5005175 5158489 С.3 Пропедевтика детских болезней

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.02 Педиатрия. С.3 Пропедевтика детских болезней

Общая информация
Подразделение: Кафедра педиатрии и детской хирургии (427797)
Семестр(ы): 5, 6

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является формирование диагностических подходов в оценке состояния здоровья на основе знаний анатомо-физиологических особенностей систем и органов в возрастных аспектах.


Задачами преподавания дисциплины являются:


  • изучение закономерностей роста и развития ребенка (в том числе — физического, полового, нервно-психического развития);
  • изучение анатомо-физиологических особенностей детского возраста;
  • освоение методики непосредственного обследования ребенка; изучение возрастной семиотики поражения различных органов и систем с обучением синдромному подходу к диагностике заболеваний;
  • изучение основ диететики здорового ребенка первого года жизни;
  • изучение дисциплины с целью формирования мировоззрения врача, формирования врачебной компетенции.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Место дисциплины в учебном процессе определяется ее названием. Пропедевтика — первая ступень, основа основ всех педиатрических дисциплин. Пропедевтика является связующим звеном между фундаментальными и прикладными дисциплинами, в процессе изучения которой студенты учатся использовать свои теоретические познания на практике.


Связь с предшествующими дисциплинами
Безусловно, изучаемая дисциплина имеет тесную связь со всеми предшествующими дисциплинами. Из основных стоит отметить нормальную и патологическую анатомию, гистологию с эмбриологией, нормальную и патологическую физиологию, биологическую химию, пропедевтику внутренних болезней, латинский язык, основы лучевой диагностики. Из рабочих программ всех предшествующих дисциплин выделить разделы, на которые опирается изложение и изучение данного курса представляется технически невозможным и нецелесообразным


Связь с последующими дисциплинами
Все разделы курса необходимы при изучении всех последующих дисциплин по специальности.


Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности 060103 «Педиатрия» высшего профессионального медицинского образования, изучается в пятом и шестом семестрах.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин: философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык;
  • в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин: физика и математика; биохимия; анатомия человека; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; патологическая анатомия; патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология;
  • в цикле медико-профилактических и клинических дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, основы формирования здоровья детей, общая хирургия.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-5, ОК-8;
б) профессиональные (ПК): ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-11, ПК-12, пк-15, ПК-16, ПК-19 — Пк-22, Пк-25 — ПК-27, ПК-31.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

ЗНАТЬ:


  • вопросы деонтологии и медицинской этики;
  • клинические, анатомо-физиологические особенности детей различного возраста и подростков;
  • методы оценки физического, полового, нервно-психического развития детей и подростков как индикатора здоровья ребёнка;
  • особенности методики непосредственного обследования основных органов и систем детей и подростков;
  • особенности записи данных непосредственного обследования (начальные стадии овладения «врачебным» языком);
  • наиболее часто используемые лабораторные, инструментальные, аппаратные методы обследования, их диагностическую значимость;
  • семиотику и основные синдромы поражения органов и систем у детей и подростков
  • критерии оценки тяжести состояния больного ребёнка;
  • принципы рационального питания здоровых детей раннего возраста;

УМЕТЬ:

  • устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родственниками;
  • собирать анамнез болезни и жизни;
  • сбор анамнеза должен быть активным, касающимся возможных проявлений на всех уровнях предположительно пораженной системы;
  • уметь сделать предварительное заключение о заболевании по анамнезу;
  • оценить физическое, половое, нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрасту;
  • провести непосредственное обследование ребенка (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и, в случае выявления отклонений от нормы, поставить предварительный синдромный диагноз (диагнозы);
  • на основании предположительного синдромного диагноза (диагнозов) составить план обследования;
  • оценить результаты лабораторных, инструментальных, аппаратных методов обследования для верификации предположительного диагноза (диагнозов);
  • проанализировать питание грудного ребенка, осуществляемое матерью, составить правильную диету при различных видах вскармливания грудного ребенка, дать рекомендации по дальнейшему рациональному вскармливанию;

ВЛАДЕТЬ:

  • уходом за здоровыми и больными детьми различных возрастных групп;
  • санитарной обработкой поступающего в стационар больного ребенка;
  • измерением температуры тела, АД, подсчитывать частоту сердцебиений, дыханий и регистрировать их в истории болезни;
  • измерять массу тела, рост ребенка различных возрастных групп. Уметь их интерпретировать;
  • обработкой полости рта, ушей, носа, глаз у детей различного возраста;
  • закапывать капли и закладывать мазь в глаза, нос, уши;
  • приготовить и использовать грелку и пузырь со льдом;
  • выполнять парентеральное введение лекарственных средств (подкожно, внутримышечно, внутривенно);
  • дать ребенку раннего и старшего возраста лекарственные препараты;
  • накладывать и сменять повязки;
  • владеть физическими методами охлаждения;
  • проводить промывание желудка детям различного возраста;
  • проводить очистительные и лечебные клизмы, ставить газоотводные трубки;
  • проводить ингаляции кислорода;
  • проводить сбор биологического материала (кровь, моча, кал), соблюдать условия хранения и транспортировки на исследование;
  • определять суточный диурез

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 5 Семестр 6
Общая трудоемкость дисциплины 180 90 90
Лекции 36 18 18
Практические занятия 84 42 42
Самостоятельная работа 60 30 30
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Рост и развитие ребенка
6 16 0 Возраст и возрастная периодизация в педиатрии Физическое развитие детей. Методика оценки физического развития детей. Здоровый ребенок. Критические состояния развития, реакции дезадаптации.
Анатомо-физиологические особенности детского возраста
12 26 0 Значение анамнеза для диагноза.

Общий осмотр. Органы мочеобразования и мочеотделения.

Семиотика и синдромы поражения основных систем
14 30 0 Семиотика и синдромы поражения основных органов и систем. История болезни (развития) ребенка как научно-медицинский и юридический документ. Основные разделы истории болезни (развития).
Вопросы питания здорового ребенка раннего возраста
4 12 0 Особенности обмена белков, жиров, углеводов, водно-солевого и энергетического обмена веществ. Питание детей - компонент профилактической педиатрии. Основные принципы рационального питания детей раннего возраста.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Введение в дисциплину «Пропедевтика детских болезней». Периодизация детского возраста. Рост и развитие ребенка 1
2 Физическое развитие детей. Рост и развитие ребенка 2
3 Психо-моторное развитие детей. Половое развитие детей.
Семиотика нарушений полового развития.
Рост и развитие ребенка 2
4 Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, периферических лимфоузлов у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 2
5 Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 1
6 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей Анатомо-физиологические особенности детского возраста 2
7 Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 2
8 Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 2
9 Анатомо-физиологические особенности мочевой системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 2
10 Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 2
11 Семиотика и синдромы поражения костно-мышечной системы у детей. Семиотика поражения дыхательной системы у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 2
13 Основные синдромы поражения дыхательной системы у детей. Дыхательная недостаточность. Семиотика и синдромы поражения основных систем 2
14 Семиотика поражения сердечно-сосудистой системы у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 1
15 Основные синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей. Сердечная недостаточность. Семиотика и синдромы поражения основных систем 2
16 Семиотика и основные синдромы поражения верхних и нижних отделов желудочно-кишечного тракта у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 2
18 Семиотика и основные синдромы поражения поджелудочной железы и билиарного тракта у детей. Семиотика поражения мочевой системы у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 2
20 Основные синдромы поражения мочевой системы у детей. Семиотика поражения кроветворной системы у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 2
22 Основные синдромы поражения кроветворной системы у детей.ни. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 1
23 Основные принципы вскармливания детей первого года жизни. Продукты прикормы и их значение в питании ребенка первого года жизни. Вопросы питания здорового ребенка раннего возраста 2
25 Искусственное вскармливание. Питание детей от одного года до трех лет. Вопросы питания здорового ребенка раннего возраста 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Сбор анамнеза. Физическое развитие детей. Рост и развитие ребенка 5
3 Семиотика нарушений физического развития. Половое развитие детей. Рост и развитие ребенка 5
5 Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Итоговое контрольное занятие по теме «Рост и развитие ребенка» Рост и развитие ребенка 6
7 Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражений кожи, подкожной клетчатки, периферических лимфоузлов, костно-мышечной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 7
9 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 7
11 Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, мочевой системы у детей. Анатомо-физиологические особенности детского возраста 7
13 Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Итоговое контрольное занятие по теме «Методы непосредственного обследования ребенка» Анатомо-физиологические особенности детского возраста 5
15 Семиотика, синдромы и функциональная диагностика, поражений дыхательной системы у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 5
17 Семиотика и синдромы поражений сердечно-сосудистой системы у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 5
19 Семиотика и синдромы поражений пищеварительной системы у детей Рост и развитие ребенка 5
21 Семиотика и синдромы поражений мочевой системы у детей Семиотика и синдромы поражения основных систем 5
23 Кроветворение на уровне костного мозга. Семиотика поражений кроветворной системы у детей. Семиотика и синдромы поражения основных систем 5
25 Синдромы поражения кроветворной системы у детей. Итоговое контрольное занятие по теме «Семиотика и синдромы поражения органов и систем у детей» Семиотика и синдромы поражения основных систем 5
27 Вскармливание здорового ребенка на первом году жизни. Организация введения продуктов прикорма Вопросы питания здорового ребенка раннего возраста 5
29 Искусственное вскармливание. Вскармливание здорового ребенка от года до трех лет. Вопросы питания здорового ребенка раннего возраста 5
31 Итоговое контрольное занятие по разделу «Диететика детей раннего возраста» Вопросы питания здорового ребенка раннего возраста 2

