5005176 5158271 Б.3 Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

34.03.01 Сестринское дело. Б.3 Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции

Общая информация
Подразделение: Кафедра сестринского дела (427672)
Семестр(ы): 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • научить студентов распознавать инфекционные заболевания,
  • иметь представление об обследовании и лечении пациентов с инфекционными заболеваниями,
  • организовывать квалифицированный уход за пациентами инфекционного профиля,
  • проводить профилактические мероприятия на догоспитальном и госпитальном этапе.
  • обучить студентов правильно собрать анамнез болезни; провести объективное исследование;
  • уметь выявить инфекционное заболевание; правильно определить проблемы пациентов, обеспечить правильный уход;
  • проведение комплекса профилактических мероприятий на догоспитальном этапе на дому и в стационаре;
  • оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе и в стационаре.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, история медицины и сестринского дела, иностранный язык);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических и профессиональных дисциплин (физика, общая химия, математика, информатика, анатомия человека, нормальная физиология, генетика, гигиена и экология, основы патологии).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК): ОК1-ОК9;
б) профессиональные (ПК): ПК1-ПК4,ПК7-ПК10, ПК 12.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • Повседневные жизненно важные потребности человека.
  • Принципы обучения пациента и его семьи уходу и самоуходу.
  • Факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний.
  • Обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях.
  • Содержание понятий "инфекция", "инфекционный процесс", "инфекционное заболевание".
  • Этические и юридические аспекты оказания помощи, оказания помощи пациентам с инфекционными заболеваниями.
  • Осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода при инфекционных заболеваниях.
  • Применять современные сестринские технологии для профилактики инфекционных заболеваний.
  • Подготавливать пациента к диагностическим процедурам.
  • Осуществлять лекарственную терапию по назначению врача.
  • Выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги).
  • Обеспечивать инфекционную безопасность пациента, его семьи и персонала.
  • Обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания.
  • Взаимодействовать в лечебной бригаде.
  • Оказывать первую помощь.
  • Консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений.
  • Консультировать пациента, семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и их осложнений.
  • Применять универсальные и стандартные меры предосторожности.
  • Подготавливать пациента к диагностическим процедурам и брать биологический материал для исследований.
  • Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции, осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.
  • Проводить забор крови для серологической диагностики.
  • Поддерживать безопасную среду для пациента.
  • Обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала.
  • Оценивать действие лекарственных препаратов на пациента.
  • Оказывать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях.
  • Осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших инфекционные заболевания.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 72 72
Лекции 4 4
Практические занятия 4 4
Самостоятельная работа 64 64
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Основные определения и понятия об инфекционном и эпидемическом процессах
2 0 0 Инфекционный и эпидемический процессы. Механизмы и пути передачи инфекционных болезней
Основные инфекционные заболевания.
2 2 0 Характеристика различных инфекционных заболеваний Классификация. Формы, симптомы, диагностика, лечение, профилактика осложнений.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Профилактика инфекционных болезней
0 2 0 Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных болезней. Классификация вакцин и сывороток. Прививочный кабинет. Национальный календарь профилактических прививок

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Этиология и патогенез инфекционных заболеваний. Основные возбудители инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете. Инфекционный и эпидемический процесс. Основные инфекционные заболевания. 1
2 Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем. Основные инфекционные заболевания. 1
3 Инфекции с орально-фекальным механизмом передачи Основные инфекционные заболевания. 1
4 Особо опасные инфекции. ВИЧ-инфекция. Туберкулез. Основные инфекционные заболевания. 1

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Основные синдромы при инфекционных заболеваниях. Методы диагностики. Основные инфекционные заболевания. 1
2 Основные инфекционные заболевания. Основные инфекционные заболевания. 1
3 Организация профилактической работы. Роль инфекционного кабинета. Прививочная работа. Работа в инфекционном очаге. Санитарно-гигиеническое воспитание населения. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Профилактика инфекционных болезней 1
4 Организация ухода за больными с инфекционными заболеваниями в амбулаторных условиях и на дому Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Профилактика инфекционных болезней 1

Литература

Основная
  1. Антонова Т.В., Антонов М.М., Барановская В.Б., Лиознов Д.А. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-медицины и эпидемиологии. Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 416 с.
  2. Инфекции в практике медицинской сестры. Учебное пособие. - СПб.: СпецЛит, 2013. - 237 с.


