5005173 5158594 С.3 Стоматология: пародонтология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.03 Стоматология. С.3 Стоматология: пародонтология

Общая информация
Подразделение: Кафедра стоматологии терапевтической (427920)
Семестр(ы): 8, 9

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель – подготовка врача-стоматолога, способного оказать амбулаторно-поликлиническую помощь пациентам с заболеваниями пародонта.


Задачи:


  • приобретение теоретических знаний в области пародонтологии;
  • изучение современных аспектов этиологии и патогенеза заболеваний пародонта;
  • изучение особенностей обследования пациентов с заболеваниями пародонта;
  • овладение основами диагностики и лечения заболеваний пародонта;
  • ознакомление с осложнениями при лечении заболеваний пародонта и с методами их устранения;
  • ознакомление с принципами организации и работы клиники пародонтологии;
  • ознакомление с принципами профилактики инфекции на пародонтологическом приеме, создания благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
  • изучение порядка оформления медицинской документации при ведении пациентов на пародонтологическом приеме;
  • формирование практических умений, необходимых для самостоятельной работы врача-пародонтолога в условиях амбулаторно-профилактического учреждения по оказанию населению пародонтологической помощи с соблюдением основных требований врачебной этики и деонтологических принципов;
  • изучение системы объективных критериев оценки эффективности и безопасности современных методов лечения заболеваний пародонта;
  • формирование практических умений к самостоятельному поиску и применению знаний по вопросам лечения заболеваний пародонта, использования с этой целью международных систем и баз данных, позволяющих получать и внедрять в клиническую практику современную информацию в области пародонтологии;
  • формирование у студентов навыков составления комплексного плана лечения заболеваний пародонта с учетом хирургического этапа;
  • ознакомление с современными методами хирургического лечения патологии пародонта;
  • освоение основных и дополнительных методик хирургического вмешательства на тканях пародонта;
  • формирование у студентов навыков коллегиального ведения пациентов с патологией пародонта. Определение необходимости привлечения специалистов смежных специальностей и объема необходимого вмешательства;
  • ознакомление студентов с современными остеопластическими материалами, применяемыми для повышения эффективности хирургического лечении заболеваний пародонта;
  • основные ошибки и осложнения, возникающие при хирургическом лечении заболеваний пародонта и методы их профилактики и устранения;
  • изучение принципов поддерживающей терапии заболеваний пародонта.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Учебный модуль «Пародонтология» является фрагментом дисциплины «Стоматологи», входит в основную профессиональную образовательную программу и относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся с общими целями образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки 060201 – Стоматология.


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011г. № 16.


Учебная программа модуля «Пародонтология» предназначена для базисной подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов к интегрированному подходу в оказании стоматологической помощи.


Преподавание модуля «Пародонтология» ставит своей конечной целью усвоение студентами теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для работы в последующих модулях обучения по направлению подготовки (специальности) 060201 – Стоматология: - в интернатуре и клинической ординатуре. Основные знания, необходимые для изучения модуля формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык)
  • в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия, микробиология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);
  • в цикле профессиональных дисциплин (медицинская реабилитация, внутренние болезни, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, хирургические болезни, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, судебная медицина, оториноларингология, стоматология пропедевтическая, стоматология профилактическая, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая).

