5005173 5158617 С.5 Помощник врача стоматолога (ортопеда) (после 8 семестра)

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.03 Стоматология. С.5 Помощник врача стоматолога (ортопеда) (после 8 семестра)

Общая информация
Подразделение: Кафедра стоматологии ортопедической и материаловедения с курсом ортодонтии взрослых (427880)
Семестр(ы): 8

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель практики - расширить и закрепить знания, полученные студентами при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, провести дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных при изучении модулей ООП по специальности стоматология - «Зубное протезирование (простое протезирование» и «Протезирование зубных рядов (сложное протезирование)», ознакомить с организацией стоматологической помощи и условиями работы врача в городе и на селе, а также с основными организациями здравоохранения; научить студента давать правильную оценку философским и социально-политическим проблемам медицины с учетом современных достижений, решать соответствующие медицинские задачи, сформировать у них глубокое понимание большой социальной роли профессиональной и общественной деятельности врача.


Данная цель достигается сочетанием профессионально-трудового и нравственно-деонтологического воспитания, в том числе во время летней производственной практики.


Задачи:


  • ознакомить студентов с принципами организации и работы отделения (клиники) ортопедической стоматологии и зуботехнической лаборатории;
  • адаптация студента к работе в поликлинических условиях;
  • формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, санитарно-противоэпидемических мероприятий при работе в кабинете ортопедической стоматологии, при работе с различными материалами, применяемыми в ортопедической стоматологии;
  • изучение основной профессиональной терминологии в области ортопедической стоматологии;
  • ознакомление с мероприятиями по инфекционному контролю в лечебно-профилактических учреждениях;
  • обучение студентов особенностям обследования пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов с ведением медицинской документации;
  • обучение студентов основам диагностики и планирования ортопедического лечения;
  • приобретение студентами навыков работы с основным стоматологическим оборудованием, инструментарием, материалами;
  • обучение студентов методикам проведения клинических и лабораторных этапов изготовления несъемных и съемных конструкций зубных протезов.
  • освоение методов обезболивания при манипуляциях, сопряженных с выраженным болевым синдромом;
  • ознакомление студентов с возможными осложнениями при ортопедическом лечении несъемными и съемными зубными протезами и методами их устранения и профилактики;
  • формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций;
  • привитие студентам навыков изучения научной литературы, подготовки рефератов, презентаций по современным проблемам протезирования при полной потере зубов;
  • обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов, стимулирование самостоятельной работы по освоению содержания модуля и формированию необходимых компетенций.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Летняя производственная практика «Помощник врача-стоматолога-ортопеда» является логическим продолжением модулей «Зубное протезирование (простое протезирование)» и «Протезирование зубных рядов (сложное протезирование)», являясь частью основной профессиональной образовательной программы дисциплины «Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся с общими целями образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки 060201 – Стоматология.


Студенты проходят производственную практику в лечебно-профилактических учреждениях с дифференцированной врачебной помощью по основным специальностям стоматологического профиля. Такими учреждениями являются, как правило, стоматологические поликлиники в Санкт-Петербурге, Ленинградской области или по месту постоянного жительства студента, а также другие сертифицированные и лицензированные ЛПУ г. Санкт-Петербурга.


Во время прохождения практики студенты участвуют во всех общественных мероприятиях лечебного учреждения, проводят беседы с пациентами учреждения по широкому спектру вопросов, касающихся проблем диагностики и ортопедического лечения патологии жевательно-речевого аппарата, ведут научно-исследовательскую работу. которую представляют на экзамен по практике в виде реферата, слайдов, презентации и т.д..


Практическая работа студентов слагается из ежедневной (6 часов) работы в стоматологической поликлинике (ортопедическое отделение). Работая в поликлинике, студент, наряду с выполнением обязательного объема лечебной работы, должен ознакомиться с ее санитарным состоянием, с ее хозяйством, с особенностями работы регистратуры, с порядком приема, постановки на диспансерный учет и санации больных (поступление, заполнение паспортной части истории болезни, заполнение талона посещений, выписка направлений к специалистам, составление этапного эпикриза, составление выписки из истории болезни, оформление больничного листа и т.д.), с внутренним порядком поликлиники, с медицинской отчетностью.


Прохождение летней практики по ортопедической стоматологии ставит своей конечной целью усвоение студентами теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для работы в последующих модулях обучения по направлению подготовки (специальности) 060201 – Стоматология: «Гнатология (биомеханика жевательного аппарата), физиология и патология ВНЧС и жевательных мышц», «Челюстно-лицевое протезирование». Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011г. № 16.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2 — ОК-12;
б) профессиональные (ПК): ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-23, ПК-24, ПК-29, ПК-36, ПК-45, ПК-48 — ПК-52.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • основы и принципы организации работы клиники ортопедической стоматологии, оборудование и оснащение, инструменты и материалы ортопедического отделения (кабинета) стоматологических лечебно-профилактических учреждений; санитарно-гигиенические нормы, основные правила техники безопасности и эргономики;
  • теоретические основы строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы (жевательно-речевого аппарата) при патологии твердых тканей зубов и зубных рядов;
  • схему обследования стоматологического больного при различной патологии, клинические и параклинические методы обследования пациентов в клинике ортопедической стоматологии;
  • этапы диагностического процесса (предварительный, окончательный диагноз);
  • основную специальную терминологию;
  • правила заполнения медицинской документации (амбулаторная карта стоматологического больного и др. );
  • этиологию, патогенез, клинику и диагностику основных стоматологических заболеваний, подлежащих ортопедическому лечению, их осложнения, взаимосвязь с общими заболеваниями;
  • основные принципы планирования подготовки полости рта к протезированию при различной патологии жевательно-речевого аппарата;
  • основы клинического материаловедения;
  • последовательность клинико-лабораторных этапов изготовления съёмных и несъемных ортопедических конструкций;
  • причины осложнений в ортопедической практике и способы их предупреждения;
  • основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения;
  • правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

