5005175 5158584 С.3 Госпитальная терапия, эндокринология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.02 Педиатрия. С.3 Госпитальная терапия, эндокринология

Общая информация
Подразделение: Кафедра терапии госпитальной с курсом аллергологии и иммунологии имени ак. Черноруцкого с клиникой (428110)
Семестр(ы): 7, 8

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины "Внутренние болезни" является освоение теоретических основ и практических навыков по внутренним болезням, формирование у студентов врачебного поведения, мышления и умения, обеспечивающих решение профессиональных задач и применения ими алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных с заболеваниями внутренних органов.

Задачи изучения дисциплины:


  • сформировать у студентов основные принципы врачебной этики, основы клинического мышления, умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных.
  • обучить студентов методам диагностики, профилактики, дифференциальной диагностики и лечения больных с заболеваниями внутренних органов терапевтического профиля (изучение заболеваний кардиологического, пульмонологического, гастроэнтерологического, нефрологического, гематологического профиля, а также системных заболеваний соединительной ткани), а также основам воспитательно-образовательной, организационно-управленческой, научно-исследовательской видов профессиональной деятельности.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Связь с предшествующими дисциплинами


Ориентация учебного процесса на итоговые компетенции обуславливает необходимость активной интегрированности между гуманитарными, медико- биологическими, естественно научными и клиническими дисциплинами.


Преподавание курса внутренних болезней интегрируется со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах: о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, этапах и тенденциях их развития; об основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностях, процессах и явлениях в норме и патологии, а также о строении, топографии и развитии клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, о значимости экологических и профессиональных факторов в развитии заболеваний, об особенностях организменного и популяционного уровней организации жизни; о математических методах решения профессиональных задач; об основных характеристиках лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаниях и противопоказаниях к назначению и применению для профилактики и лечения, оформлении рецептов; основ законодательства об охране здоровья граждан; прав и социальной защиты пациентов и медицинского персонала; иностранного и латинского языков для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности.


Изучение внутренних болезней непосредственно связано с изучением этой дисциплины на 3 курсе, где студенты осваивают навыки сбора анамнеза, физикального обследования больного, навыки синдромальной диагностики, написания истории болезни, представления о больном и получают представление о типичном клиническом течении ведущих нозологических форм.


С целью закрепления знаний полученных на теоретических и прикладных дисциплинах, таких как нормальная и патологическая анатомия, физиология, биохимия, фармакология, лабораторная диагностика и рентгенология проводится тестовый (компьютерный) контроль знаний изучаемой дисциплины с включением в него вопросов по смежным вышеперечисленным предметам. На кафедре регулярно проводятся клинико- анатомические конференции, клинические разборы больных с участием кафедры патологической анатомии, кафедры оториноларингологии, фтизиопульмонологии, что позволяет совершенствовать практическую подготовку студентов. Проводится ассоциированное чтение лекций на 4, 5 и 6 курсе сотрудниками кафедр факультетской терапии, госпитальной терапии, пропедевтики внутренних болезней.


Связь с последующими дисциплинами


Изучение внутренних болезней на 4 курсе тесно связано с изучением этой дисциплины на 5 и 6 курсах, когда студенты обучаются профессиональным врачебным умениям обследования больных, тактике диагноза и дифференциального диагноза, индивидуализированной терапии, ведению медицинской


документации, методам оказания неотложной помощи, реабилитации и диспансеризации больных с основными заболеваниями внутренних органов, а также врачебно-трудовой экспертизы.


Ориентация учебного процесса на итоговые компетенции как интегративную целостность знаний, умений, навыков, способности к самостоятельному принятию решений и самостоятельной практической деятельности обуславливает интегрирование как по вертикали, так и по горизонтали (при проведении дифференциального диагноза- связь с клиническимии дисциплинами: инфекционные болезни, дерматовенерология, неврология, гинекология, хирургические болезни, при проведении диагностики и лечения -связь с клиническими дисциплинами: лучевая диагностика и терапия, медицинская генетика, хирургия, реанимация и интенсивная терапия, онкология.