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1 — ОК-12;
б) профессиональные (ПК): ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-23, ПК-24, ПК-29, ПК-36, ПК-45, ПК-48 — ПК-52.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • теоретические основы строения, состояния и функционирования тканей пародонта в норме и при патологии;
  • этиологию и патогенез заболеваний пародонта, действующую классификацию заболеваний пародонта (МКБ-10);
  • тактику клинического обследования пациентов с патологией пародонта, диагностический алгоритм и стандарты обследования при проведении диспансерного наблюдения пациентов, страдающих заболеваниями пародонта;
  • принципы и методы комплексного амбулаторного лечения, включающего консервативные мероприятия и хирургические вмешательства на пародонте, реабилитации и профилактики заболеваний пародонта;
  • должностные обязанности и права врача по оказанию неотложной помощи;
  • оперативную, учетно-отчетную документацию;
  • контингенты, подлежащие диспансерному наблюдению;
  • нормативы при диспансеризации, диспансерные группы учета;
  • правила выписывания рецептов и приема лекарственных препаратов, применяемых для лечения заболеваний пародонта;
  • контроль за качеством лечения;
  • методы и средства нехирургического лечения пациентов с патологией пародонта;
  • основные ошибки, возникающие при нехирургическом лечении патологии пародонта, и методы их профилактики и устранения;
  • принципы коллегиального ведения пациентов с заболеваниями пародонта с врачами смежных специальностей;
  • основные ошибки, возникающие при терапии неотложных состояний в пародонтологии;
  • профессиональную этику и деонтологические аспекты лечебно-профилактической работы врача, роль информированного согласия; методы и средства санитарного просвещения;
    • оценивать функциональные изменения в тканях пародонта при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах;
    • в ограниченное время качественно провести опрос и осмотр пациента и выявить основные объективные данные, подтверждающие диагноз;
    • определить минимум необходимых для установления диагноза лабораторных и инструментальных исследований, информативных для установления диагноза;
    • интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;
    • составить план обследования и лечения конкретного пациента с учетом привлечения специалистов смежных стоматологических специальностей;
    • выбирать оптимальный вариант консервативного лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий;
    • проводить лечение болезней пародонта с помощью нехирургических методов у пациентов различного возраста;
    • выявлять, устранять и предпринимать меры по предотвращению возможных осложнений при лечении болезней пародонта;
    • оказывать неотложную помощь при лечении острых процессов в пародонтологии;
    • выбирать оптимальный вариант и выполнять необходимый объем хирургических манипуляций на пародонте;
    • определять необходимый объем ортопедического и ортодонтического вмешательства у пациентов с патологией пародонта;
    • выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства, наркотические и приравненные к ним средства;
    • пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;
    • правильно оформлять документы по экспертизе нетрудоспособности;
    • составить программу реабилитации больного;
    • проводить диспансеризацию (по основным группам диспансерного наблюдения);
    • правильно оформлять документацию, с которой имеет дело врач стоматолог-пародонтолог;
    • оказывать квалифицированную помощь при неотложных состояниях пациента в пародонтологии.
  • Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 8 Семестр 9
Общая трудоемкость дисциплины 180 65 115
Лекции 24 12 12
Практические занятия 96 33 63
Самостоятельная работа 60 20 40
Формы промежуточного контроля
Зачет - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Организация работы пародонтологической службы.
2 4 0
Введение в пародонтологию. Пародонтология, понятие, терминология. Классификация болезней пародонта
2 2 0
Пародонт. Анатомо-топографические данные
2 0 0
Обследование пациента с патологией пародонта
2 3 0
Дополнительные методы обследования и диагностика заболеваний пародонта
0 4 0
Гингивит
2 14 0
Профессиональная гигиена. Методы снятия зубных отложений. Инструментарий
0 6 0
Медикаментозная терапия при различных заболеваниях пародонта. местные и общие факторы
0 4 0
Пародонтит. Принципы консервативного лечения воспалительных заболеваний пародонта
2 6 0
Современные методы, применяемые в комплексном лечении заболеваний пародонта
0 6 0
Пародонтоз. Рецессия десны
4 6 0
Другие заболевания пародонта
0 6 0
Дифференциальная диагностика заболеваний пародонта. Неотложные состояния в пародонтологии
2 4 0
Основные методы хирургического лечения болезней пародонта
2 6 0
Метод направленной регенерации. Остеопластические аппараты
0 3 0
Дополнительные операции на пародонте
0 4 0
Зубосохраняющие методики
0 4 0
Основные принципы ортопедического, ортодонтического лечения пациентов с патологией пародонта
4 2 0
Составление плана комплексного лечения патологий пародонта
0 6 0
Терапия заболеваний пародонта в период ремиссии(ФТЛ, ЛФК, мануальная терапия)
0 6 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Организация работы пародонтологической службы. Организация работы пародонтологической службы. 2
2 Введение в пародонтологию Введение в пародонтологию. Пародонтология, понятие, терминология. Классификация болезней пародонта 2
3 Пародонт. Анатомо-топографические данные Пародонт. Анатомо-топографические данные 2
4 Основные принципы диагностики заболеваний пародонта. Обследование пациента с патологией пародонта 2
5 Гингивит. Этиология, патогенез, патанатомия, клиника, диагностика. Лечение гингивита Гингивит 2
6 Пародонтит. Этиология, патогенез, патанатомия, клиника, диагностика. Пародонтит. Принципы консервативного лечения воспалительных заболеваний пародонта 2
7 Основные принципы хирургического лечения заболеваний пародонта. Основные методы хирургического лечения болезней пародонта 2
8 Пародонтоз. Заболевания с прогрессирующим лизисом. Пародонтомы. Пародонтоз. Рецессия десны 4
9 Дифференциальная диагностика заболеваний пародонта. Неотложные состояния в пародонтологии Дифференциальная диагностика заболеваний пародонта. Неотложные состояния в пародонтологии 2
10 Инновационные методы в комплексном лечении заболеваний пародонта. основные принципы ортопедического, ортодонтического, физиотерапевтического лечения Введение в пародонтологию. Пародонтология, понятие, терминология. Классификация болезней пародонта 4

