5005176 5158276 Б.3 Сестринское дело в педиатрии

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

34.03.01 Сестринское дело. Б.3 Сестринское дело в педиатрии

Общая информация
Подразделение: Кафедра сестринского дела (427672)
Семестр(ы): 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • развитие у студентов логического мышления;
  • развитие способностей правильно собирать, и анализировать информацию, касающуюся здоровья детей;
  • формирование навыков участия в дискуссиях, связанных с вопросами формирования и сохранения здоровья детей;
  • формирование представления о здоровье и болезни для детей разных возрастных групп ;
  • получение основ знаний о факторах риска и методах их профилактики, о национальном календаре прививок для детей.
  • обучить основным вопросам качества медицинской помощи детскому населению;
  • обучить принципам организации школ "Здорового ребенка", "Грудного вскармливания", а также для больных детей по основным видам патологии (например, бронхиальной астмы, сахарного диабета и т.д.)
  • научить студентов проводить обучение детей, родителей, родственников приёмам само и взаимопомощи с учётом настоящих и потенциальных проблем;
  • мотивировать медицинский персонал на повышение качества медицинской помощи детям.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, история медицины и сестринского дела, иностранный язык);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических и профессиональных дисциплин (физика, общая химия, математика, информатика, анатомия человека, нормальная физиология, генетика, гигиена и экология, основы патологии).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК): ОК1 - ОК14;
б) профессиональные (ПК): ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.6;

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • знать анатомо-физиологические особенности детского организма, основные периоды детского возраста ; вопросы детской диетологии (здоровым и больным)
  • знать законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организацию помощи детскому населению (поликлинической, стационарной )
  • знать учетно-отчетную документацию;
  • знать причины и механизмы развития заболеваний у детей;
  • знать различные факторы риска (неуправляемые, частично управляемые, управляемые) и их роль в формировании заболеваний;
  • знать особенности обследования, принципы лечения, реабилитации, ухода по каждой нозологической форме для детей разного возраста;
  • знать основы медицинской психологии;
  • знать основы семейной психологии;
  • знать о новейших достижениях в области организации оказания медицинской помощи детям;
  • знать первичную и вторичную профилактику хронических заболеваний у детей.
  • организовать работу школ "Здоровый малыш", "Грудного вскармливания", Школ здоровья при основных видах патологии (например, бронхиальная астма);
  • составить программу медицинской, психологической и профессиональной реабилитации для детей разного возраста;
  • проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия среди детского населения;
  • проводить текущую и итоговую оценку ухода за детьми;
  • владеть навыками осуществления диагностических и лечебных манипуляций;
  • осуществить мероприятия первой доврачебной помощи детям и подросткам;
  • использовать требования законодательных актов РФ и нормативных документов;
  • обучать детское население здоровому образу жизни, профилактике заболеваний;
  • уметь сформировать у детей умения и навыки по самоконтролю и самопомощи;
  • уметь сформировать у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и т д.);
  • добиться взаимопонимания и сотрудничества с ребенком и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний;
  • уметь ориентировать население на успех в укреплении здоровья через формирование здорового образа жизни семьи.
  • уровень развития детей разных возрастных групп;
  • степень нарушения здоровья, снижения качества жизни у детей разных возрастных групп;
  • роль различных факторов в нарушении здоровья детского населения разных регионов страны;
  • эффективность медицинского воздействия на различные отклонения в состоянии здоровья детского населения.
  • показателей деятельности систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.) при разных функциональных состояниях организма с учетом возрастных особенностей у детей.
  • оценки состояния физического развития;
  • внебольничной диагностики, профилактики распространенных заболеваний внутренних органов;
  • первой доврачебной помощи;
  • измерения артериального давления, частоты пульса, дыхания, основами термометрии;
  • оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
  • формирования здорового образа жизни семьи, имеющей детей.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 36 36
Лекции 4 4
Практические занятия 4 4
Самостоятельная работа 28 28
Формы промежуточного контроля
Экзамен +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Здоровый ребенок
2 0 0 Анатомо-физиологические особенности детского организма Периоды детского возраста. Рациональное вскармливание для детей грудного возраста. Рациональное питание для детей разного возраста. Национальный календарь прививок для детей Закаливание. Массаж. Гимнастика. Здоровый образ жизни семьи - основа здоровья ее членов. Организация ухода за здоровыми детьми. Определение и основные принципы школ здоровья ("Здоровый малыш" и т.д.) Основы профилактики в детском возрасте.
Основные виды патологии у детей
2 2 0 Организация ухода за больными детьми при основных видах патологии. Симптоматика основных видов патологии у детей. Оказание неотложной помощи детям при основных видах патологии Организация лечебного питания детям при основных видах патологии. Лечебный массаж. ЛФК.
Итоговое занятие. Презентации самостоятельных работ
0 2 0 Итоговое занятие. Презентации самостоятельных работ

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Периоды детского возраста Здоровый ребенок 1
2 Детское рациональное питание - основа здоровья детей Здоровый ребенок 1
3 Недоношенные дети. Современные подходы к выхаживанию. Здоровый ребенок 1
4 Взаимосвязь наблюдения и ухода за детьми с диагностикой патологических состояний. Здоровый ребенок 1

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Современные методы закаливания у детей. Здоровый ребенок 1
2 Анатомия таза женщины. Взаимосвязь с патологией новорожденных детей. Профилактика родового травматизма . Основные виды патологии у детей 1
3 Массаж и ЛФК у детей при основных видах патологии. Основные виды патологии у детей 1
4 Симптоматика и неотложная помощь при основных видах патологии у детей. Итоговое занятие. Презентации самостоятельных работ 1

Литература

Основная
  1. Основы сестринского дела // Под ред. проф. Г. П. Котельникова. Учебник для студентов ФВСО мед. ВУЗов.- Москва, 2004 г.


Дополнительная
  1. Сестринское дело в педиатрии: Учебное пособие для средних медицинских и фармацевтических заведений;Под общ. ред. Р.Ф. Морозовой; Рец.: А.В. Кондрашев, В.П. Кузнецов, М-во здравоохранения.-Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
  2. Оганов Р. Г., Калинина А. М., Сырцова Л. Е., Еганян Р. А., Стоногина В. П., Шапиро И. А. Организация и координация работы по профилактике заболеваний и укреплению здоровья в системе первичной медико-санитарной помощи (организационно-функциональная модель)//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 3. 2002. С. 3-8.
  3. Петрова Н.Г., Додонова И.В., Погосян С.Г. Основы медицинского менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. - СПб: ООО "Издательство Фолиант", 2013г. - 352 с.
  4. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / Под ред.В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова. - М,:ГЭОТАР-Медиа, 2012.
  5. История и этика сестринского дела: Учебное пособие для студентов, обучающихся сестринскому делу ;М-во здравоохрваниния РФ, ГОУ Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.-М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003. - 312 с.
  6. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях.-М.: Академия, 2010. - 304 с..-(Среднее профессиональное образование).-Прил.: с. 237-297.
  7. Сестринское дело в педиатрии: Руководство;Авт.: Л.И. Захарова и др.; Науч. ред. Г.П. Котельников; Ред.-сост.: Р.А. Галкин, С.И. Двойников; Мин.-во здравоохранения РФ.-Самара: Перспектива, 2000. - 512 с..-Библиогр.: с. 508