5005176 5158400 Б.1 Психология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

34.03.01 Сестринское дело. Б.1 Психология

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 3

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • освоение студентами основ психологии для формирования у них адекватного представления о человеке как о высшей ценности и на этой основе развитие ценностного отношения к пациенту, его родственникам, своим коллегам, личности любого другого человека.
  • Формирование у студентов представлений о науке психологии, ее исторических школах и ведущих направлениях, о психических процессах, психических состояниях и свойствах человека.
  • Создание у студента психолого-педагогического, этического, деонтологического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла, и для последующей профессиональной деятельности.

Задачами дисциплины являются:

  • последовательно раскрыть основы психологических знаний, в том числе в области общей, социальной, возрастной психологии и психологии личности, общей педагогики, продемонстрировать их приложение к будущей профессиональной деятельности;
  • сформировать необходимые целевые установки в отношении содержания профессионального поведения;
  • приобщить к основам психологической культуры, выработать навыки психологически обоснованного общения;
  • формирование представлений о психической структуре человека: индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности, об их соотношении и структуре.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (биология, анатомия человека, нормальная физиология).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК1-ОК3,OK6-ОК8;
б) профессиональные (ПК): ПК 2, ПК 3,ПК 8, ПК 9, ПК 13, ПК 14,ПК 15,ПК 18;