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Организация работы клиники пародонтологии. Профилактика инфекции на пародонтологическом приеме Организация работы пародонтологической службы. 2
2 Порядок оформления медицинской документации при ведении пациентов на пародонтологическом приеме. Организация работы пародонтологической службы. 2
3 Введение в пародонтологию. Классификация болезней пародонта Введение в пародонтологию. Пародонтология, понятие, терминология. Классификация болезней пародонта 2
4 Обследование пациентов с патологией пародонта Обследование пациента с патологией пародонта 3
5 Дополнительные методы обследования и диагностики Дополнительные методы обследования и диагностика заболеваний пародонта 4
6 Острый гингивит (К05.0) Гингивит 4
7 Хронический гингивит (К05.1). этиология, патогенез, клиника, лечение Гингивит 6
8 Гингивит язвенный (К05.12). Этиология, патогенез, клиника, лечение Гингивит 4
9 Профессиональная гигиена. Инструментарий. Методы снятия зубных отложений. Навыки работы, ошибки и осложнения Профессиональная гигиена. Методы снятия зубных отложений. Инструментарий 6
10 Пародонтит. Этиология, патогенез, клиника, лечение (К05.2, К05.3). Агрессивные формы пародонтита (К05.4) Пародонтит. Принципы консервативного лечения воспалительных заболеваний пародонта 6
11 Пародонтоз (К05.5). Рецессия десны (К06.0) Пародонтоз. Рецессия десны 6
12 Заболевания пародонта с прогрессирующим лизисом (К05.5). Фиброматоз десен (К06.10), эпулис (К06.81, К06.82) Другие заболевания пародонта 6
13 Дифференциальная диагностика заболеваний пародонта Дифференциальная диагностика заболеваний пародонта. Неотложные состояния в пародонтологии 4
14 Основные методы консервативного лечения заболеваний пародонта Современные методы, применяемые в комплексном лечении заболеваний пародонта 8
15 Лечение неотложных состояний в пародонтологии Медикаментозная терапия при различных заболеваниях пародонта. местные и общие факторы 5
16 Основные методы хирургического лечения болезней пародонта Основные методы хирургического лечения болезней пародонта 6
17 Методика проведения дополнительных хирургических операций на пародонте Дополнительные операции на пародонте 6
18 Выбор и тактика использования остеопластических препаратов Зубосохраняющие методики 4
19 Составление плана комплексного лечения патологий пародонта. Составление плана комплексного лечения патологий пародонта 6
20 Клинический разбор. Зачет Терапия заболеваний пародонта в период ремиссии(ФТЛ, ЛФК, мануальная терапия) 6