Литература

Основная
  1. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. —СПб:Фолиант. —2010. —1008 с.
  2. Юрьев В. В. , Булатова Е.М., Алешина Е. И. Практика вскармливания детей первого года жизни. —СПб:Первый ИПХ. —2010 – 84 с.
  3. Непосредственное обследование ребенка. Под ред. Юрьева В. В. —СПб: Питер. —2008 – 384 с.
  4. К.М.Сергеева. Педиатрия. – СПб:Питер.- 2007. - 538 с.
  5. К.М.Сергеева, М.Н.Захарова «Вскармливание детей грудного возраста». Пособие для студентов старших курсов. – 2001. - 51 с.
  6. Н.Н.Смирнова. Диспансерное наблюдение здоровых детей раннего возраста врачом общей практики. / Пособие для врачей общей практики. – СПб, 2007 – 28 с.
  7. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова, В.Н.Белозерцева. Педиатрия. Для врачей общей практики. Часть 1. Патология грудного возраста. – СПб, 2008 - 64 с.
  8. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова, В.Н.Белозерцева. Педиатрия. Для врачей общей практики. Часть 2. Патология систем органов дыхания, кровообращения и выделения. – СПб, 2008 - 72 с.
  9. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова. Физиология и патология почек и органов мочевой системы у детей и подростков. Хроническая болезнь почек в педиатрии. /Пособие для врачей и студентов старших курсов. – СПб, 2008 г. - 100 с.
  10. Н.Н.Смирнова, А.П.Суровцева, Л.А.Александрова, А.Б.Логинов. Физиология и патология периода новорожденности./Пособие для студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов. – СПб, 2008 – 42 с.
  11. Н.Н.Смирнова, Н.Б.Куприенко, А.В.Белякова. Здоровый и больной ребенок в работе врача общей практики. Особенности физиологии и патологии подросткового периода. / Пособие для врачей общей практики. – СПб, 2008 – 64 с.
  12. А.Г.Румянцев, М.В.Тимакова, С.М.Чечельницкая. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. – М:Медпрактика-М. - 2004. – 388 с.


Дополнительная
  1. Н.Н.Смирнова, А.З.Печиборщ, А.П.Суровцева «Вторичные иммунодефицитные состояния у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2005 г., 42 с.
  2. Н.Н.Смирнова, А.З.Печиборщ, О.В.Суковатова «Нарушения фосфорно-кальциевого обмена у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2006 г., 43 с.
  3. Н.Н.Смирнова «Хроническая патология органов пищеварения у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2006 г., 43 с.
  4. К.М.Сергеева, Н.Б.Куприенко «Системные васкулиты и геморрагические диатезы у детей». Для студентов старших курсов. 2006 г., 48 с.
  5. Н.Н.Смирнова, В.Н.Белозерцева, А.П.Суровцева «Энзимопатии у детей раннего возраста». Для студентов старших курсов и врачей общей практики. 2007 г., 36 с
  6. Н.Н.Смирнова, А.В.Каган, А.Н.Котин, Л.А.Клочко, А.П.Суровцева. Абдоминальный синдром в педиатрии и детской хирургии. /Пособие для врачей и студентов старших курсов. – СПб, 2009 – 52 с.
  7. И.М.Воронцов, Е.М.Фатеева, Л.Б.Хазенсон. Естественное вскармливание детей. – СПб:ППМИ. – 1993. – 199 с.