Дополнительная
  1. Беляева Т.В. Рекомендации для медицинских сестёр по повышению приверженности пациентов антиретровирусной терапии. - М, 2008. - 60 с.
  2. Беляева Т.В., Исаков В.А., Рахманова А.Г., Тимченко В.И., Каболова И.В., Яковлев. А.А. Грипп А (H1N1) ("Свиной грипп"). Клиника. Диагностика. Этиология. - СПб.: ООО "АВ-Студия", 2009. - 87 с.
  3. Беляева Т.В. Беременность и ВИЧ/СПИД// Акушерство. Национальное руководство (в рамках национального проекта "Здоровье"/Под ред. Э.К. Айламазяна и др. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 827-846.
  4. Беляева Т.В. Беременность и вирусные гепатиты Там же. - С. 847-855.
  5. Вирусные гепатиты в Российской Федерации 2009. Справочник/ Под ред. Г.Г. Онищенко, А.Б. Жебруна. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2009. - С. 113-120
  6. Волкова Г.В., Жолобов В.Е., Кольцова О.В., Рахманова А.Г., Чикаидзе Е.З. Медико-психологическая и социальная помощь семьям с ВИЧ/СПИДом/ Под ред. А.Г. Рахмановой. - СПб.: Островитянин, 2009. - 128 с.
  7. Лапотников В.А., Иоганнсен М.Г., Лиознов Д.А., Мартынюк О.В.Полюкова Ю.В., Соболева Н.И. Сестринское дело в паллиативной медицине/ Под научной ред. В.А. Лапотникова - СПб.:Изд. СПбГМУ, 2009. - 104 с.
  8. Лобзин Ю.В., Белозеров Е.С., Беляева Т.В., Буланьков Ю.И. Очерки общей инфектологии. - Элиста: ЗАОр "НПП" Джангар", 2007. - 384 с.
  9. Ляпина Е.П., Шульдяков А.А., Спирин В.Ф., Романцов М.Г., Гладилина Е.Г., Мололкина О.Н., Смагина А.Н., Линькова А.Н., Зубарева Е.В., Соболева Л.А., Анащенко А.В., Евдокимов А.В. Хронический бруцеллёз: этиология, патогенез, клиника, лечение/ Под ред. Е.П. Ляпиной, А.А. Шульдякова, В.Ф. Спирина. - Саратов: Тактик-Студио, 2011. - 160 с.
  10. Малый В.П., Незгода И.И., Сологуб Т.В., Романцов М.Г., Смагина А.Н., Михайлова Е.В., Бондарюк Е.В. Вирусные диареи у детей и взрослых/ Под ред. проф. В.П. Малого. - СПб.: Тактик-Студио, 2011. - 104 с.
  11. Руководство для медсестер, осуществляющих медсестринское консультирование в целях формирования доверительных отношений с низкомотивированными пациентами, нуждающимися в ВААРТ/ Под ред. Д.В. Островского. - СПб, 2009.
  12. Шайтор В. М., Кожухова Е.А., Беляева Т. В., Ветров Т.А. Неотложные состояния в педиатрии (разделы: острая кишечная инфекция, менингококковая инфекция, дифтерия)// Скорая медицинская помощь: краткое руководство / Под редакцией А.Г. Мирошниченко, В.В. Руксина, В.М. Шайтор. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- С.273-282
  13. Шувалова Е.П. Беляева Т.В., Антонова Т.В., Антонов М.М., Белозеров Е.С., Змушко Е.И. Инфекционные болезни. Учебник для высших учебных заведений. - СПб: Медицина, 2005. - 696 с. (готовится к переизданию).
  14. Ястребова Е.Б. и др. Женщина, ребёнок и ВИЧ/ Под ред. Н.А. Белякова,
Н.Ю. Рахманиной и А.Г. Рахмановой. - СПб. Балтийский бразовательный центр, 2012. - 600 с.