5005176 5158274 Б.2 Анатомия человека

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

34.03.01 Сестринское дело. Б.2 Анатомия человека

Общая информация
Подразделение: Кафедра анатомии человека имени профессора М.Г. Привеса (427472)
Семестр(ы): 1

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в приобретении студентами знаний о закономерностях строения и развития как отдельных систем, так и целого организма, необходимых для обучения на последующих кафедрах и повышении общемедицинской эрудиции. Освоение курса должно способствовать формированию у медицинского работника соответствующего профиля осознанного подхода к выполнению медицинских манипуляций, связанных с его ежедневной профессиональной деятельностью.


Задачи дисциплины:


  • развитие у студентов логического мышления;
  • формирование способности выделять главное и второстепенное в общем потоке информации;
  • развитие способностей ясно и доказательно излагать полученную информацию,
  • формирование первичных навыков участия в дискуссии,
  • практическая демонстрация знаний различных анатомических структур,
  • изучение студентами методов исследования органов и систем с целью использования в клинической практике;
  • изучение студентами закономерностей строения и развития различных систем организма человека.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Анатомия человека» является фундаментальной дисциплиной по специальности Сестринское дело высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом семестре.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, история медицины и сестринского дела, иностранный язык);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика, общая химия, математика, информатика, биология человека).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-10, ОК-12, ОК-13, ОК-16;
б) профессиональные (ПК): ПК-7, ПК-9, ПК-18.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов;
  • закономерности развития и индивидуальные особенности различных систем органов;
  • закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов;
  • сроки и особенности окостенения различных костей;
  • механизмы функционирования опорно-двигательного аппарата;
  • особенности строения различных отделов пищеварительного тракта;
  • связь структуры органа с его функцией;
  • особенности развития плода в матке;
  • классификацию и особенности развития черепных нервов.

Уметь обосновать:

  • правила проведения манипуляций, наиболее часто применяющихся в клинической практике (перкуссия, пальпация и аускультация различных органов).

Использовать знания о:

  • методологических подходах (аналитическом и системном) для понимания закономерностей деятельности целостного организма;
  • строении и функциях различных систем организма при морфологическом анализе строения систем органов здорового человека;
  • влиянии факторов внешней и внутренней среды на строение различных органов и систем человека.

Анализировать:

  • закономерности строения суставов в зависимости от их функции,
  • закономерности хода магистральных кровеносных и лимфатических сосудов,
  • закономерности внутриорганного кровоснабжения,
  • закономерности расположения лимфатических узлов,
  • особенности лимфооттока от различных органов человека.

Проводить исследования:

  • телосложения человека с применением антропометрических методик.

Владеть методами:

