5005173 5158416 С.2 Нормальная физиология -физиология челюстно-лицевой области

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.03 Стоматология. С.2 Нормальная физиология -физиология челюстно-лицевой области

Общая информация
Подразделение: Кафедра физиологии нормальной (427685)
Семестр(ы): 2, 3

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процес-сов, в том числе представление о закономерностях функционирования органов челюстно-лицевой области, участвующих в процессах компенсации нарушенных стоматологических функций.


При этом задачами дисциплины являются:


  • формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции аналитической методологии;
  • формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе осуществления функций организма с позиции концепции функ-циональных систем;
  • изучение студентом методов исследования функций организма в эксперименте, а также используемых с целью диагностики в клинической практике;
  • изучение студентом закономерностей формирования функций челюстно-лицевой об-ласти;
  • изучение студентом закономерностей процессов взаимодействия органов челюстно-лицевой области с другими системами организма;
  • формирование у студентов клинического мышления для будущей практической дея-тельности врача-стоматолога.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина "Нормальная физиология" относится к математическому,естественнона-учному медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается во втором, третьем и четвертом семестрах.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:


  • цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология, педагогика; история медицины; латинский язык;
  • математические, естественно-научные, медико-биологические дисциплины в том числе: физика и математика; биология; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топогра-фическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; микробио-логия, вирусология; фармакология; патологическая анатомия;
  • медико-профилактические дисциплины: экстремальная медицина, безопасность жиз-недеятельности, пропедевтическая стоматология, стоматологическое материаловедение.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12;
б) профессиональные (ПК): ПК-46, ПК-47, ПК-48, ПК-49.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:


  • Основные свойства и состояния возбудимых тканей, представление о механизмах биоэлектрических явлений.
  • Функциональные свойства и особенности поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры.
  • Принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС).
  • Роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма.
  • Особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы.
  • Механизмы функционирования и регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и их систем.
  • Принципы взаимоотношения нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма.
  • Функции крови, характеристика и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови.
  • Основные этапы и показатели процесса дыхания.
  • Особенности регуляции дыхания при различных нагрузках.
  • Роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в ор-ганизме.
  • Физиологические особенности обмена веществ и энергии в организме, между орга-низмом и внешней средой.
  • Основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела.
  • Основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции.
  • Основные невыделительные (гомеостатические) функции почек.
  • Особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирования голода и насыщения.
  • Основные свойства сердечной мышцы.
  • Особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов здорового человека.
  • Основные механизмы регуляции деятельности сердца, сосудистого тонуса и систем-ной гемодинамики.
  • Основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сен-сорных систем.
  • Формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД), механизмы образования условного рефлекса и его торможения.
  • Классификацию и характеристику типов ВНД.
  • Компоненты функциональной системы поведенческого акта.
  • Понятие и классификация боли.
  • Особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицеп-тивной систем.
  • Механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).

Уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, интерпретировать данные статистической обработки экспериментальных данных.


Использовать знания о:


  • свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования ФУС здорового человека,
  • функциях крови в качестве основы при анализе закономерностей организации внутренней среды организма и ее компонентах,
  • видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической дея-тельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения. Продолжение в разделе "Полный текст программы".

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 2 Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 108 54 54
Лекции 24 12 12
Практические занятия 48 24 24
Самостоятельная работа 36 18 18
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Введение в предмет
1 0 0 Введение в пред-мет. Основные понятия физиологии.

Нормальная физиология – наука, изучающая процессы жизне-деятельности здорового организма. Понятие о функции, уровни и механизмы ее регуляции. Понятие о физиологических константах (мягких и жестких). Аналитический и системный подходы в изучении физиологи-ческих функций. Понятия гомеостаза, гомеокинеза. Единство организма и внеш-ней среды. Понятие о внутренней среде организма и ее компо-нентах (кровь, лимфа, межклеточная жидкость). Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма. Функциональная система, как механизм саморегуляции гомео-стаза. Стоматологическая физиология (И.С.Рубинов, П.Г. Снякин, В.Ю. Курлянский, В.Н. Копейкин, В.А. Полянцев). Концепция функционального элемента (А.М. Чернух). Функциональные элементы зубочелюстной системы. Функциональный элемент как основа полифункциональности органов и систем организ-ма.

Возбудимые ткани
3 10 0 Физиология возбудимых тка-ней.

