5005175 5158490 С.3 Основы формирования здоровья детей

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.02 Педиатрия. С.3 Основы формирования здоровья детей

Общая информация
Подразделение: Кафедра педиатрии (427763)
Семестр(ы): 6

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование врачебного мировоззрения у студентов, которое направлено на понимание значимости свойственных только ребенку (включая внутриутробный период) процессов роста и развития, отличающих все периоды детства до взрослого состояния, и определяющих особую уязвимость детского организма по отношению к средовым факторам.
Задачами дисциплины являются:


  • изучение условий для оптимального роста и развития ребенка и первичной профилактики (то есть предотвращения развития) заболеваний;
  • изучение правил формирования здоровья детей и его поддержание при целенаправленном создании благоприятных условий для роста и развития ребенка (начиная с периконцепционного периода);
  • изучение управления онтогенезом в целях формирования здоровья;
  • изучение методов формирования у детей, подростков и членов их семей, позитивного медицинского поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья, в том числе распространение среди детей и подростков навыков, способствующих поддержанию на должном уровне двигательной активности; обучение детей, подростков и членов их семей основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья, устранению вредных привычек.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина изучается в шестом, девятом семестрах в цикле педиатрических дисциплин, относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности 060103.65 - Педиатрия высшего профессионального медицинского образования.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык;
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин: физика, математика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, клиническая патанатомия, патофизиология, клиническая патофизиология;
  • в цикле профессиональных дисциплин: гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения, медицинская реабилитация, дерматовенерология, неврология, медицинская генетика, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, факультетская терапия, профессиональные болезни, госпитальная терапия, эндокринология, урология, детская хирургия, онкология, стоматология, травматология, ортопедия, акушерство и гинекология, пропедевтика детских болезней , факультетская педиатрия, эндокринология, инфекционные болезни у детей, поликлиническая и неотложная педиатрия, уход за терапевтическими больными, уход за хирургическими больными.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-5, Ок-8;
б) профессиональные (ПК): ПК-1, ПК-3 — ПК-5, ПК-10 — ПК-12, ПК-16, ПК-17, ПК-19 — ПК-21, ПК-24 — ПК-28, ПК-31, ПК-32.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

ЗНАТЬ:


  • основы законодательства о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях; нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций; правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики;
  • основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков;
  • основы применения методов доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, деятельности медицинских учреждений системы охраны материнства и детства и в научных исследованиях;
  • принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов;
  • особенности организации и основные направления деятельности участкового врача-педиатра и врача общей практики; методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных детей и подростков;
  • ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства, осуществление экспертизы трудоспособности;
  • клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей, подростков и взрослого населения;
  • основные клинические проявления у детей и подростков заболеваний кожи и подкожной клетчатки, лор-органов, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, челюстно-лицевой области, онкологической патологии, особенности их диагностики и наблюдения;
  • клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи детям и подросткам при неотложных состояниях;
  • современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков, взрослого населения терапевтического, хирургического и инфекционного профиля; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий;
  • организацию и проведение реабилитационных мероприятий среди детей, подростков и взрослого населения, механизм лечебно-реабилитационного воздействия физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, фитотерапии, массажа и других немедикаментозных методов, показания и противопоказания к их назначению;
  • организацию акушерской и гинекологической помощи населению, диагностику и ведение беременности, диагностику, лечение и реабилитацию женщин с гинекологическими заболеваниями.

УМЕТЬ:

  • анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и производственной среды;
  • участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры;
  • проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания; пропагандировать здоровый образ жизни;
  • вести медицинскую документацию различного характера в детских амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях;

ВЛАДЕТЬ:

  • методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства;
  • оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
  • методами общего клинического обследования детей и подростков.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 6
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Лекции 24 24
Практические занятия 48 48
Самостоятельная работа 36 36
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Введение. Понятие о здоровье.
2 6 0 Определение понятия здоровье. Основные понятия в пространстве «здоровье-нездоровье-болезнь». Группы здоровья. Группы риска. Всемирная организация здравоохранения (воз) о понятии «здоровье».
Среда обитания и ее влияние на здоровье.
2 6 0 Особенности воздействия природных факторов на формирование здоровья.

