5005174 5158429 Б.3 Теория и организация адаптивной физической культуры

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура). Б.3 Теория и организация адаптивной физической культуры

Общая информация
Подразделение: Кафедра медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры (231303931)
Семестр(ы): 3, 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

  • сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, познавательную активность и интерес к проблемам адаптивной физической культуры, основанные на личностно-ориентированной аксиологической концепции отношения к инвалидам;
  • обеспечить целостное осмысление методологических подходов к профессиональной деятельности, общих закономерностей данного вида социальной практики;
  • сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательской работе;
  • обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

"Теория и организация адаптивной физической культуры" относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла ООП Б.3.1.6. по направлению подготовки 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины предусматривает овладение следующими компетенциями:
а) общекультурные (ОК): ОК3, ОК19, ОК9-OK13;
б) профессиональные (ПК): ПК1 - ПК10.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • сущность, структуру, функции, принципы, методологические основы адаптивной физической культуры;
  • цели и задачи адаптивной физической культуры и ее компонентов, роль и место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
  • особенности развития и функционирования организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;
  • показания и противопоказания, особенности содержания занятий физическими упражнений с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
  • особенности обучения двигательным действиям и развития физических способностей, форм построения занятий при проведении занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и инвалидами различных нозологических групп;
  • особенности планирования и контроля в адаптивной физической культуре;
  • историю и организацию адаптивной физической культуры в нашей стране и за рубежом;
  • возможности собственного трудоустройства, профессиональной карьеры, повышения квалификации и научного роста;
  • формулировать педагогические задачи, подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий;
  • разрабатывать технологии проведения занятий физическими упражнениями;
  • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
  • методикой определения наиболее эффективных средств, методов и методических приемов педагогического воздействия, форм организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными и нозологическими особенностями занимающихся;
  • методикой предупреждения, выявления и исправления двигательных ошибок;
  • методикой развития физических способностей;
  • методами педагогического контроля;
  • методикой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности занимающихся;
  • методикой формирования мотивации занимающихся в процессе занятий физическими упражнениями;
  • навыками аналитической и рефлексивной деятельности.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 3 Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 144 92 52
Лекции 28 22 6
Практические занятия 44 28 16
Самостоятельная работа 72 42 30
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Введение в специальность "адаптивная физическая культура"
4 6 0 Тема 1.1. Специальность адаптивная физическая культура

Тема 1.2. Теория и организация адаптивной физической культуры как наука и учебная дисциплина Тема 1.3. Структура адаптивной физической культуры. Характеристика основных понятий и терминов адаптивной физической культуры Тема 1.4. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре

История адаптивной физической культуры
2 0 0 Тема 2.1. Краткая характеристика основных этапов становления физической культуры и спорта инвалидов в нашей стране и за рубежом

Тема 2.1. Становление и развитие адаптивной физической культуры для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата Тема 2.2. История адаптивного спорта для лиц с нарушением слуха Тема 2.3. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с нарушением зрения Тема 2.4. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с нарушением интеллекта

Организация и управление адаптивной физической культуры в Российской Федерации и мировом сообществе
2 0 0 Тема 3.1. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом

Тема 3.2. Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья Тема 3.3 Организация адаптивного спорта Тема 3.4. Организация адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации

Методологические основы адаптивной физической культуры
6 2 0 Тема 4.1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Тема 4.2. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры Тема 4.3. Функции адаптивной физической культуры Тема 4.4. Принципы адаптивной физической культуры

Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5
8 18 0 Тема 5.1. Задачи и средства адаптивной физической культуры Тема 5.3. Методы адаптивной физической культуры Тема 5.4. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре Тема 5.5 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре Тема 5.6. Воспитание личности средствами адаптивной
Адаптивное физическое воспитание как педагогический процесс
2 10 0 Тема 6.1. Характеристика содержания и форм построения занятий по адаптивной физической культуре

Тема 6.2. Особенности структуры и содержания урока по адаптивной физической культуре Тема 6.3. Планирование работы по адаптивной физической культуре Тема 6.4. Контроль и учет работы по адаптивной физической культуре

Адаптивная двигательная рекреация как педагогический процесс
2 4 0 Тема 7.1. Цель, задачи, формы и содержание адаптивной двигательной рекреации

Тема 7.2. Содержание и формы рекреационных занятий в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений Тема 7.3. Адаптивная двигательная рекреация в в семье

Адаптивный спорт как социальное явление и педагогический процесс
2 4 0 Т Тема 8.1. Цель, задачи и отличительные черты адаптивного спорта.