Раздражимость как основа реакции ткани на раздражение. Ви-ды раздражителей. Возбудимость. Порог раздражения. Возбуждение. История от-крытия биоэлектрических явлений в живых тканях. Мембран-ные и ионные механизмы происхождения биопотенциалов в покое. Электрофизиологическая характеристика процесса воз-буждения. Потенциал действия и его фазы. Ионные механизмы возбуждения. Изменение возбудимости при возбуждении. Реф-рактерность и экзальтация. Законы раздражения возбудимых структур: «силы», «все или ничего», «силы-длительности», «физиологического электрото-на», «полярного действия постоянного тока». Понятие о кат- и анэлектротоне, катодической депрессии, анодной экзальтации. Изменение возбудимости ткани при медленном нарастании деполяризующего тока, свойство аккомодации. Электрические явления в полости рта. Электродиагностика в стоматологии. Проводимость. Механизмы проведения возбуж-дения по нервным волокнам. Классификация нервных волокон. Законы проведения возбуждения в нервах. Лабильность и парабиоз. Физиология синапса. Классификация синапсов. Функциональ-ные свойства и механизм передачи сигнала в химическом си-напсе. Виды синаптических нейромедиаторов. Физические и физиологические свойства скелетных и гладких мышц. Временное соотношение цикла возбуждения, возбуди-мости и одиночного сокращения скелетного мышечного волок-на. Характеристика видов и режимов мышечного сокращения. Гладкий и зубчатый тетанус. Оптимум и пессимум. Механизм мышечного сокращения. Особенности мышц челюстно-лицевой области.

Регуляция функций организма
8 14 0 Физиология цен-тральной нервной системы (ЦНС). Морфофункциональная организация нейрона как единицы нервной системы. Типы нейронов. Интег¬ративная функция нейрона. Нервный центр и его свойства. Основные принципы распространения возбуждения в нервных центрах и координа-ционной деятельности ЦНС. Рефлекторный принцип деятель-ности нервной системы. Морфологическая основа простейшего соматического рефлекса. Понятие о приспособительном результате рефлекторной деятельности. Виды рефлексов.


Физиология желез внутренней секре-ции.Железы внутренней секреции (центральные и перифериче-ские). Диффузная эндокринная система. Эндокринные и нейроэндокринные клетки. Регуляция эндокринных функций. Типы физиологического действия (метаболический, морфоге-нетический, кинетический, корригирующий) и значение гормонов.
Метаболические основы физиоло-гических функций. Обмен веществ - как основное условие сохранения гомеостаза и жизни организма. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. Ре-гуляция содержания питательных веществ в организме и само-регуляторный механизм этого процесса.
Физиология сенсорных систем.Понятие об органах чувств, анализаторах и сенсорных систе-мах. Свойства сенсорных систем (высокая чувствительность, вариативность, интенсивность ощущений, инерционность, способность к адаптации, функциональная мобильность). Периферический (рецепторный) отдел сенсорной системы. Функциональные свойства и особенности рецепторов: специ-фичность, высокая возбудимость, кодирование информации, адаптация. Классификация рецепторов. Понятие о модальности и валентности.
Физиология сенсорных систем.Понятие об органах чувств, анализаторах и сенсорных систе-мах. Свойства сенсорных систем (высокая чувствительность, вариативность, интенсивность ощущений, инерционность, способность к адаптации, функциональная мобильность). Периферический (рецепторный) отдел сенсорной системы. Функциональные свойства и особенности рецепторов: специ-фичность, высокая возбудимость, кодирование информации, адаптация. Классификация рецепторов. Понятие о модальности и валентности.

Физиология висцеральных функций
6 16 0 Физиология крови. Функции крови, их общая характеристика. Форменные элементы крови, их значение. Гемолиз, его виды. Гемоглобин, его соединения, функциональное значение. Саморегуляторный принцип поддержания констант крови. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства рН и осмотического давления крови.


