5005176 5158403 Б.3 Психология в профессиональной деятельности

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

34.03.01 Сестринское дело. Б.3 Психология в профессиональной деятельности

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • Знакомство с возможностями современной психологии управления, предметом и методами, ознакомление с принципами управленческой деятельности, основными функциями управления, междисциплинарным характером основных ее направлений.
  • Изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
  • Формирование у студентов теоретических знаний по психологии управления и умений психологического анализа различных ситуаций организационного взаимодействия в системе управления
  • Совершенствование студентами знаний по основам психологии менеджмента, управленческой психологии, психологии делового общения как дисциплин, изучающих управленческую деятельность в организации.
  • Формирование у студентов понимания характера процессов организации на различных уровнях управления, умения выявлять и прогнозировать эти процессы.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (философия, социология, психология, экономика);
  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин (математика, информатика, анатомия человека, нормальная физиология).
  • в цикле профессиональных дисциплин (теория управления, менеджмент в сестринском деле).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК): ОК1-ОК3,OK6-ОК8;
б) профессиональные (ПК): ПК 2, ПК 3, ПК 8, ПК 9, ПК 13, ПК 14, ПК 18;

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • Эволюцию развития управленческой мысли и основные категории психологии управления.
  • Функции и средства общения, основы делового общения.
  • Типы связей и отношений индивида и различных социальных групп.
  • Типологию межличностных отношений.
  • Распространение информации и коммуникации в организации.
  • Законы цикличности функционирования организации.
  • Определять особенности индивидуального и группового поведения людей в организационных структурах.
  • Анализировать социально-психологические явления в организациях.
  • Определять преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов.
  • Общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
  • Разрабатывать управленческие решения по повышению эффективности работы организации.
  • Анализировать проблемные ситуации, требующие управленческого решения.
  • Анализировать и совершенствовать свои коммуникационные способности, организационную культуру учреждения.
  • Методами организации и проведения психологического исследования и дальнейшего сопровождения управленческой деятельности.
  • Навыками мотивирования людей к творческой деятельности.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 144 144
Лекции 4 4
Практические занятия 8 8
Самостоятельная работа 132 132
Формы промежуточного контроля
Экзамен +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Предмет и объект психологии управления, развитие психологии управления.
2 0 0 Структура личности. Личность работника как объект-субъект управления: личность и коллектив как объекты управления, личность и коллектив как субъекты управления; взаимодействие объекта и субъекта управления. Концепция мотивации. Современные теории мотивации. Управление мотивацией персонала. Имидж в деловой сфере. Разработка имиджа. Вхождение в образ. Самопрезентация. Роль имиджа при устройстве на работу. Ошибки при оценке других.
Личность как объект управления. Мотивация как фактор управления личностью. Управление личным имиджем.
0 4 0 Понятие личности в психологии управления. Структура личности. Личность работника как объект-субъект управления: личность и коллектив как объекты управления, личность и коллектив как субъекты управления; взаимодействие объекта и субъекта управления. Концепция мотивации. Современные теории мотивации. Управление мотивацией персонала. Имидж в деловой сфере. Разработка имиджа. Вхождение в образ. Самопрезентация. Роль имиджа при устройстве на работу. Ошибки при оценке других.
Психология делового общения. Психология управления поведением других.
0 4 0 Деловое общение как один из уровней общения. Психологические модели делового общения. Психология коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Переговоры. Трудности общения. Структура переговоров. Психологические теории социально-психологического воздействия. Основные концепции управления людьми в организациях (теория Х, теория Y, теория Z). Классификация стилей руководства. Факторы, влияющие на формирование стиля. Профессионально важные качества руководителя.
Социальная группа как социально-психологическая характеристика организации. Структурно-функциональные особенности организации.
2 0 0 Группы как фактор организационной деятельности. Структурно-функциональные особенности организации. Закон цикличности жизнедеятельности организаций: детство, юность, зрелость, увядание. Формальная и неформальная структура в организации. Виды организационных структур. Феномены группового поведения в организациях. Социально-психологический климат в организациях: сущность, факторы формирования, показатели.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Предмет и объект психологии управления, развитие психологии управления. Личность как объект управления. Мотивация как фактор управления личностью. Управление личным имиджем. 1
2 Основные теоретические подходы в психологии управления. Личность как объект управления. Мотивация как фактор управления личностью. Управление личным имиджем. 1
3 Группы как фактор организационной деятельности. Структурно-функциональные особенности организации. Личность как объект управления. Мотивация как фактор управления личностью. Управление личным имиджем. 1
4 Феномены группового поведения в организациях. Социально-психологический климат в организациях. Личность как объект управления. Мотивация как фактор управления личностью. Управление личным имиджем. 1

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Понятие личности в психологии управления. Современные теории мотивации. Управление мотивацией персонала. Личность как объект управления. Мотивация как фактор управления личностью. Управление личным имиджем. 2
2 Имидж в деловой сфере. Личность как объект управления. Мотивация как фактор управления личностью. Управление личным имиджем. 2
3 Психология коммуникации. Психологические модели делового общения. Психология делового общения. Психология управления поведением других. 2
4 Психологические теории социально-психологического воздействия. Основные концепции управления людьми в организациях. Стили руководства. Психология делового общения. Психология управления поведением других. 2

Литература

Основная
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2004
  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер-Пресс, 2010.
  3. Социально-психологические основы проф. деятельности врача: пособие для студентов - Изд-во СПбГМУ, 2004.
  4. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб: Питер-Пресс, 2010.
  5. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: учебное пособие для студентов -СПбГМУ, 2003.


Дополнительная
  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. - М., 2008.
  2. Клиническая психология. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер-Пресс, 2011.
  3. Чалдини, Роберт. Психология влияния / Роберт Чалдини ; [пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева]. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.[и др.] : Питер, 2009.
  4. Психология менеджмента / Под. Ред. Г.С.Никифорова. СПб, 2004.
  5. Организационная психология. Учебник/Под ред. Власова П.К., Маничева С.А., Суходольского Г.В. - СПб: изд-во СПбГУ, 2008.
  6. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2000.
  7. Л.Г. Почебут, В.А. Чикер Организационная социальная психология. - СПб., Речь, 2000.
  8. Организационная психология / под ред. А.В.Карпова. - М.: Юрайт, 2012.
  9. Рогов Е. И. Организационная психология. - М.: Юрайт, 2012.
  10. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003.
  11. Занковский А.Н. Организационная психология. - М: Форум, 2009.
  12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- СПб.,2001.