5005175 5158100 С.3 Эпидемиология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.02 Педиатрия. С.3 Эпидемиология

Общая информация
Подразделение: Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии (427734)
Семестр(ы): 9

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • овладение студентами базисными теоретическими знаниями и практическими умениями по выявлению причин возникновения и распространения заболеваемости наиболее распространенными инфекционными и неинфекционными болезнями среди населения;
  • овладение студентами базисными теоретическими знаниями и практическими умениями по обоснованию решений о проведении мероприятий по профилактике наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных болезней среди населения с использованием принципов доказательной медицины;
  • овладение студентами базисными теоретическими знаниями и практическими умениями по проведению в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний; профилактики заболеваний среди населения, мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, созданию благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

  • в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
  • в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, топографическая анатомия; патологическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; иммунология.
  • в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; оториноларингология; офтальмология; пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; факультетская хирургия, урология; медицинская реабилитация; стоматология.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины "Эпидемиология" направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные компетенции (ОК): ОК1;
б) профессиональные (ПК):
общепрофессиональные: ПК 1, ПК 3, ПК 5, ПК 7, ПК 8;
в профилактической деятельности: ПК 10 - ПК 14;
в диагностической деятельности: ПК 15 - ПК 18;
в лечебной деятельности: ПК 19 - ПК 22;
в реабилитационной деятельности: ПК 23 - ПК 24;
в психолого-педагогической деятельности: ПК 25 - ПК 26;
в организационно-управленческой деятельности: ПК 27 - ПК 30;
в научно-исследовательской деятельности: ПК 31 - ПК 32;

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • историю эпидемиологии, основные этапы формирования эпидемиологии как науки;
  • предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;
  • виды эпидемиологических исследований и их предназначение;
  • дизайн и основы организации эпидемиологических исследований;
  • систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и лечебных мероприятий;
  • правовые и этические аспекты проведения эпидемиологических исследований;
  • учение об эпидемическом процессе;
  • профилактические и противоэпидемические мероприятия и организацию противоэпидемической работы;
  • эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных инфекционных болезней;
  • эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных неинфекционных болезней.
  • выявлять причины (факторы риска) развития болезни;
  • проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности профилактических и лекарственных препаратов;
  • проводить оценку потенциальной и реальной эффективности профилактических и клинических мероприятий;
  • проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности диагностических и скрининговых тестов;
  • принимать обоснованные решения по проведению профилактических и лечебных мероприятий;
  • проводить статистическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов;
  • анализировать научные статьи и систематические обзоры на предмет их научной обоснованности;
  • использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;
  • поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических стационарах различного профиля;
  • поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических организованных коллективах детей и взрослых;
  • проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия на врачебном участке.
  • владеть приемами эпидемиологической диагностики приоритетных нозоформ и использовать результаты диагностики в практической деятельности;
  • алгоритмом проведения первичных профилактических и противоэпидемических мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных болезней.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 9
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Лекции 24 24
Практические занятия 48 48
Самостоятельная работа 36 36
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Эпидемиологический подход в изучении патологии человека. Основы доказательной медицины.
2 2 0 Краткая история эпидемиологии. Становление эпидемиологии на ранних этапах развития медицины. Основные этапы развития теории и практики эпидемиологии в добактериологический период науки. Формулирование первых теоретических концепций о происхождении эпидемий. Совершенствование эпидемиологического метода в предбактериологический период. Эпидемиология в системе медицинского образования, связь эпидемиологии с другими медицинскими науками. Широкое применение эпидемиологического подхода при изучении массовых неинфекционных заболеваний.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека - основополагающая идея, определившая предмет изучения, цели, организацию и методы эпидемиологических исследований. Формирование направления доказательная медицина. Принципы доказательности в поиске причинно-следственных связей.

Эпидемиологические исследования
6 2 0 Эпидемиологические исследования как - основа эпидемиологии. Заболеваемость - основной предмет эпидемиологии. Заболеваемость как одно из объективных массовых явлений, отражающих влияние на население неблагоприятных факторов. Заболеваемость как статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов; феномен "айсберга". Другие явления, характеризующие здоровье населения и формирующие предметную область эпидемиологии.