Физиология дыхания. Система дыхания. Значение дыхания для организма. Основные этапы процесса дыхания. Внешнее дыхание. Биомеханика вдо-ха и выдоха. Основные лёгочные объёмы и ёмкости. Анатоми-ческое и физиологическое вредные пространства. Методы ис-следования внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Газообмен в легких. Аэрогематический барьер.
Физиология кровообращения. Система кровообращения. Нагнетательная (насосная) функция сердца. Физические и физиологические свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Возникновение и распространение возбуждения в сердце. Автоматия, её градиент. Изменения возбудимости при возбуждении типичных кардио-миоцитов. Экстрасистола, компенсаторная пауза.
Физиология пищеварения. Пищеварительная функция полости рта. Моторный и секреторный компоненты жевания. Пищеварение, его значение, типы и формы. Пищеварительный конвейер, особенности его организации и функционирования. Общие принципы нейро-гуморальной регуляции функций пищеварительного конвейера. Механизмы голода и насыщения. Функциональная система поддержания постоянного уровня питательных веществ в крови и анализ ее компонентов.
Физиология терморегуляции. Понятие терморегуляции. Постоянство температуры внутрен-ней среды организма, как необходимое условие обеспечения оптимальной скорости метаболических процессов. Температурная схема тела, ее суточные колебания. Теплопродукция. Теплоотдача. Функциональная система, обеспечивающая поддержание постоянства температуры внутренней среды организма. Температурная карта полости рта.
Физиология регуляции водно-солевого баланса. Роль различных систем в очищении организма от продуктов метаболизма. Выделительная функция почек. Морфо-функциональная характеристика нефрона, особенности его кровоснабжения. Механизм клубочковой фильтрации, его регуляция. Первичная моча, отличие её состава от плазмы крови.
Физиология регуляции водно-солевого баланса. Роль различных систем в очищении организма от продуктов метаболизма. Выделительная функция почек. Морфо-функциональная характеристика нефрона, особенности его кровоснабжения. Механизм клубочковой фильтрации, его регуляция. Первичная моча, отличие её состава от плазмы крови.

Интегративная деятельность организма
4 6 0 Физиология высшей нервной деятельности. Понятие высшей нервной деятельности, ее проявления (ин-стинкты, условные рефлексы, психи¬ческие процессы, поведе-ние).

Условный рефлекс. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Образование временной связи – основа выработки условного рефлекса. Торможение в высшей нервной деятельности, виды торможе-ния: безусловное (врожденное) и условное (приобретенное). Современное представление о механизмах торможения в выс-шей нервной деятельности.
Физиология высшей нервной деятельности. Понятие высшей нервной деятельности, ее проявления (ин-стинкты, условные рефлексы, психи¬ческие процессы, поведе-ние). Условный рефлекс. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Образование временной связи – основа выработки условного рефлекса. Торможение в высшей нервной деятельности, виды торможе-ния: безусловное (врожденное) и условное (приобретенное). Современное представление о механизмах торможения в выс-шей нервной деятельности.

Физиология челюстно-лицевой области
2 2 0 Сенсорная функция полости рта. Вкусовая сенсорная система. Рецепторы вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка. Механизм рецепции вкуса. Методы исследова-ния вкусовой сенсорной системы. Густометрия и функцио-нальная мобильность