Роль техногенной среды в формировании здоровья. Роль социально-экономической сферы в формировании здоровья.

Питание детей.
4 6 0 Из истории питания. Понятия и термины нутрициологии. Макронутриенты. Микронутриенты. Режим питания. Классические и альтернативные теории питания. Классические теории питания. Античная теория питания.
Вредные привычки, их влияние на здоровье
2 6 0 Причины возникновения вредных привычек. Основные вредные привычки: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Влияние вредных привычек на отдельные системы и на организм в целом.
Воспитание профилактика здорового образа жизни
8 6 0 Образ жизни вообще, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни.

Информационно-пропагандистская система повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Этика и деонтология врача работающего с новорожденным
2 6 0 Об этике, биоэтике, деонтологии, определения, суждения. Принципы деонтологии. Десять принципов общения со здоровым новорожденным. Эмпатия. Асептика. Коммуникабельность. Полнота ежедневного клинического осмотра новорожденного по системам.
Физиологические и психологические аспекты взаимодействия мать-новорожденный
2 6 0 Коммуникативная способность женщин, ожидающих ребенка. Психологические аспекты отношения матери к будущему ребёнку. Влияние взаимоотношения матери и ребёнка на психологическую готовность девушки к материнству.
Уход за новорожденным
2 6 0 Общие вопросы педиатрической службы и ухода за ребенком. Детские лечебно-профилактические учреждения. Понятие о здоровье детей. Работа детской больницы. Правила гигиены. Лечебные ванны. Пролежни.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Введение в дисциплину «Основы формирования здоровья». Определение понятия здоровье. Основные понятия в пространстве «здоровье-нездоровье-болезнь». Введение. Понятие о здоровье. 2
2 Факторы среды обитания, их значение для здоровья и профилактика эколого-зависимых заболеваний у детей. Условия предобеспечения здоровья. Среда обитания и ее влияние на здоровье. 2
3 Роль нутриентной и микронутриентной недостаточности в формировании нарушений развития и заболеваний детского возраста Питание детей. 2
4 Прогноз и профилактика заболеваний недостаточности и избыточности питания. Диетология развития. Программирование развития. Питание детей. 2
6 Факторы поддержки и обеспечения оптимального развития ребенка. Профилактические субпрограммы по направлениям: мониторинг беременности, безопасность родов, индукция грудного вскармливания. Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
7 10 главных детерминант потерь здоровья. Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков. Вредные привычки, их влияние на здоровье 2
9 Программный комплекс «Восхождение к здоровью». Скрининг болезней новорожденных и постнеонатальный комплекс Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
13 Значение режима дня и двигательной активности детей и подростков в формировании здоровья и активного образа жизни. Вопросы поло-ролевого воспитания детей и подростков Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
15 Задачи, формы и методы работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей. Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
16 Этика и деонтология врача работающего с новорожденным Этика и деонтология врача работающего с новорожденным 2
17 Физиологические и психологические аспекты взаимодействия мать-новорожденный Физиологические и психологические аспекты взаимодействия мать-новорожденный 2
18 Уход за новорожденным Уход за новорожденным 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Введение в дисциплину «Основы формирования здоровья». Введение. Понятие о здоровье. 1
2 Факторы среды обитания, их значение для здоровья и профилактика эколого-зависимых заболеваний у детей. Среда обитания и ее влияние на здоровье. 1
3 Роль нутриентной и микронутриентной недостаточности в формировании нарушений развития и заболеваний детского возраста Питание детей. 2
4 Прогноз и профилактика заболеваний недостаточности и избыточности питания. Питание детей. 2
5 Диетология развития. Программирование развития. Питание детей. 2
6 10 главных детерминант потерь здоровья Вредные привычки, их влияние на здоровье 2
7 Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков Вредные привычки, их влияние на здоровье 1
8 Программный комплекс «Восхождение к здоровью» Воспитание профилактика здорового образа жизни 1
9 Факторы поддержки и обеспечения оптимального развития ребенка Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
10 Профилактические субпрограммы по направлениям: мониторинг беременности, безопасность родов, индукция грудного вскармливания Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
11 Скрининг болезней новорожденных и постнеонатальный комплекс Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
12 Значение режима дня и двигательной активности детей и подростков в формировании здоровья и активного образа жизни Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
13 Задачи, формы и методы работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей. Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
14 Вопросы поло-ролевого воспитания детей и подростков Профилактика незапланированной беременности и ИППП в группах риска, сохранение репродуктивного здоровья Воспитание профилактика здорового образа жизни 2
15 Десять принципов общения со здоровым новорожденным. Контакт врача с матерью. Этика и деонтология врача работающего с новорожденным 4
16 Прогнозирование, профилактика и диагностика антенатальной патологии. Физиологические и психологические аспекты взаимодействия мать-новорожденный 4
17 Группы новорожденных высокого риска, скрининговые тесты в раннем неонатальном периоде. Физиологические и психологические аспекты взаимодействия мать-новорожденный 4
18 Технология клинического осмотра и уход за доношенным новорожденным. Уход за новорожденным 4
19 Технология клинического осмотра и уход за недоношенным новорожденным. Уход за новорожденным 4
20 Пограничные состояния раннего неонатального периода, риск перехода в патологическое течение. Уход за новорожденным 4

