5005175 5158570 С.3 Госпитальная хирургия

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.02 Педиатрия. С.3 Госпитальная хирургия

Общая информация
Подразделение: Кафедра хирургии госпитальной № 2 с клиникой (428163)
Семестр(ы): 8, 9, 13

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – на основе синдромального подхода изучить дифференциальную диагностику, тактику лечения хирургических заболеваний и их осложнений у пациентов различных возрастных групп, имеющих сопутствующую патологию.

Задачами дисциплины являются:


  • на основе запаса знаний, полученного во время прохождения дисциплины «Факультетская хирургия, урология», лекционного, иллюстративного и методического материала обучить проведению дифференциальной диагностики распространенных хирургических;
  • выработать алгоритм синдромального подхода к диагностике основных хирургических;
  • продолжить изучение некоторые неотложные состояния при хирургических заболеваниях с оказанием первой врачебной помощи на различных этапах.
  • обучить студентов навыкам проведения отдельных врачебных манипуляций;
  • изучить принципы и способы оперативного лечения хирургических заболеваний;
  • ознакомить студентов с принципами организации работы хирургического кабинета поликлиники и с основами экспертизы трудоспособности больных хирургического профиля в амбулаторных условиях.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина изучается в восьмом и девятом семестрах в цикле хирургических дисциплин и относится к циклу профессиональных дисциплин федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060103 - Педиатрия.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия человека, топографическая анатомия и оперативная хирургия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);
  • в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия, профессиональные болезни, лучевая диагностика, общая хирургия, лучевая диагностика, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, медицинская генетика, дерматовенерология, акушерство, медицинская реабилитация).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурная (ОК):


  • способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну (ОК-1);

б) профессиональная (ПК):


  • способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1);
  • способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
  • способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
  • способен и готов проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц и трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы, в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8);
  • способен и готов к научно-обоснованному применению современных социально-гигиенических методик сбора и медико-статистическому анализу информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья на уровне различных подразделений ЛПУ стационарного и амбулаторного типа (акушерско-гинекологический, сельский врачебный участок и др.) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-10);
  • способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
  • способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);
  • способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);
  • способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

Продложение в разделе "Полный текст программы"

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:


  • этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента;
  • принципы системного подхода к анализу медицинской информации;
  • особенности опроса, физикального осмотра, клинического обследования пациента с хирургическим заболеванием;
  • принципы анализа результатов современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала;
  • методики немедленного устранения неотложных и угрожающих жизни состояний, алгоритм осуществления противошоковых мероприятий;
  • особенности написания развернутой истории болезни стационарного больного хирургического профиля.

Уметь:


  • сформулировать диагноз на основании результатов физикального обследования, биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;
  • анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
  • выявлять основные патологические симптомы и синдромы хирургических заболеваний, используя знания медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;
  • анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах;
  • использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ;
  • выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
  • анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности;
  • назначать адекватное (консервативное и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (лечебное питание, двигательный режим и др.) больным с хирургическими заболеваниями.

Владеть:


  • алгоритмом постановки развернутого диагноза больным хирургического профиля с последующим направлением их на дополнительное обследование;
  • алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при некоторых неотложных состояниях больным хирургического профиля.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 8 Семестр 9 Семестр 13
Общая трудоемкость дисциплины 108 54 54 -
Лекции 24 12 12 -
Практические занятия 48 24 24 -
Самостоятельная работа 36 18 18 -
Формы промежуточного контроля
Зачет - + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Вводное занятие.
0 6 0 Методы обследования хирургического больного: физикальные, лабораторные, эндоскопические, методы лучевой диагностики (рентгенологические, ультразвуковые). Составление плана обследования, анализ полученных результатов. Алгоритм формирования развернутого диагноза. Определение показаний и противопоказаний к оперативному лечению. Принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения. Профилактика осложнений.
Синдром «острого живота»
2 6 0 Определение понятия, его история. Дифференциальная диагностика острых хирургических заболеваний, объединенных понятием. Физикальные, лабораторные и инструментальные методы обследования, использующиеся для верификации диагноза. Разбор клинических случаев с анализом данных обследования. Решение ситуационной задачи с формированием предварительного диагноза, плана обследования и лечения. Определение показаний и противопоказаний к оперативному лечению. Профилактика осложнений.
Механическая желтуха.
2 6 0 Дифференциальная диагностика желтух. Хирургические заболевания, осложняющиеся механической желтухой. Физикальные, лабораторные и инструментальные методы обследования, использующиеся для верификации диагноза. Разбор клинических случаев с анализом данных обследования. Решение ситуационной задачи с формированием предварительного диагноза, плана обследования и лечения. Определение показаний и противопоказаний к оперативному лечению. Выбор метода оперативного лечения. Профилактика осложнений.
Портальная гипертензия
2 6 0 Определение понятия. Уровни блоков портальной системы, их клинические и патофизиологические особенности. Хирургические заболевания, протекающие с явлениями портальной гипертензии. Методы обследования больных с синдромом портальной гипертензии. Дифференциальная диагностика. Решение ситуационной задачи с формированием предварительного диагноза, плана обследования и лечения. Определение показаний и противопоказаний к оперативному лечению. Выбор методов консервативного и оперативного лечения. Профилактика осложнений.
Синдром дисфагии.
2 6 0 Определение понятия. Дифференциальная диагностика на основании руководства Всемирного гастроэнтерологического общества (ВГО). Хирургические заболевания, протекающие с явлениями дисфагии. Методы верификации диагноза. Решение ситуационной задачи с формированием предварительного диагноза, плана обследования и лечения. Определение показаний и противопоказаний к оперативному лечению. Выбор методов консервативного и оперативного лечения. Профилактика осложнений.
Венозные тромбоэмболические осложнения.
0 6 0 Причины развития и факторы риска венозных тромбоэмболических осложнений (на основании российских клинических рекомендаций по диагностике, лечению и профилактике венозных тромбоэмболических осложнений 2009 года). Диагностическая и лечебная тактика при венозных тромбоэмболических осложнениях. Профилактика венозных тромбоэмболических осложнений. Средства профилактики и лечения венозных тромбоэмболических осложнений: антикоагулянты для парентерального введения, антагонисты витамина К. Препараты для тромботической терапии. Механические методы профилактики и лечения венозных тромбоэмболических осложнений. Оценка риска венозных тромбоэмболических осложнений у нехирургических больных. Решение ситуационной задачи с оценкой риска тромбоэмболических осложнений и выбором вида профилактических мероприятий.
Хирургический сепсис и перитонит.
2 6 0 Определение понятия «сепсис». Актуальность проблемы. Классификация. Этиология. Условия и факторы для развития сепсиса. Патогенез. Патогенетические синдромы сепсиса. Полиорганная недостаточность и синдромы функциональных расстройств. Принципы лечение больных. Прогнозирование исходов лечения. Определение понятия «перитонит». Анатомо-физиологические сведения о брюшине. Классификация перитонитов (по клиническому течению, локализации, характеру выпота, по характеру возбудителя, по стадии). Острый гнойный перитонит. Патологоанатомические изменения при остром гнойном перитоните, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Современные принципы комплексного лечения. Особенности оперативного вмешательства. Показания к дренированию и тампонаде брюшной полости, лапаростомии, проведению программных санаций. Роль антибиотиков в комплексном лечении перитонита. Методы экстракорпоральной детоксикации организма. Исходы лечения. Решение ситуационной задачи с определением исходов лечения.
Вопросы переливания крови. Кровезаменители. Парентеральное питание.
2 6 0 Показания к гемотрансфузии. Методика определения групповой и резус-принадлежности с использованием цоликлонов. Порядок действия врача перед гемотрансфузией. Осложнения гемотрансфузии, алгоритм действий врача. Кровезаменители. Классификация. Показания к применению. Препараты, использующиеся для парентерального питания. Показания к полному парентеральному питанию (ППП). Правила проведения ППП. Решение ситуационной задачи с расчетом необходимого суточного количества трансфузионных сред.
Амбулаторная хирургия. Занятие проводится в хирургическом кабинете поликлиники.
0 6 0 Задачи поликлинической хирургической службы и способы их решения. Оснащение хирургических кабинетов, перевязочных и операционных в поликлинике. Неотложные операции и манипуляции, выполняемые в условиях поликлиники. Плановые операции, которые можно выполнять в хирургическом отделении поликлиники; условия, необходимые для их выполнения Показания к экстренной и плановой госпитализации больных, обратившихся для лечения в поликлинику. Обезболивание при хирургических вмешательствах в условиях поликлиники. Фармакологические препараты для местного обезболивания, механизм их действия, дозировки. Виды местной анестезии, применяемой в поликлинике: контактная, инфильтрационная, проводниковая (регионарная), новокаиновые блокады. Техника их выполнения. Стадии течения местной анестезии, подготовка к ней больного. Осложнения при местном обезболивании и их предупреждение. Противопоказания к местной анестезии. Общие принци¬пы лечения больных с острой гнойной хирургической инфекцией в условиях поликлиники (консервативное и оперативное лечение). Выбор способа лечения острой гнойной инфекции в зависимости от фазы воспаления. Комплекс консервативных лечебных мероприятий при острой гнойной инфекции. Острые гнойные заболевания кожи и подкожной клетчатки: фурункул, карбункул, флегмона подкожной клетчатки, гидраденит, рожистое воспаление, эризипелоид, лимфангит, лимфаденит: клиника, диагностика, лечение. Острые гнойные заболевания костей, суставов и синовиальных сумок. Остеомиелит, острые гнойные артриты, острые бурситы: клиника, диагностика, лечение. Гнойно-воспалительные заболевания кисти. Флегмона тыла кисти, межпальцевая (комиссуральная) флегмона, флегмона области thenar, флегмона области hypotenar, флегмона срединного ладонного пространства, U-образная флегмона, флегмона пространства Пирогова-Парона: клиника, диагностика, лечение. Гнойно-воспалительные заболевания пальцев кисти. Кожные формы панариция. Осложненные формы панариция. Клиника, диагностика и лечение различных форм панариция в условиях поликлиники.
Амбулаторная хирургия (продолжение). Занятие проводится в клинике. Итоговое тестирование.
0 6 0 Дегенеративно-воспалительные заболевания конечностей. Заболевания связок и околосуставных тканей. Плечелопаточный периартрит, эпикондилит плеча, крепитирующий паратенонит предплечья, болезнь де Кервена, стенозирующие лигаментиты пальцев кисти, контрактура Дюпюитрена, ганглий, гигрома. Заболевания суставов (остеоартрозы). Заболевания стопы. Вросший ноготь. Отклонение 1 пальца стопы кнаружи (hallux valgus). Молоткообразный палец. Пяточная шпора. Поверхностные новообразования. Доброкачественные поверхностные новообразования. Классификация. Эпителиальные опухоли. Соединительнотканные опухоли. Опухоли из нервной ткани. Опухоли из эндотелия и мезотелия. Опухолевидные образования. Злокачественные поверхностные новообразования. Опухоли кожи. Опухоли мягких тканей.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Синдром «острого живота» Синдром «острого живота» 2
2 Механическая желтуха. Механическая желтуха. 2
2 Венозные тромбоэмболические осложнения. Венозные тромбоэмболические осложнения. 2
3 Портальная гипертензия Портальная гипертензия 2
4 Хирургический сепсис и перитонит. Хирургический сепсис и перитонит. 2
5 Вопросы переливания крови. Кровезаменители. Парентеральное питание. Вопросы переливания крови. Кровезаменители. Парентеральное питание. 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Вводное занятие. Вводное занятие. 6
2 Синдром «острого живота» Синдром «острого живота» 6
3 Механическая желтуха. Механическая желтуха. 6
4 Портальная гипертензия Портальная гипертензия 6
5 Синдром дисфагии. Синдром дисфагии. 6
6 Венозные тромбоэмболические осложнения. Венозные тромбоэмболические осложнения. 6
7 Хирургический сепсис и перитонит. Хирургический сепсис и перитонит. 6
8 Вопросы переливания крови. Кровезаменители. Парентеральное питание. Вопросы переливания крови. Кровезаменители. Парентеральное питание. 6
9 Амбулаторная хирургия. Занятие проводится в хирургическом кабинете поликлиники. Амбулаторная хирургия. Занятие проводится в хирургическом кабинете поликлиники. 6
10 Амбулаторная хирургия (продолжение). Занятие проводится в клинике. Амбулаторная хирургия (продолжение). Занятие проводится в клинике. Итоговое тестирование. 6