Боль как ощущение и состояние. Понятие боли, концепции. Классификация боли.Функции боли. Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сен-сорной системы. Боль как интегративное состояние организма на повреждающее воздействи¬е раздражителя. Компоненты болевой реакции. Роль таламуса и коры больших полушарий головного мозга в интеграции и анализе болевого возбуждения. Особенности дентальных болей.
Защитная функция челюстно-лицевой области. Целостность тканей как константа организма. Функциональная система сохранения целостности тканей челюстно-лицевой области.
Дыхательная и коммуникативная функции полости рта. Носовое и ротовое дыхание, их особенности. Функциональная связь процессов дыхания, же¬вания и глотания. Речевое дыхание. Речь, ее виды и функции. Активные и пассивные органы, участвующих в звукообразовании. Характери-стика отделов речеобразования. Понятие фонемы, фонации и артикуляции. Механизм фонации. Значение органов полости рта для фонации и речеобразования. Функциональная система, обеспечивающая формирование слова или фонемы. Дислалии (палатолалии, лингвалалии, ден¬толалии).
Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с различными системами организма. Адаптация и компенсация функций челюстно-лицевой области. Значение афферентации с рецепторов полости рта в формиро-вании восходящих активирующих влияний на различные отде-лы центральной нервной системы. Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Введение в предмет. Основные понятия физиологии. Введение в предмет 1
2 Биоэлектрические явления в живых тканях. Возбудимые ткани 1
3 Физиология скелетных мышц. Введение в предмет 2
4 Общая физиология центральной нервной системы. Регуляция функций организма 2
5 Гуморальный механизм управления физиологическими функциями; физиология эндокринной системы. Регуляция функций организма 2
6 Общие свойства сенсорных систем. Физиологические механизмы боли. Регуляция функций организма 2
7 Регуляция тонуса скелетных мышц Регуляция функций организма 2
8 Регуляция деятельности сердца и сосудов. Регуляция функций организма 2
9 Физиология внешнего дыхания. Физиология висцеральных функций 2
10 Физиология пищеварения, пищеварительная функция полости рта. Физиология висцеральных функций 2
11 Метаболические основы физиологических функций. Терморегуляция. Регуляция функций организма 2
12 Высшие психические функции. Целенаправленная деятельность. Интегративная деятельность организма 2
13 Адаптация и компенсация функций челюстно-лицевой области. Физиология челюстно-лицевой области 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Введение в предмет. Основные понятия физиологии. Стомато-логическая физиология. Функциональные элементы зубочелю-стной системы. Введение в предмет 0
2 Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Возбудимые ткани 3
3 Законы раздражения. Физиология синапсов. Возбудимые ткани 3
4 Физиология мышц и нервов. Регуляция функций организма 4
5 Общая физиология центральной нервной системы. Возбужд-ние и торможение в ЦНС. Регуляция функций организма 2
6 Частная физиология ЦНС. Мышечный тонус. Тонические рефлексы. Локомоция. Регуляция функций организма 2
7 Физиология автономной нервной системы. Регуляция функций организма 3
8 Физиология желез внутренней секреции. Регуляция функций организма 3
9 Общие свойства сенсорных систем. Сенсорная функция полос-ти рта. Регуляция функций организма 2
10 Физиология боли. Вкусовая и обонятельная сенсорные систе-мы. Регуляция функций организма 2
11 Физиология крови. Функции крови, ее константы и механизмы поддержания их постоянства. Физиология висцеральных функций 2
12 Внешнее дыхание. Газообмен в лёгких и тканях. Физиология висцеральных функций 2
13 Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания. Физиология висцеральных функций 2
14 Физиология сердца. Регуляция сердечной деятельности. Физиология висцеральных функций 2
15 Регуляция артериального давления Физиология висцеральных функций 2
16 Микроциркуляция. Особенности кровоснабжения челюстно-лицевой области. Физиология висцеральных функций 2
17 Общие принципы организации пищеварения. Пищеварение в ротовой полости Физиология висцеральных функций 2
18 Пищеварение в желудке и в кишечнике. Физиология висцеральных функций 2
19 Метаболические основы физиологических функций. Терморегуляция. Регуляция функций организма 2
20 Регуляция водно-солевого баланса. Физиология выделения. Физиология висцеральных функций 2
21 Физиология ВНД. Высшие психические функции. Целенаправ-ленная деятельность. Интегративная деятельность организма 2
22 Адаптация и компенсация функций челюстно-лицевой области. Физиология челюстно-лицевой области 2

Литература

Основная
  1. Основы физиологии человека.Учебник для высш.учеб.заведений (под редакцией акад.РАМН Б.И.Ткаченко). Т.1. - СПб., 1994. - 411 с.
  2. Основы физиологии человека.Учебник для высш.учеб.заведений (под редакцией акад.РАМН Б.И.Ткаченко). Т.2 – СПб., 1994. 411с
  3. Основы физиологии человека.Учебник для высш.учеб.заведений (под редакцией акад.РАМН Б.И.Ткаченко). Т.3 : Клинико-физиологические аспекты. - М.: Литера,1998.-473 с.: ил.,табл.
  4. Физиология человека. Compendium. Под ред. Б.И.Ткаченко: учебное пособие.-М: ГЭОТАР-Медиа. 2009.- 496 с
  5. Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета. Отв. ред. Коробкова А.М. . Изд СПбГМУ. 2009. 59 с.


Дополнительная
  1. Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов стоматологического факультет под редакцией проф. В.А. Полянцева. Медицина. М.: 1989.240 с.
  2. Балаболкин М.И. Эндокринология. М.: Медицина, 2001.
  3. Храйчик Д.Е. и др. Секреты нефрологии. СПб, 2001.
  4. Шейман Д.А. Патофизиология почки. М.: 2001.
  5. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 2003.
  6. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: (Пособие для студ.мед. и биол.спец. вузов). –М.,1987.- 351с. 2003
  7. Физиология человека . Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. в 3 томах. М.: Мир, 3-е изд., 2005
  8. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. СПб., Питер: 2006.
  9. Агаджанян Н.А. Нормальая физиология: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Мед.информ.агентство, 2007. – 519 с. : ил