Описание заболеваемости, выявление причин и механизма возникновения, развития и распространения болезней, разработка и оценка качества и эффективности мер по снижению заболеваемости и профилактике болезней - основные цели эпидемиологии как познавательной деятельности. Формирование аналитической эпидемиологии. Аналитические эпидемиологические данные как основа для разработки эффективных мер по снижению заболеваемости и профилактике болезней. Широкое использование эпидемиологических исследований для изучения неинфекционной патологии - отличительная черта эпидемиологии современного периода. Типы (варианты, характерные черты) эпидемиологических исследований. Особенности распределения заболеваемости во времени. Уровни, динамика и структура заболеваемости, сгруппированной по признаку места (территории) возникновения заболеваний. Этика эпидемиологических исследований, ее международные принципы. Оценка потенциальной эффективности и безопасности профилактических средств и мероприятий. Использование экспериментальных исследований для оценки диагностических и скрининговых тестов. Особенности организации исследования для оценки диагностических тестов.

Базы данных. Поиск доказательной информации.
2 2 0 Источники доказательной информации. Общая структура научного сообщения. Реферат. Введение (история вопроса; обоснование исследования). Методы исследования (организация исследования; изучаемая выборка; вмешательство; распределение вмешательств; список осложнений; статистический анализ данных). Результаты исследования. Обсуждение. Выводы. Литература. Требования к составлению данных разделов. Алгоритм оценки научной публикации.

Информационные системы в медицине (ИС). Модели информационных систем. Медицинские серверы. Примеры информационных систем в эпидемиологии (WHOSIS (WHO Statistical Information System), Health Metrics Network, VAERS др.

Систематические обзоры. Мета-анализ.
2 2 0 Систематические обзоры. Определение. Цель составления. Требования к составлению систематических обзоров. Использование данных систематических обзоров в практической работе.

Мета-анализ. Определение. Цель проведения. Требования к проведению мета-анализа.

Эпидемический процесс.
2 4 0 Существующие определения понятия эпидемический процесс. Наиболее обобщенное определение эпидемического процесса как процесса возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения. Роль Л.В. Громашевского в теоретическом обобщении знаний об инфекционных болезнях и особенностях их распространения, создании учения об эпидемическом процессе.

Наличие и сочетанное действие трех основных элементов эпидемического процесса: источник инфекции, механизм передачи, восприимчивый организм. Современные представления об элементарной основе эпидемического процесса. Источник инфекции. Определение понятия "источник" и "резервуар инфекции". Человек как источник инфекции. Полиморфизм клинического течения инфекций, их эпидемиологическое значение. Периоды, продолжительность и способы выделения возбудителя источником. Носитель как источник возбудителя инфекции. Животные как источник инфекции. Дикие, полусинантропные и синантропные млекопитающие (грызуны, насекомоядные, копытные, хищные) и птицы как источники зоонозных инфекций и прокормители кровососущих членистоногих переносчиков. Внешняя среда как резервуар (источник) инфекции при сапронозах. Механизм передачи.

Содержание противоэпидемической деятельности и основы ее организации.
2 12 0 Профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Выявление. Значение своевременного и полного выявления источников инфекции. Диагностика. Значение эпидемиологического анамнеза для выявления больных и распознавания болезни. Изоляционные мероприятия. Лечебные мероприятия. Режимно-ограничительные мероприятия. Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи. Дезинфекция. Окислители. Стерилизация. Мероприятия, направленные на восприимчивый коллектив. Иммунопрофилактика. Место иммунопрофилактики в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий, ее значение при разных группах инфекционных заболеваний. Экономическая значимость. Национальный календарь профилактических прививок. Мероприятия в эпидемическом очаге.

Антропонозы
1 12 0 Общая характеристика антропонозов. Определение понятия. Группировка антропонозов в зависимости от реализации основного механизма передачи возбудителей инфекции. Особенности развития и проявления эпидемического процесса при антропонозах с различным механизмом передачи. Значимость и характеристика профилактических и противоэпидемических мероприятий. Возможности управления эпидемическим процессом. Перспективы снижения и ликвидации отдельных болезней. Особенности в проведении эпидемиологического надзора.

Болезни с фекально-оральным механизмом передачи. Общая характеристика группы. Бактериальные болезни: шигеллезы, сальмонеллезы, холера, эшерихиозы, острые кишечные инфекции, вызываемые другими микроорганизмами; вирусные болезни: ротавирусный гастроэнтерит, гастроэнтерит, вызываемый вирусом Норволк, энтеровирусные инфекции, полиомиелит, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е и т.д. Эколого-биологические свойства возбудителей и особенности взаимодействия с организмом человека. Особенности возбудителя, определяющие эпидемиологическое значение.

Зоонозы
1 2 0 Общая характеристика зоонозов. Бактериальные: бруцеллез, чума, туляремия, кампилобактериоз, лептоспироз, сальмонеллез, сибирская язва. Вирусные инфекции: геморрагические лихорадки, бешенство. Риккетсиозы. Хламидиозы. Боррелиозы. Определение понятий зоонозы, зооантропонозы, антропонозы, их характеристика. Распространенность. Место в инфекционной патологии. Принципы классификации, их критика. Пластичность, полиадаптивность, полипатогенность и политропность возбудителей. Множественность резервуаров и источников инфекции среди животных.