Литература

Основная
  1. Терапевтическая стоматология. Учебник. Часть 2. Болезни пародонта. Под редакцией проф. Г.М. Барера. – М., «Гэотар-Медиа», 2008, 224 с.
  2. Янушевич О.О., Гринин В.М., Почтаренко В.А., Рунова Г.С. Заболевания пародонта. Современный взгляд на клинико-диагностические и лечебные аспекты. Под ред. О.О. Янушевича, М., «Гэотар-Медиа», 2010.160 с.
  3. Терапевтическая стоматология + СD. Национальное руководство. Под ред. Л.А. Дмитриевой, Ю.М. Максимовского «ГЭОТАР-Медиа» 2009. 912 с.


Дополнительная
  1. Терапевтическая стоматология. Учебник под ред. Боровского Е.В. Изд. М. "Медицинское информационное агентство" 2004. 840 с.
  2. Грудянов А.И. Заболевания пародонта М, Медицинское Информационное Агентство, 2009. 336 с
  3. Дмитриева Л.А. Пародонтит М., МЕДпресс-информ, 2007, 504 с.
  4. Рациональная фармакотерапия в стоматологии: Руководство для практических врачей /Под редакцией Г.М. Барера, Е.В. Зорян. – М., Литтера, 2006 г. с 179-203, 235-245.
  5. Стоматология. Запись и ведение истории болезни: Практическое руководство. Афанасьев В.В, Барер Г.М., Ибрагимов Т.И. – М., ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006 г., 320 с.
  6. Под ред. проф. Л.Ю. Ореховой. Стоматология профилактическая. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.
  7. Под ред. проф. Л.Ю. Ореховой. Заболевания пародонта. – М.: ПолиМедиаПресс, 2004. – 432 с.
  8. Под ред. проф. А.К. Иорданишвили. Заболевания эндодонта, пародонта и слизистой оболочки полости рта. – М.: Мед пресс-информ, 2008
  9. Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Силина Э.С., Прохорова О.В. (под ред. проф. Л.Ю. Ореховой). Оформление академической истории болезни пациента с забоелваниями пародонта. – Методические рекомендации. – СПб: Центр малой полиграфии, 2012. – 21 с.
  10. Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Тачалов В.В. (под ред. проф. Л.Ю. Ореховой). Ведение пациентов после хирургического вмешательства в полости рта с использованием богатой тромбоцитами плазмы аутокрови. – Методические рекомендации. – СПб.: Амигло-Принт, 2011. – 27 с.
  11. Кудрявцева Т.В., Жаворонкова М.Д. (под ред. проф. Л.Ю. Ореховой). Эргономические аспекты в стоматологии. – СПб.: Амиго-Принт, 2011. – 14 с.
  12. Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Кучумова Е.Д., Нейзберг Д.М., Тачалов В.В., Лобода Е.С., Бармашева А.А. Методы обследования в пародонтологии. – Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Группа М», 2011. – 37 с.
  13. Орехова Л.Ю., Кучумова Е.Д., Демченко Т.В., Силина Э.С., Порхун Т.В., Кудрявцева Т.В. Сборник основных классификаций, применяемых в клинике терапевтической стоматологии. – Методические рекомендации. – Изд-во СПбГМУ, 2012. – 30 с
  14. Дегтярева Э.П. (под ред. проф. Л.Ю. Ореховой). Очаговая инфекция. – Изд-во СПбГМУ, 2006. – 27 с.
  15. Орехова Л.Ю., Лампусова В.Б., Зимин И.В., Бякина В.П. (под ред. проф. Л.Ю. ореховой). Краткая история становления терапевтической стоматологии в России. – Методические рекомендации. – СПб.: Центр стратегических исследований, 2012. – 59 с.