6 курс является завершающим в образовании и изучение последующих дисциплин не предусмотрено.

Методы преподавания дисциплины


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • этиологию и патогенез;
  • современную классификацию;
  • клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний у различных возрастных групп;
  • синдромологию поражения различных органов и систем с использованием знаний, полученных на прикладных дисциплинах;
  • методы диагностики, позволяющие поставить диагноз;
  • обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, опреде-лить прогноз. Знания лечебных мероприятий должны включать все виды воздействий: режим, диету, устранение причинных факторов; медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, лучевую терапию, методы детоксикации, трансфузионное лечение, методы элек-троимпульсной терапии, трансплантацию органов. Необходимо знание сущности принципов их проведе?ния и показания к ним.
  • основы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению, стационар-ного лечения больных, помощи пострадавшим в очагах массовых потерь в современной системе здравоохранения России
  • правила медицинской этики, морально-этические нормы взаимоотношений медицинских работников между собой и с пациентами.

студент должен уметь:


  • уметь в процессе курации больных использовать основы врачебной деонтологии
  • уметь собирать и проводить оценку анамнеза
  • уметь проводить обследование больного по общепринятой схеме (осмотр, аускультация, пер?куссия, пальпация и выявлять симптомы основных заболеваний внутренних органов
  • уметь проводить оценку физического развития пациента на основании использования данных антро?пометрических стандартов и индексов.
  • участвовать в проведении, уметь интепретировать результаты основных лабораторно-инструментальных методов исследования
  • уметь на основании предварительного обследования больного составить представление о характере заболевания и наметить алгоритм дальнейшего диагностического поиска
  • уметь на основании комплексного обследования поставить окончательный диагноз, используя при этом метод дифференциальной диагностики
  • уметь изложить полученные при обследовании данные в виде истории болезни
  • уметь выписывать и оформлять рецепты
  • уметь составлять план и проводить санитарно-просветительскую работу.
  • уметь пользоваться специальной медицинской литературой (основные учебники, руководство, справочники, журналы, методические пособия)

студент должен приобрести навыки:


  • навыки физикального обследования пациента;
  • написания первичной документации
  • выписывания рецептов

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 7 Семестр 8
Общая трудоемкость дисциплины 254 154 100
Лекции 62 38 24
Практические занятия 112 68 44
Самостоятельная работа 80 48 32
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +
Зачет + -