Многообразие клинических форм болезни у человека. Понятие: человек - биологический тупик зоонозов. Особенности передачи зоонозов среди животных. Многообразие путей заражения человека. Трансмиссивные зоонозы (облигатные и факультативные). Эпидемиологическое значение различных членистоногих (насекомых и клещей). Понятие арбовирусные инфекции. Нетрансмиссивные зоонозы. Эпизоотический и межэпизоотический периоды.

Сапронозы
1 2 0 Общая характеристика болезней. Определение. Социально-экономическая значимость. Учение о сапронозах как развитие теории природной очаговости Е.Н. Павловского. Современные представления о внешней среде как о существующем вне зависимости от человека резервуаре отдельных видов микроорганизмов. Столбняк, псевдотуберкулез, кишечный иерсиниоз, листериоз, легионеллез, мелиоидоз, микозы - основные нозологические формы сапронозов. Влияние социально-экономических факторов на эпидемический процесс сапронозов в современных условиях. Техногенная очаговость инфекционных болезней применительно к сапронозам. Особенности формирования очагов в современных урбо- и агроценозах.

Механизмы сохранения возбудителей сапронозов во внешней среде. Почвы и водоемы - основные естественные среды существования возбудителей сапронозов. Понятие психрофильности микроорганизмов и его эпидемиологическое значение. Основные механизмы выживания во внешней среде (спорообразование, формирование биопленок, некультивируемые формы). Профилактические мероприятия. Неукоснительное соблюдение правил эксплуатации и санитарно-противоэпидемического режима на объектах, значимых в эпидемиологическом отношении. Управляемость сапронозов: способ и степень управления. Особенности эпидемиологического надзора

Паразитарные болезни
1 2 0 Общая характеристика группы. Определение понятия. Группировка паразитарных болезней в зависимости от систематической принадлежности возбудителя: протозоозы, гельминтозы. Их место в эпидемиологической классификации инфекционных болезней. Распространенность. Социально-экономическая значимость. Роль отечественных ученых (Е.И. Марциновский, К.И. Скрябин и др.) в разработке научных основ ликвидации паразитарных болезней.

Таксономическое положение возбудителей паразитарных болезней. Классы, роды, виды. Моно - или полиэтиологичность. Эпидемиологическое значение штаммовых различий паразитических простейших по вирулентности и антигенным свойствам (амебиаз, токсоплазмоз, малярия и др.). Особенности размножения и жизненные циклы простейших. Принадлежность гельминтов к классам трематод, цестод, нематод. Биологические особенности гельминтов, имеющие эпидемиологическое значение: стадийность развития, разнообразие требований к условиям среды на разных стадиях своего развития, невозможность для большинства гельминтов осуществлять полный цикл своего развития в одном хозяине, неспособность накапливаться в организме без дополнительного заражения, значительная продолжительность жизни, адаптированность гельминтов к хозяину. Степень восприимчивости к паразитарным болезням. Факторы ее определяющие (генетические особенности, возраст, полноценность питания и т.д). Кратковременность иммунитета при большинстве инвазий. Влияние паразитозов на клиническое течение инфекционных и неинфекционных болезней. СПИД-ассоциируемые паразитозы. Источники инвазии - человек, домашние и дикие животные. Значение различных источников возбудителя в развитии эпидемического процесса паразитозов. Формы проявления инвазии у человека: острая, хроническая, носительство. Их эпидемиологическое значение. Многообразие клинических проявлений при паразитозах. Факторы, обусловливающие тяжесть течения инвазии. Продолжительность периода заразности источника инвазии. Пути заражения человека. Эпидемиологическая классификация паразитозов: контагиозные, гео- и биопаразитозы; пероральные и перкутанные паразитозы; антропонозы и зоонозы. Условия, определяющие распространение паразитозов. Особенности распределения заболеваемости по территории, во времени, группам населения. Типы очагов. Роль природных и социальных факторов в формировании очагов. Мероприятия, направленные на источник инвазии; роль лечебно-диагностических мероприятий. Мероприятия, направленные на механизм передачи; значение санитарно-паразитологических исследований. Мероприятия, направленные на восприимчивый организм; химиопрофилактика (малярия, амебиаз и др.). Потенциальная и реальная эффективность проводимых мероприятий. Система мероприятий по предупреждению клинических и эпидемиологических последствий завоза паразитарных болезней. Роль лечебно-профилактических учреждений в проведении мероприятий по борьбе с паразитозами. Документы, регламентирущие содержание и проведение мероприятий в эпидемических очагах. Особенности организации и проведения эпидемиологического надзора при паразитарных заболеваниях.

Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций
2 6 0 Определение понятия. Терминология. Актуальность проблемы на современном этапе. Эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость. Этиология. Существующие группировки (классификации). Место гнойно-септических инфекций в структуре ВБИ. Госпитальные штаммы и их характеристика. Восприимчивость. Специфика восприимчивого контингента. Группы риска. Источники внутрибольничных инфекций, их особенности при традиционных инфекционных болезнях и гнойно-септических инфекциях. Экзогенная и эндогенная инфекция. Понятие “микробная колонизация”. Особенности передачи ВБИ. Множественность и разнообразие путей и факторов передачи. Естественная и искусственная (артифициальная) передача. Потенциальная роль медицинских работников в распространении ВБИ. Проявления эпидемического процесса. Особенности проявлений традиционных инфекционных заболеваний и гнойно-септических инфекций. Особенности ГСИ в стационарах и отделениях различного профиля и факторы их определяющие. Типы эпидемических вспышек. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим лечебно-профилактических учреждений. Профилактика ВБИ среди медицинских работников. Содержание и организация эпидемиологического надзора за ВБИ, особенности его проведения в ЛПУ различного профиля.
Эпидемиология отдельных неинфекционных болезней
2 0 0 Общие аспекты эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Отличие эпидемиологии инфекционных от неинфекционных: более длительный латентный период, непредсказуемость конкретных сроков его, постепенность развития заболевания, большая вариативность признаков заболевания, мультифакторная природа этиологии и патогенеза, вероятностный характер, сложность выделения невосприимчивой части популяции к заболеванию, прогноза заболеваемости и эффективность профилактики и т.д.

Цель эпидемиологии неинфекционных заболеваний - установление количественных закономерностей формирования заболеваемости населения хроническими патологическими состояниями или заболеваниями и разработка мер их контроля. Значение эпидемиологических исследований в изучении неинфекционных болезней. Основные задачи исследования эпидемиологии неинфекционных болезней. Особенности эпидемиологии актуальных болезней (сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических, врожденных аномалий, травм, отравлений, генетически обусловленных болезней и др.). Профилактические мероприятия (снижение загрязнения окружающей среды, медико-экологическая реабилитация и т.д.).

Военная эпидемиология
0 0 0 Задачи. Особенности эпидемического процесса среди личного состава войск в военное время: автономность и совокупное влияние внешних и внутренних факторов.

Пути заноса инфекционных болезней в войска. Пути выноса инфекционных болезней в тыл. Современная структура инфекционной заболеваемости личного состава войск. Силы и средства проведения противоэпидемических мероприятий и противобактериологической защиты войск. Санитарно-эпидемиологические силы в частях и соединениях. Их предназначение, структура, оснащение и задачи. Санитарно-эпидемиологические учреждения МО РФ военного времени. Их предназначение, структура, оснащение и задачи. Содержание и организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время. Мероприятия, проводимые по противоэпидемической защите личного состава. Особенности выявления изоляции и эвакуации инфекционных больных. Мероприятия по предупреждению заноса инфекции с пополнением, от гражданского населения, из природных очагов и военнопленными. Санитарная обработка: показания к проведению, технические средства, организация работы. Особенности проведения дезинфекции в полевых условиях, при низких температурах, в очагах особо опасных инфекций Организация санитарно-эпидемиологической разведки в войсках. Порядок ее проведения в части, отчетные документы. Требования предъявляемые к санитарно-эпидемиологической разведке. Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния войск и района их действий. Особенности проведения изоляционных мероприятий (обсервации и карантина) в зависимости от оценки санитарно-эпидемиологического состояния части и района ее действий. Содержание этапов медицинской эвакуации на строгом противоэпидемическом режиме. Содержание обычного противоэпидемического режима работы этапа медицинской эвакуации. Показания для перевода на строгий противоэпидемический режим работы. Схема развертывания медицинской роты полка на строгом противоэпидемическом режиме и организация их работы. Особенности эвакуации больных особо опасными инфекциями. Биологическое оружие. Понятие о биологическом оружии и его поражающих свойствах. Способы применения биологического оружия. Понятие о районе (очаге) биологического заражения. Содержание мероприятий по защите войск от биологического оружия, проводимых в мирное время, при угрозе применения биологического оружия, в момент его применения и при ликвидации последствий биологического нападения. Частичная и полная специальная обработка в очагах биологического заражения. Содержание и организация мероприятий при обсервации и карантине. Общая и специальнатренная профилактика в очагах биологического заражения. Неспецифическая индикация биологических средств. Отбор проб для специфической индикации биологических средств, порядок их доставки в лабораторию. Методы специфической индикации и учреждения ее осуществляющие. Специфическая индикация биологических средств по сокращенной и расширенной схеме.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Эпидемиологический подход в изучении патологии человека. Основы доказательной медицины. Эпидемиологический подход в изучении патологии человека. Основы доказательной медицины. 2
2 Эпидемиологические исследования Эпидемиологические исследования 6
3 Базы данных. Поиск доказательной информации. Базы данных. Поиск доказательной информации. 2
4 Систематические обзоры, мета-анализ Систематические обзоры. Мета-анализ. 2
5 Эпидемический процесс Эпидемический процесс. 2
6 Содержание противоэпидемической деятельности и основы ее организации Содержание противоэпидемической деятельности и основы ее организации. 2
7 Эпидемиология и профилактика инфекционных болезней (антропонозов, зоонозов, сапронозов, паразитарных болезней) Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций 4
8 Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций 2
9 Эпидемиология неинфекционных болезней Эпидемиология отдельных неинфекционных болезней 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Эпидемиологические исследования Эпидемиологические исследования 4
2 Поиск доказательной информации. Базы данных.
Систематические обзоры. Мета-анализ
Базы данных. Поиск доказательной информации. 4
3 Эпидемический процесс Эпидемический процесс. 4
4 Противоэпидемические мероприятия Содержание противоэпидемической деятельности и основы ее организации. 8
5 Иммунопрофилактика Содержание противоэпидемической деятельности и основы ее организации. 4
6 Эпидемиология и профилактика антропонозов Антропонозы 12
7 Эпидемиология и профилактика зоонозов, сапронозов, паразитарных болезней Зоонозы 6
8 Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций 6