Уметь:

  • самостоятельно собрать полный медицинский анамнез и провести обследование пациента, определять показания к использованию параклинических методов исследования,
  • анализировать результаты обследования пациентов и поставить предварительный диагноз, планировать объем дополнительных исследования для уточнения диагноза; формулировать окончательный диагноз;
  • планировать ортопедическое лечение и проведение клинических этапов изготовления различных конструкций зубных протезов;
  • оформлять документы первичного больного, заполнять историю болезни;
  • работать со стоматологическим оборудованием, аппаратурой, инструментами, материалами;
  • получать анатомические и функциональные оттиски различными оттискными материалами на основе синтетических эластомеров;
  • получать гипсовые модели челюстей, восковые базисы с окклюзионными валиками;
  • определять центральное соотношение челюстей при фиксированной и нефиксированной межальвеолярной высоте при частичной потере зубов;
  • контролировать качество технического исполнения различных несъемных и частичных съемных зубных протезов;
  • провести коррекцию зубных протезов в полости рта; выявлять, устранять и предпринять меры профилактики осложнений при пользовании съемными конструкциями зубных протезов;
  • самостоятельно оказать неотложную ортопедическую стоматологическую помощь (восстановление облицовок несъемных протезов в полости рта больного; снятие искусственных коронок, мостовидных протезов и др, реставрация частичных съемных пластиночных протезов; фиксация несъемных протезов и др.).

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 8
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Практические занятия 72 72
Самостоятельная работа 36 36
Формы промежуточного контроля

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Организация работы отделения ортопедической стоматологии стоматологической поликлиники.
0 6 0 Структура государственной стоматологической поликлиники. Вопросы организации оказания стоматологической помощи населению. Работа ортопедического стоматологического отделения и зуботехнической лаборатории.
Методы обследования и подготовки полости рта к протезированию пациентов с частичной потерей зубов.
0 6 0 Особенности клинического обследования пациентов в клинике ортопедической стоматологии. • Подготовка полости рта к ортопедическому лечению.
Ортопедическое лечение пациентов с частичной потерей зубов.
0 60 0 Ортопедическое лечение пациентов с частичной зубов съемными и несъемными зубными протезами. • Диагностика, план и задачи ортопедического лечения больных с частичной потерей зубов.

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Структура государственной стоматологической поликлиники. Вопросы организации оказания стоматологической помощи населению. Организация работы отделения ортопедической стоматологии стоматологической поликлиники. 6
2 Диагностика, план и задачи ортопедического лечения больных с частичной потерей зубов. Методы обследования и подготовки полости рта к протезированию пациентов с частичной потерей зубов. 6
3 Участие студентов в клиническом приеме тематических больных руководителем практики. Ортопедическое лечение пациентов с частичной потерей зубов. 54
12 Участие студентов в клиническом приеме тематических больных руководителем практики. Ортопедическое лечение пациентов с частичной потерей зубов. 6

Литература

Основная
  1. Трезубов В.Н. Щербаков А. С. Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса: Учебник для мед. вузов /Под ред. проф. В.Н, Трезубова. - СПб: СпецЛит. – 2010. –480 с.
  2. Трезубов В.Н. Щербаков А.С. Мишнев Л.М., Фадеев Р.А. Ортопедическая стоматология (факультетский курс): Учебник для медицинских вузов/Под ред. проф. В. Н. Трезубова. СПб: Изд-во Фолиант. –2010.- 536 с.
  3. Трезубов В. Н., . Мишнев Л. М., Жулев Е.Н., Трезубов В.В. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение: Учебник для медицинских вузов/Под. ред. В. Н. Трезубова 3-е изд. , доп. СПб: СпецЛит, 2010. – 351с.
  4. Трезубов В. Н. Мишнев Л. М. Незнанова Н. Ю. Фищев С. Б. Ортопедическая стоматология. Технология лечебных и профилактических аппаратов /Под ред. проф. В Н. Трезубова – СПб: СпецЛит., 2010.- 367 с.
  5. Копейкин В.Н., Миргазизов М.З. (ред.). Ортопедическая стоматология. М.:Медицина, 2001.


Дополнительная
  1. Стоматология. Учебник для системы послевузовского профессионального образования врачей стоматологов./Под ред. проф. В. Н. Трезубова и проф. С. Д. Арутюнова. – М., Медицинская книга, 2003.- 580 с.
  2. Трезубов В. Н. Мишнев Л. М. Соловьев М.М. Краснослободцева О. А. Диагностика в амбулаторной стоматологии: Учеб. пособие. для мед. вузов/Под ред. проф. В. Н. Трезубова. – СПб. – СпецЛит, 2000.- 77 с
  3. Трезубов В. Н. Мишнев Л. М. Соловьев М.М. Краснослободцева О. А. Стоматологический кабинет: материалы, инструменты, оборудование. Учеб. пособие МЗ РФ для стомат. фак-тов мед. вузов/ Под ред. проф. В. Н. Трезубова. – СПб, СпецЛит . – 2002
  4. Трезубов В. Н. Мишнев Л. М., Алексина Л.А. Прикладная анатомия жевательного аппарата: Учебное пособие для мед. вузов/Под ред. проф. В. Н. Трезубова. – СПбГМУ им. акад.И.П.Павлова. 2012- 78 с.