Литература

Основная
  1. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. —СПб:Фолиант. —2010. —1008 с.
  2. Юрьев В. В., Воронович Н.Н. Уход за здоровым ибольным ребенком. —СПб:СпецЛит. —2009. – 192 с.
  3. Юрьев В. В. , Булатова Е.М., Алешина Е. И. Практика вскармливания детей первого года жизни. —СПб:Первый ИПХ. —2010 – 84 с.
  4. Непосредственное обследование ребенка. Под ред. Юрьева В. В. —СПб: Питер. —2008 – 384 с.
  5. К.М.Сергеева, М.Н.Захарова «Вскармливание детей грудного возраста». Пособие для студентов старших курсов. – 2001. - 51 с.
  6. Н.Н.Смирнова. Диспансерное наблюдение здоровых детей раннего возраста врачом общей практики. / Пособие для врачей общей практики. – СПб, 2007 – 28 с.
  7. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова, В.Н.Белозерцева. Педиатрия. Для врачей общей практики. Часть 1. Патология грудного возраста. – СПб, 2008 - 64 с.
  8. Н.Н.Смирнова, А.П.Суровцева, Л.А.Александрова, А.Б.Логинов. Физиология и патология периода новорожденности./Пособие для студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов. – СПб, 2008 – 42 с.
  9. Н.Н.Смирнова, Н.Б.Куприенко, А.В.Белякова. Здоровый и больной ребенок в работе врача общей практики. Особенности физиологии и патологии подросткового периода. / Пособие для врачей общей практики. – СПб, 2008 – 64 с.
  10. А.Г.Румянцев, М.В.Тимакова, С.М.Чечельницкая. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. – М:Медпрактика-М. - 2004. – 388 с.


Дополнительная
  1. Н.Н.Смирнова, А.З.Печиборщ, А.П.Суровцева «Вторичные иммунодефицитные состояния у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2005 г., 42 с.
  2. Н.Н.Смирнова, А.З.Печиборщ, О.В.Суковатова «Нарушения фосфорно-кальциевого обмена у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2006 г., 43 с.
  3. Н.Н.Смирнова «Хроническая патология органов пищеварения у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2006 г., 43 с.
  4. Н.Н.Смирнова, А.В.Каган, А.Н.Котин, Л.А.Клочко, А.П.Суровцева. Абдоминальный синдром в педиатрии и детской хирургии. /Пособие для врачей и студентов старших курсов. – СПб, 2009 – 52 с.