Литература

Основная
  1. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 694 с. - (учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов).
  2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология: Учебное пособие. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 446 с.


Дополнительная
  1. Эпидемиология: Учебник в 2 томах / Н.И. Брико, Л.П. Зуева, В.И. Покровский [и др.]. - М.: МИА, 2013. - 832 с.
  2. Шапашников А.А., Бутаев Т.М., Лукичева Т.А. Санитарно-эпидемиологический надзор. - М.: ЗАО МП "ГИГИЕНА", 2010. - 408 с.
  3. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / Под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - То же [Электронный ресурс]. - Временный доступ из электронно-библиотечной системы "Консультант студента". Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970413654.html. Дата обращения 17.01.2014.
  4. Володин А.С., Шапошникоа А.А., Баранов В.И., Кашапов Н.Г., Столяр В.П., Кутуев Ю.И. Медико-экологические и гигиенические аспекты в чрезвычайных ситуациях. Монография - М.: ЗАО "МП Гигина", 2008. - 384 с.
  5. Русакова Е.В., Шапошников А.А., Баранов В.И., Политова Н.Г. Инфекции дыхательных путей (аспирационные антропонозы).Эпидемиология и профилактика. - Учебное пособие для врачей.-М.: ЗАО "МП Гигиена", 2008.- 368 с.
  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: Учебное пособие. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: ГОЭТАР-Медиа, 2007. - 767 с.
  7. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для студентов лечебного факультета медицинских ВУЗов. - 2-е изд. испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 813 с.
  8. Власов В.В. Эпидемиология: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд. испр. - М.: ГОЭТАР-Медиа, 2006. - 462 с.
  9. Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация: руководство для студентов медицинских вузов и врачей / В.В. Шкарин. - Н. Новгород. - 2006. - 580с.
  10. Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии: Учебное пособие. - М.: Медицина, 2005. - 195 с. - То же [Электронный ресурс]. - Временный доступ из электронно-библиотечной системы "Консультант студента". Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN5225040624.html. Дата обращения 17.01.2014.
  11. Беляева Т.В., Щерба Ю.В. Пособие по эпидемиологии. - СПб.: КОПИ-Р, 2005. - 48 с.
  12. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: Учебное пособие / Под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с.: ил. [Электронный ресурс]. - Временный доступ из электронно-библиотечной системы "Консультант студента". Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN5970400386.html. Дата обращения 17.01.2014.
  13. Эсауленко Е.В., Коробочко М.Ю. Прививочные реакции и осложнения иммунопрофилактики: Пособие. - СПб.: СПбГМУ, 2001. - 39 с.
  14. Кубарь О.И., Сусенко Г.А. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней: Пособие. - СПб.: СПбГМУ, 2000. - 78 с.