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Кардиология
20 36 0
Гастроэнтерология
6 8 0
Гематология
4 8 0
Эндокринология
6 12 0
Нефрология
10 20 0
Пульмонология
14 24 0
Вводное занятие.
2 4 0
Организационные вопросы. Контроль знаний-7
0 4 0
Организационные вопросы. Контроль знаний-8
0 4 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Вводная лекция Вводное занятие. 2
2 Гипертоническая болезнь Кардиология 4
4 ИБС, понятие, классификация, клинические формы стенокардии Кардиология 2
5 Лечение и профилактика стенокардии Кардиология 2
6 Инфаркт миокарда. Клинические варианты. Диагностика. Лечение. Осложнения Кардиология 2
7 Нарушения сердечного ритма и проводимости Кардиология 2
8 Острая ревматическая лихорадка Кардиология 2
9 Пороки сердца Кардиология 4
11 Хроническая сердечная недостаточность Кардиология 2
12 Хронический гастрит Гастроэнтерология 2
13 Язвенная болезнь, этология, патогенез, клиника, лечение Гастроэнтерология 4
15 Анемии Гематология 2
16 Гемолитические анемии Гематология 2
17 Заболевания щитовидной железы Эндокринология 2
18 Сахарный диабет: классификация, клиника, диагностика Эндокринология 2
19 Сахарный диабет: лечение больных сахарным диабетом Эндокринология 2
20 Синдромы поражения почек. Гломерулонефриты Нефрология 2
21 Гломерулонефриты (продолжение). Нефрология 2
22 Поражение почек при амилоидозе Нефрология 2
23 Хронический пиелонефрит Нефрология 2
24 Хроническая почечная недостаточность Нефрология 2
25 Экссудативный плеврит Пульмонология 2
26 Бронхиальная астма: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика Пульмонология 2
27 Бронхиальная астма: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика Пульмонология 2
28 Хроническая обструктивная болезнь легких Пульмонология 4
30 Острый бронхит. Пневмонии. Пульмонология 2
31 Нагноительные заболевания легких Пульмонология 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Вводное занятие. Требования к написанию академической истории болезни; знакомство с кафедрой; приём больного. Вводное занятие. 4
2 Гипертоническая болезнь. Кардиология 4
3 Атеросклероз. ИБС. Стенокардия. Атеросклеротический кардиосклероз. Кардиология 4
4 ИБС. Инфаркт миокарда. Формы. Клиника. ЭКГ.Лечебная тактика.Осложнения инфаркта миокарда Кардиология 8
6 Нарушение ритма и проводимости. Экстрасистолия. Мерцательная аритмия. Пароксизмальная тахикардия. АВ-блокады. Блокады ножек пучка Гиса. Кардиология 8
8 Ревматизм. Миокардиты. Кардиология 4
9 Приобретенные пороки сердца. Кардиология 4
10 Хроническая сердечная недостаточность. Кардиология 4
11 Хронический гастрит. Рак желудка. Гастроэнтерология 4
12 Язвенная болезнь. Гастроэнтерология 4
13 Анемии. Понятие. Классификация.
Железо-дефицитная анемия. В-12 и фолиево-дефицитная анемии. Гемолитические анемии.
Гематология 8
15 Сахарный диабет. Этиология. Классификация. Клиника. Комы при сахарном диабете. Принципы терапии. Эндокринология 8
17 Заболевания щитовидной железы. Диффузный и узловой токсический зоб. Гипотиреоз. Эндокринология 4
18 Зачет Организационные вопросы. Контроль знаний-7 4
19 Вводное занятие. Исследование функции внешнего дыхания; Rg-диагностика заболеваний органов дыхания. Приём больного. Пульмонология 4
20 Бронхиальная астма. Пульмонология 4
21 Острый бронхит. Пневмония. Пульмонология 4
22 Хронический бронхит. Эмфизема легких. Пульмонология 4
23 Нагноительные заболевания легких. Рак легкого. Пульмонология 4
25 Заболевания плевры. Плеврит. Пневмоторакс. Мезотелиома плевры. Пульмонология 4
27 Синдромы поражения почек. Острый гломерулонефрит. Нефрология 4
28 Хронический гломерулонефрит. Нефрология 4
29 Хронический пиелонефрит. Гипернефроидный рак. Нефрология 4
31 Амилоидоз. Нефротический синдром. Нефрология 4
32 Хроническая почечная недостаточность. Нефрология 4
33 Зачет Организационные вопросы. Контроль знаний-8 4

Литература

Основная
  1. Внутренние болезни. Учебник для медицинских вузов / Под ред. С.И.Рябова, В.А.Алмазова, Е.И.Шляхто.-СПб, 2006. -861с.
  2. Внутренние болезни /Под ред. Ф.И. Комарова; ВТ. Кукесса, А.С. Сметненева- М.: Медицина, 1990.
  3. Внутренние болезни: Учебник для вузов: в 2 т., - Т.1., Т.2 -М.: ГЭОТАР-Мед, 2001, 2006 -XIV, XV
  4. Внутренние болезни. Учебник для вузов: в 2-х т. / Гл.ред. А.И.Мартынов, Н.А.Мухин,

В.С.Моисеев; отв.ред. А.С.Галевич. -М.:ГЭОТАР-МЕД, 2008. -568с.

  1. Козловская Л.В., Николаев А.Ю. Учебное пособие по клиническим и лабораторным

методам исследования. - М.: Медицина, 1994.