Литература

Основная
  1. Хирургические болезни. Учебник /под ред. М.И. Кузина.- Изд. 3-е.-М.,2005.-778с.


Дополнительная
  1. Оперативная хирургия и топографическая анатомия головы и шеи / Г.М. Семенов, В.В. Лебедев; СПбГМУ им. Акад. И.П. Павлова, кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии.- СПб.: СПбГМУ, 2005.- 52с.
  2. Врожденные кисты и свищи челюстно-лицевой локализации и шеи / Е.Г. Криволуцкая; СПбГМУ им. Акад. И.П. Павлова, кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.- СПб.: изд-во СПбГМУ, 2005.- 17с.
  3. Бураковский В.И., Бокерия Л.А. Сердечно-сосудистая хирургия.- М., 1989.- 762с.
  4. Современные высокотехнологичные лучевые методы исследования состояния миокарда в кардиохирургии: Пособие для студентов/Под ред. В.В. Гриценко СПб.: СПбГМУ, 2007.
  5. Трофические язвы нижних конечностей.- СПб,: СПбГМУ, 2004.- 80с..
  6. 6. Пищеводно-желудочно-кишечные кровотечения: Практическое пособие для студентов и слушателей факультета постдипломного образования.- СПб.: СПбГМУ, 2000.
  7. Амбулаторная хирургия: Справочник практического врача / под ред. Гриценко В.В., Игнатова Ю.Д..- М.: Олма-Пресс, 2002.- 448с.
  8. 8. Пособие по амбулаторной хирургии для студентов, интернов и клинических ординаторов в 5 частях/ под ред. В.В. Гриценко, часть 1, 2001.- 78с.
  9. Пособие по амбулаторной хирургии для студентов, интернов и клинических ординаторов в 5 частях/ под ред. В.В. Гриценко, часть 2, 2001.- 62с.
  10. Общие принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ухода за больными при проведении плановых хирургических вмешательств на органах брюшной полости: Пособие для студентов 6 курса.- СПб: СПбГМУ, 1997.- 50с.
  11. Анатомия, морфология и биомеханика клапанов сердца человека: Пособие для студентов/ Под ред. В.В. Гриценко.- СПб: СПбГМУ, 2007.- 70с.