевых качеств. Безвольное поведение. Абулия. Патология воли

Личность и её свойства
16 22 0 Потребности и мотивы

Теории мотивов. Формирование мотивов. Характеристики мотивов. Особенности мотивационной сферы человека. Темперамент Типы темпераментов. Характеристика типов темпераментов. Характер Понятие "Характер". Акцентуации характера Способности Способности и зададки. Классификация способностей. Компоненты, занимающие ведущие положение и вспомогательные компоненты в структуре способностей. Одарённость, мастерство, талант, гениальность. Характеристики способностей. Личность и Я-концепция Понятие Я-концепции. Проблема изучения Я-концепции.

Личность в системе человекознания
6 12 0 Система человекознания.

Подход Б.Г. Ананьева к месту психологии в человекознании. Человек как предмет научного познания. Индивид. Субъект деятельности. Личность. Индивидуальность. Характеристики человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Личность как социальная категория Понятие личности как социальной категории. Биологическое и социальное в личности. Формирование личностей с точки зрения социальных наук. Роль общения в развитии личности. Коммуникативные личностные качества. Теории А.Лазурского и В.М. Мясищева. Понятие социальной роли, статуса, позиции. Социализация. Этапы социализации Личность как интегративная характеристика Психология личности как наука о субъективном. Учение о сознательном и бессознательном. Механизмы психической динамики личности. Роль личностного кризиса в развитии человека. Возможности личностного роста. Развитие психологических взглядов на структуру личности.

Индивидуальность. Сознание и Самосознание
8 8 0 Индивидуальность

Понятие индивидуальности. Личность и индивидуальность. Предпосылки формирования индивидуальности. Два значения индивидуальности. Деформация индивидуальности. Различные подходы к вопросу индивидуальности. Небылицын, Мерлин, Климов, Лазурский Самосознание Понятие самосознания. Самосознание и Я-концепция. Стадии развития самосознания. Компоненты самосознания. Функции самосознания Сознание как высшая функция Понятие сознания. Различные подходы к проблеме сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Функции сознания. Эмпирические характеристики сознания Жизненный путь личности Эволюция личности П. Жане. Подход Ш. Бюлер к изучению жизненного пути. С.Л. Рубинштейн о жизненном пути личности. Основные жизненные образования. Пространство и время личности. Э.Эриксон и современные классификации (Левинсон) Биографический метод как метод изучения жизненного пути личности.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Психология как наука. Психология как наука 4
2 Структура психологического знания Психология как наука 4
3 Историческое введение в психологию. Зарубежные психологические школы. Психология как наука 4
4 Отечественные психологические школы Психология как наука 4
5 Психика и психические явления Психика и психические явления 3
6 Место сознания в структуре психики человека Психика и психические явления 3
7 Человек как субъект деятельности Психика и психические явления 3
8 Психофизика и психофизиология Психика и психические явления 3
9 Ощущение как психический процесс Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 4
10 Восприятие как психический процесс Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 12
11 Представление Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 2
12 Воображение Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 2
13 Психические процессы. Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 2
14 Внимание как сквозной психический процесс Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 8
15 Память Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 8
16 Мышление Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 4
17 Мышление и речь Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 4
18 Интеллект Интеллект. Эмоции. Воля 4
19 Эмоции Интеллект. Эмоции. Воля 4
20 Психические состояния Интеллект. Эмоции. Воля 4
21 Воля Интеллект. Эмоции. Воля 4
22 Личность и ее свойства Личность и её свойства 2
23 Потребности и мотивы Личность и её свойства 2
24 Направленность личности Личность и её свойства 2
25 Темперамент Личность и её свойства 2
26 Характер Личность и её свойства 4
27 Способности Личность и её свойства 2
28 Я-концепция Личность и её свойства 2
29 Система человекознания Личность в системе человекознания 2
30 Личность как социальная категория Личность в системе человекознания 2
31 Личность как интегративная характеристика Личность в системе человекознания 2
32 Индивидуальность Индивидуальность. Сознание и Самосознание 2
33 Самосознание Индивидуальность. Сознание и Самосознание 2
34 Сознание как высшая функция Индивидуальность. Сознание и Самосознание 2
35 Жизненный путь личности Индивидуальность. Сознание и Самосознание 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Психология как наука Психология как наука 8
2 Основные психологические школы Психология как наука 8
3 Структура психологического знания Психология как наука 4
4 Психологические школы Психология как наука 8
5 Психика и психические явления Психика и психические явления 8
6 Место сознания в структуре психики человека Психика и психические явления 8
7 Человек как субъект деятельности Психология как наука 4
8 Ощущение как психический процесс Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 8
9 Восприятие как психический процесс Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 8
10 Представление Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 4
11 Воображение Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 8
12 Психические процессы Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 2
13 Внимание Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение 8
14 Память Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 8
15 Мышление Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 8
16 Речь Психические процессы: внимание, память, мышление, речь 8
17 Интеллект Интеллект. Эмоции. Воля 8
18 Эмоции Интеллект. Эмоции. Воля 8
19 Психические состояния Интеллект. Эмоции. Воля 4
20 Воля Интеллект. Эмоции. Воля 8
21 Личность и ее свойства. Личность и её свойства 2
22 Потребности и мотивы Личность и её свойства 4
23 Темперамент Личность и её свойства 4
24 Характер Личность и её свойства 4
25 Способности Личность и её свойства 4
26 Я-концепция Личность и её свойства 4
27 Система человекознания Личность в системе человекознания 4
28 Личность как социальная категория Личность в системе человекознания 4
29 Личность как интегративная характеристика Личность в системе человекознания 4
30 Индивидуальность Индивидуальность. Сознание и Самосознание 4
31 Самосознание Индивидуальность. Сознание и Самосознание 2
32 Жизненный путь личности Индивидуальность. Сознание и Самосознание 2

Литература

Основная
  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. - М., 2008.
  2. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: учебное пособие для студентов -СПбГМУ, 2003.


Дополнительная
  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999
  2. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  3. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 1999.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.
  5. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1, 2, 3. ЛГУ., 1974, 1976, 1981 .
  6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  7. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПбГУ, 1997.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. МГУ, 1988.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  10. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. (кол. монография) СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  11. Психология. Учебник / Под.ред. А.А.Крылова. СПб.: СПбГУ, 2002.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2004.
  13. Хрестоматия по общей психологии /Под ред.Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В., МГУ, 1981.
  14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
  15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Собр.соч. в 6 т. М.,1983.
  16. Ганзен В.А. Системное описание психики. ЛГУ, 1989.
  17. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. ЛГУ, 1988.
  18. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
  19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд-во МГУ, 1972.
  21. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.
  22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996.
  23. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.