  1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни - М.: Медицина 1989.
  2. Электрокардиография /Мурашко В.В., Струтынский А.В, - М.: Медицина, 1991


Дополнительная
  1. Болезни органов кровообращения: Рук. для врачей / Под. Ред. Е.И. Чазова.М., 1997. -831
  2. Аритмии сердца: Механизмы, диагностика, лечение, в 3 т., тт. 1,2,3. Пер.с англ. под ред.

В. Дж. Мандела. М., 1996

  1. Чучалин А.Г.. Клинические рекомендации по хронической обструктивной болезни легких. М. 2001
  2. Федосеев Г.Б., Трофимов В.И. Бронхиальная астма. С.-Пб. 2006
  3. Подымова С.Д. Болезни печени. -М. Медицина, 1998
  4. Аускультация сердца: учебное пособие для студентов, врачей-интернов и ординаторов мед.вузов.-СПб., 1996.-229 с.:ил.,табл.
  5. Руководство по кардиологии в 4-х томах./Под ред. Акад. Е.И. Чазова, М.Медицина,

1982.

  1. Руководство по ревматологии В.А. Насонова.. М.,1998.
  2. Основы неотложной кардиологии/ В.В. Руксин .. С.-Пб., 2001.
  3. Р. Хегглин. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. Пер. с нем. Под ред. Е.М. Тареева.
  4. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: Справ. руководство для врачей. -3-е изд.-М.: Мед.информ.агентство, 2001.-605с.
  5. Пропедевтика внутренних болезней:ключевые моменты (Текст): учебное пособие для медицинских вузов/(Ю.В.Котовская, О.В.Аверков,С.В.Виллевальде и др.); под редакцией Ж.Д.Кобалава, В.С.Моисеева - М.:Издат.группа "ГЭОТАР МЕДИА",2008
  6. Основы семиотики заболеваний внутренних органов(Текст): учебное пособие для медицинских вузов / А.В.Струтынский и др.2-е издан.допол. и переработ.М.:МЕДпресс-информ,2004
  7. Энциклопедия клинического обследования больного 1997 г.
  8. Болезни органов дыхания. Руководство для врачей в 4-х томах./Под редакцией акад. Н.Р. Палеева, М.Мед., 1989
  9. Александров А.Н., Лавренова Г.В., Шахназаров А.Э. Заболевания органов дыхания. - СПб. : Диалог, 2000. - 281 с. - Шифр II 12/803.
  10. Битти А.Д. Диагностические тесты в гастроэнтерологии, пер. с англ.М.,1995.- 221 с.
  11. Краткое руководство по гастроэнтерологии / Под ред. В.Т.Ивашкина, Ф.И.Комарова, С.И.Раппопорта.-М.,2002.
  12. Рысс Е.С., Шулутко Б.И. Болезни органов пищеварения. - СПб. : Ренкор, 1998. - 336 с.
  13. Руководство по гастроэнтерологии / Под редакцией Ф.И. Комарова, М.,1996.
  14. Ткаченко Е.И., Лисовский В.А. Ошибки в гастроэнтерологии. - М. : Бином; СПб.: Невский диалект, 2002. - 396 с.
  15. Шустов С.Б., Халимов Ю.Ш. Функциональная и топическая диагностика в эндокринологии. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2001. - 238 с.
  16. Эндокринология : Пер. с англ. / Под ред. Н. Лавина. - М. : Практика, 1999. - 1128 с.
  17. Нефрология. Руководство том 1, 2 / Под ред. Е. М. Тареева. М. 1988
  18. Боровков Н.Н., Волкова С.А., Евдокимова Н.М., Лебедева А.И. Болезни системы крови: механизмы развития, диагностические критерии и принципы терапии : Учеб. пособие для мед. вузов. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2002. - 141 с.
  19. Основы клинической гематологии: Справ. пособие / Под ред. В.Г. Радченко. - СПб. : Диалект, 2003. - 301 с.