Тема 8.2. Паралимпийское движение как направление адаптивного спорта Тема 8.3. Специальное олимпийское движение как направление адаптивного спорта

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Специальность адаптивная физическая культура.


Теория и организация адаптивной физической культуры как наука и учебная дисциплина.
Введение в специальность "адаптивная физическая культура" 2
2 Краткая характеристика основных этапов становления физической культуры и спорта инвалидов в нашей стране и за рубежом История адаптивной физической культуры 2
3 Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом Организация и управление адаптивной физической культуры в Российской Федерации и мировом сообществе 2
4 Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры Методологические основы адаптивной физической культуры 2
5 Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры Методологические основы адаптивной физической культуры 2
6 Принципы адаптивной физической культуры Методологические основы адаптивной физической культуры 2
7 Задачи и средства адаптивной физической культуры Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 2
8 Методы адаптивной физической культуры Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 2
9 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 2
10 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 2
11 Особенности структуры и содержания урока по адаптивной физической культуре Адаптивная двигательная рекреация как педагогический процесс 2
12 Контроль и учет работы по адаптивной физической культуре Адаптивная двигательная рекреация как педагогический процесс 2
13 Цель, задачи, формы и содержание адаптивной двигательной рекреации Адаптивная двигательная рекреация как педагогический процесс 2
14 Цель, задачи и отличительные черты адаптивного спорта. Адаптивный спорт как социальное явление и педагогический процесс 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Структура адаптивной физической культуры. Характеристика основных понятий и терминов адаптивной физической культуры. Разработка кроссворда основных понятий и терминов адаптивной физической культуры Введение в специальность "адаптивная физическая культура" 4
2 Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре. Характеристика видов профессиональной деятельности и анализ содержания тарифно-квалификационных характеристик специалиста по адаптивной физической культуре Введение в специальность "адаптивная физическая культура" 2
3 Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья Методологические основы адаптивной физической культуры 2
4 Методы адаптивной физической культуры. Анализ направленности педагогических действий специалиста по адаптивной физической культуре Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 2
5 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Разработка программы обучения двигательному действию Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 4
6 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре. Разработка программы развития физических способностей Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 10
7 Воспитание личности средствами адаптивной физической культуры Методические основы адаптивной физической культуры. Раздел 5 2
8 Характеристика содержания и форм построения занятий по адаптивной физической культуре. Обобщенная характеристика и краткий анализ содержания действующих программ по адаптивной физической культуре Адаптивное физическое воспитание как педагогический процесс 2
9 Особенности структуры и содержания урока по адаптивной физической культуре. Разработка фрагмента конспекта урока по адаптивной физической культуре Адаптивное физическое воспитание как педагогический процесс 2
10 Планирование работы по адаптивной физической культуре. Разработка годового и четвертного плана-графика учебно-воспитательной работы. Адаптивное физическое воспитание как педагогический процесс 6
11 Содержание и формы рекреационных занятий в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений Адаптивная двигательная рекреация как педагогический процесс 2
12 Адаптивная двигательная рекреация в в семье Адаптивная двигательная рекреация как педагогический процесс 2
13 Паралимпийское движение как направление адаптивного спорта Адаптивный спорт как социальное явление и педагогический процесс 2
14 Специальное олимпийское движение как направление адаптивного спорта Адаптивный спорт как социальное явление и педагогический процесс 2

Литература

Основная
  1. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, В 2т./Под ред. проф.С.П. Евсеева. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2005. - 448с


Дополнительная
  1. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебник / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2007. - 308с
  2. Сладкова Н. А. Рекомендации для руководителей физкультурно-оздоро вительных клубов инвалидов по организации занятий физической культурой и спортом и распределению спортсменов на группы по степени функциональных возможностей: Учебное пособие / Н. А. Сладкова. - М.: Советский спорт, 2009. - 136с.
  3. Справочник по материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2009. - 256с.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464с.
  5. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: Учеб. пособие / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, А. И. Малышев, Г. В. Герасимова, А. А. Потапчук, Д. С. Поляков. - М.: Советский спорт, 2010. - 488с.
  6. Царик А. В. Паралимпийский спорт: нормативное правовое и методическое регулирование: Учебное пособие / Царик А. В. - М.: Советский спорт, 2010. - 1272с.
  7. Царик А. В. Правила соревнований по паралимпийским видам спорта: Сборник /

А.В. Царик. - М.: Советский спорт, 2009. - 560с

  1. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 032100 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"/ Под общей ред. Л.В.Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608с.