  • соматометрии,
  • в том числе измерения размеров таза.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Лекции 20 20
Практические занятия 12 12
Самостоятельная работа 76 76
Формы промежуточного контроля
Экзамен +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Анатомия человека в целом
1 2 0 Общая остеоартросиндесмология, общая миология. Общая спланхнология. Общая ангиология. Общая неврология.
Система скелета
2 1 0 Функциональная анатомия черепа. Функциональная анатомия осевого скелета. Функциональная анатомия скелета конечностей.
Система соединений
1 1 0 Соединения осевого скелета. Соединения костей конечностей.
Мышечная система
2 1 0 Мышцы головы. Мышцы шеи. Мышцы туловища. Мышцы верхней конечности. Мышцы нижней конечности.
Общий покров
1 0 0 Особенности строения кожи и ее придатков.
Пищеварительная система
1 1 0 Функциональная анатомия органов ротовой полости. Функциональная анатомия зубов. Функциональная анатомия пищеварительной трубки. Функциональная анатомия крупных пищеварительных желез.
Дыхательная система
1 0 0 Функциональная анатомия носовой полости. Функциональная анатомия дыхательных путей. Функциональная анатомия легких.
Мочевая система
1 0 0 Функциональная анатомия почки. Функциональная анатомия мочевыводящих путей.
Половые системы
2 2 0 Особенности строения мужской половой системы. Особенности строения женской половой системы. Функциональная анатомия беременной женщины.
Серозные оболочки
1 0 0 Функциональная анатомия брюшины, плевры, перикарда.
Эндокринная система
1 0 0 Строение желез внутренней секреции.
Сердечно-сосудистая система
2 1 0 Функциональная анатомия сердца. Закономерности расположения артерий и вен.
Лимфоидная система
1 1 0 Первичные и вторичные лимфоидные органы. Закономерности расположения лимфатических узлов.
Нервная система
2 2 0 Головной мозг. Спинной мозг. Черепные нервы. Спинномозговые нервы. Автономный отдел периферической нервной системы.
Органы чувств
1 0 0 Орган вкуса. Орган зрения. Орган обоняния. Орган слуха.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Анатомия человека в целом Анатомия человека в целом 1
2 Система скелета Система скелета 2
3 Система соединений Система соединений 1
4 Мышечная система Мышечная система 2
5 Общий покров Общий покров 1
6 Пищеварительная система Пищеварительная система 1
7 Дыхательная система Дыхательная система 1
8 Мочевая система Мочевая система 1
9 Половые системы Половые системы 2
10 Серозные оболочки Серозные оболочки 1
11 Эндокринная система Эндокринная система 1
12 Сердечно-сосудистая система Сердечно-сосудистая система 2
13 Лимфоидная система Лимфоидная система 1
14 Нервная система Нервная система 2
15 Органы чувств Органы чувств 1

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов Анатомия человека в целом 2
2 Функциональная анатомия системы скелета. Закономерности строения суставов в зависимости от их функции Система скелета 2
3 Особенности строения мышц. Функциональная анатомия пищеварительной системы. Мышечная система 2
4 Функциональная анатомия мужской половой системы. Функциональная анатомия женской половой системы. Половые системы 2
5 Закономерности внутриорганного кровоснабжения. Закономерности расположения лимфатических узлов. Особенности лимфооттока от различных органов человека Лимфоидная система 2
6 Функциональная анатомия центральной нервной системы. Закономерности иннервации различных органов. Нервная система 2

Литература

Основная
  1. Привес М.Г. Анатомия человека. М.: Медицина. 2005.
  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. 2004.


Дополнительная
  1. Международная анатомическая терминология. М.: 2004.
  2. Косоуров А.К., Белоусова Г.Н., Дроздова М.М., Матюшечкин С.В., Хайруллина Т.П. Артериальная система. Микроциркуляторное русло (методическое пособие для студентов медицинских вузов)// СПб, Изд. СПбГМУ, 1999, 82 с.
  3. Косоуров А.К., Дроздова М.М., Хайруллина Т.П. Венозная система (учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов России)// СПб, Изд. СПбГМУ, 2000, 55 с.
  4. Косоуров А.К., Благова И.А., Мигунов В.П. Проводящие пути головного и спинного мозга (учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов)// СПб, Изд. СПбГМУ,2003,47 с.
  5. Косоуров А.К., Дроздова М.М., Хайруллина Т.П. Функциональная анатомия полости рта и ее органов (методическое пособие для студентов стоматологического факультета медицинских вузов)// СПб, Изд. Элби-С Пб, 2005, 107 с.
  6. Косоуров А.К., Матюшечкин С.В. Мышечная система (пособие для иностранных учащихся 1 и 2 курсов, обучающихся с использованием языка-посредника (английского))// СПб, Изд. СПбГМУ, 2008, 58 с.
  7. Косоуров А.К., Пожарисская Т.Д., Никитин М.В. Функциональная анатомия эндокринного аппарата человека. СПб, Изд. СПбГМУ, 2005, 49с.
  8. Косоуров А.К., Матюшечкин С.В. The spinal nerves. Спб, Изд. СПбГМУ, 2006, 27с