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • предмет, задачи, методы психологии;
  • основные этапы развития современной психологической мысли (основные научные школы);
  • познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
  • психологию личности (основные теории личности, темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности человека);
  • основы возрастной психологии и психологии развития; основы психологии здоровья;
  • основы социальной психологии (социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения).
  • использовать психолого-педагогические знания
  • в своей профессиональной деятельности,
  • в процессе разработки медико-психологической тактики лечения,
  • в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами,
  • в научно-исследовательской, профилактической и просветительской работе;
  • учитывать психологические особенности и состояния пациента в процессе его лечения;
  • вести деловые и межличностные переговоры;
  • вести просветительскую работу среди населения.
  • навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения;
  • навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед;
  • методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 54 54
Практические занятия 8 8
Самостоятельная работа 46 46
Формы промежуточного контроля
Экзамен +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Психология как наука. Предмет и методы психологии.
0 0 0 Основные этапы развития психологии: - античность, средневековье, эпоха возрождения, новое время. Современное состояние науки. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П., Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Роль и значение психологической подготовки врача для его профессиональной деятельности. Место психологии в системе наук. Психологическая структура человека. Предмет психологии. Методы психологии: эмпирические и экспериментальные. Наблюдение и самонаблюдение.
Психические процессы.
0 2 0 Понятие восприятия. Процесс формирования образа восприятия. Образ как переход от действия к мысли. Активность восприятия. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия. Ощущения и восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина болезни. Адекватность восприятия - необходимая предпосылка профессиональной деятельности врача. Понятие внимания. Анатомо-физиологические основы внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение, избирательность. Условия улучшения внимания врача. Внимательность как свойство личности врача. Представление: понятие, свойства и функции. Приемы развития представлений. Воображение: понятие, виды функции. Приемы развития воображения. Понятие памяти. Физиологические основы процессов памяти. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, символическая. Непроизвольная и произвольная память, Сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная память. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и реминесценция. Память в работе врача. Факторы, влияющие на эффективность запоминания (контекст, привычность материала, мотивация, установки, уровень понимания и др.). Факторы, влияющие на забывание (возраст, не использование материала, интерференция, подавление и др.). Нарушения памяти. Понятие мышления. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое. Операции мышления. Единицы мыслительной деятельности: образ, понятие, суждение, умозаключение. Психология понимания. Творческое мышление и его роль в работе врача. Творческое мышление и креативные способности. Особенности интеллектуальной деятельности врача. Клиническое мышление врача. Интеллект и его структура. Основные подходы к пониманию интеллекта. Функциональная ассиметрия головного мозга и способности. Методы оценки интеллекта. Диагностический процесс и интеллектуальная деятельность врача.
Психические состояния
0 2 0 Чувства и эмоции. Понятие эмоции. Классификация эмоциональных проявлений. Условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и мотивы. Основные критерии классификации и виды эмоций. Структура эмоций. Нейрофизиологический компонент эмоции. Мозговая организация эмоций. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций: мимика, жесты, позы тела, акустические характеристики речи, интонационная структура речи. Внутренний компонент эмоций - субъективное переживание эмоций. Функции эмоций. Формы переживания эмоций: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, аффекты, настроение, чувства. Фундаментальные эмоции по К. Изарду: интерес-возбуждение, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Дифференциальные теории эмоций. Эмоции в работе врача. Изменение и нарушения эмоций. Эмоции и стресс. Стресс и особенности его переживания. Длительные деформации психологического пространства и "стресс жизни". Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. Регуляция эмоционального состояния человека в условиях стресса.
Психические свойства.
0 2 0 Возрастно-половые и индивидуально-типические (конституциональные и нейродинамические) свойства индивида. Связь между строением тела и соматическими и психическими заболеваниями. Темперамент и его природа. Типы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Потребности личности. Основные определения потребностей. Классификация и виды потребностей. Потребности и научение. Мотивы личности. Структура, характеристики и функции мотивов. Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивационные образования и мотивационные черты (свойства) личности: уровень притязаний, мотивы достижения, аффиляции и власти. Иерархия потребностей мотивов личности. Направленность личности. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Природа характера. Социальный и индивидуальный характер. Характер как система отношений личности. Структура характера: коммуникативные, предметно-действенные и рефлексивные черты характера. Самосознание и его место в психической организации человека. Структура и функции самосознания. Механизмы самосознания: "способность к осознанию психических явлений" и "феномены субъективного уподобления и дифференциации". Этапы становления самосознания. Уровень притязаний и самооценка. Защита Я-концепции. Защитные механизмы и их развитие у детей. Психология индивидуальности. Индивидуальность как единство всех уровней организации человека. Понятие цельности как психологического эквивалента индивидуальности человека. Человек как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность - отечественная школа психологии (Б.Г. Ананьев). Определения понятий. Основные условия и этапы формирования личности. Соотношение понятий "индивид", "субъект деятельности", "личность", "индивидуальность". Проблема индивидуальности. Исторические периоды в изучении личности: философско-литературный, клинический, экспериментальный. Предмет и методы психологии личности. Подходы в изучении личности (Кеттел, Г.Олпорт, Г.Айзенк, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К. Ясперс). Понятие индивид, личность, индивидуальность. Методологические принципы в психологии личности. Основные проблемы психологии личности.
Социально-психологические основы общения.
0 2 0 Определение общения. Роль и место общения в жизни и профессиональной деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Социальная перцепция. Механизмы межличностного восприятия. Коммуникативные барьеры. Невербальное общение. Параметры невербального общения. Визуальный контакт, мимика, межличностная дистанция, позы, жесты, паралингвистические компоненты. Значение культуральных различий в невербальных коммуникациях. Невербальные техники установления и поддержания контакта. Вербальное общение. Техники установления контакта. Вербальные средства воздействия на человека. Техники активного слушания. Роль вопросов в вербальной коммуникации. Виды и функции вопросов. Предмет психологи управления. Лидерство в системе управления и руководства. Организационное управление. Организационное руководство: стили руководства, психологические типы руководителей. Организационное лидерство. Основные теории лидерства в малых группах. Психология группы: классификация групп, ролевая структура группы, особенности поведения людей в группе; психология толпы и др. Понятие роли в группе. Групповые процессы в профессиональной группе и их регуляция. Понятие групповой сплоченности.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Психология как наука. Предмет и методы психологии. Психология как наука. Предмет и методы психологии. 2
2 Психические процессы. Психические процессы. 2
3 Психические состояния Психические состояния 2
4 Психические свойства. Психические свойства. 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Психические процессы. Психические процессы. 2
2 Психические состояния Психические состояния 2
3 Психические свойства. Психические свойства. 2
4 Социально-психологические основы общения. Социально-психологические основы общения. 2

Литература

Основная
  1. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2009.
  2. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: учебное пособие для студентов -СПбГМУ, 2003.


Дополнительная
  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. - М., 2002.
  2. Тюльпин Ю.Т. Медицинская психология: учебник - М.: Медицина, 2004. Торохтий, Владимир Свиридович. Психологическое здоровье семьи : учеб.-метод. пособие / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб. : КАРО, 2009. - 160 c.
  3. Чалдини, Роберт. Психология влияния / Роберт Чалдини ; [пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева]. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.[и др.] : Питер, 2009. - 286 c.
  4. Чекалина, Ангелина Анатольевна. Гендерная психология : учеб. пособие / А.А. Чекалина. - М. : Ось-89, 2009. - 237 c.