5005173 5158300 С.1 История медицины

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.03 Стоматология. С.1 История медицины

Общая информация
Подразделение: Кафедра истории отечества (425882)
Семестр(ы): 1

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель - изучение закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.


Задачи:


  • обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
  • показать общие закономерности

всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

  • раскрыть достижения выдающихся

цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

  • показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов

в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

  • ознакомить студентов с жизнью

выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

  • прививать этические принципы

врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

  • воспитывать в студентах

высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

  • расширить общий научный и

культурный кругозор учащихся.


Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина "История медицины" относится к базовой (обязательной) части цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" для медицинского образования и изучается в третьем семестре.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:


  • всеобщая история;
  • история России;
  • философия.


Дисциплины, которые обеспечивают успешное изучение курса истории медицины: История Отечества, Биоэтика. Общий курс истории медицины необходим для успешного понимания и усвоения практически всех изучаемых теоретических и клинических дисциплин.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих общекультурных компетенций (ОК): ОК-3

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

  • основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
  • отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);
  • достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;
  • вклад выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;
  • морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций.



Уметь:


  • анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;
  • постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;
  • стремиться к повышению своего культурного уровня;
  • достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.



Владеть навыками:


  • грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;
  • использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;


Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1
Общая трудоемкость дисциплины 72 72
Лекции 16 16
Практические занятия 32 32
Самостоятельная работа 24 24
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Введение. Периодизация и хронология истории медицины.
2 2 0 Введение: история, культура, медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание
Врачевание в странах Древнего Востока: страны Месопотамии, Древний Египет
2 4 0 Страны Месопотамии, Древний Египет
Врачевание в странах Древнего Востока
2 4 0 Врачевание в странах Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай)
Медицина Древней Греции
2 4 0 Медицина Древней Греции
Медицина Древнего Рима
2 2 0 Медицина Древнего Рима
Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья
2 4 0 Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья (Византийская империя, Киевская Русь, халифаты, средневековый Восток)
Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) средневековья в Западной Европе
2 2 0 Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) средневековья в Западной Европе
Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.)
2 4 0 Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): эпоха Возрождения в Западной Европе; Московское государство
Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки)
2 2 0 Доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки)
Медицина Нового времени (середина XVII – начало XIX вв.)
2 6 0 Медико–биологическое направление (великие ес-тественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, фи-зиология); клиническая медицина (тера-певтическое направление становление терапевтических школ).
Медицина Нового времени (2-я половина XIX вв.)
2 6 0 Медико–биологическое направление (великие естественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология); клиниче-ское направление становление анатомо-хирургических школ) гигиена и общественное здоровье.
Медицина Новейшего времени (XX-XXIвв.)
2 6 0 Здравоохранение и медицина в России: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения
Организационные вопросы. Контроль знаний.
0 4 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 История медицины как наука и предмет преподавания. Источники истории медицины. Эмблемы медицины. Введение. Периодизация и хронология истории медицины. 2
2 Медицина первобытного общества (свыше 2 млн. лет назад ок. 40 тыс. лет назад) Введение. Периодизация и хронология истории медицины. 2
3 Медицина Древнего Востока Врачевание в странах Древнего Востока 2
4 Медицина античного Средиземноморья. Медицина Древней Греции 2
5 Медицина раннего и развитого Средневековья. Византия. Др. Русь. Арабские Халифаты Западная Европа. Тибет Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья 2
6 Медицина позднего Средневековья . Медицина Московской Руси. Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.) 2
7 Медицина Нового времени ( ХУ11 - начало Х1Х вв.) Медицина Нового времени (середина XVII – начало XIX вв.) 2
8 Медицина Нового времени 1-я половина Х1Х века. Медицина Нового времени (середина XVII – начало XIX вв.) 2
9 Медицина Нового времени 2-я половина Х1Х века. Медицина Нового времени (2-я половина XIX вв.) 2
10 Медицина Новейшего времени. начало ХХ века. Научно-технические достижения и медицина. Медицина Новейшего времени (XX-XXIвв.) 2
11 Медицина Новейшего времени. Основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения Медицина Новейшего времени (XX-XXIвв.) 2
12 Медицина Санкт-Петербурга. Медицина Новейшего времени (XX-XXIвв.) 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Источники информации о болез-нях и врачевании в первобытную эру. Введение. Периодизация и хронология истории медицины. 14
2 Врачевание и медицина в Древней Греции. Врачевание и медицина в Древнем Риме. Введение. Периодизация и хронология истории медицины. 4
3 Византийское образование и медицина. Медицина в Западной Европе. Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья 2
4 Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения. Зарождение и становление научных дисциплин. Ведущие научные школы Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) средневековья в Западной Европе 6
5 Достижения медицины на рубеже Х1Х – ХХ вв. Медицина Нового времени (2-я половина XIX вв.) 4
6 Становление советской медицины. Медицина Новейшего времени (XX-XXIвв.) 4
7 Медицинская наука ХХ века. Медицина Новейшего времени (XX-XXIвв.) 2
8 Медицина и наука Санкт-Петербурга. Медицина Новейшего времени (XX-XXIвв.) 8
9 Тестировнаие Организационные вопросы. Контроль знаний. 4

Литература

Основная
  1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ). — М.: Издательский центр "Академия", 2009. —560 с.


Дополнительная
  1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 2008. – 180 с.
  2. Гладких П.Ф., Локтев А.Е. Очерки истории отечественной военной медицины. Служба здоровья в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под ред Б.Г.Гайдара. – СПб., 2005. – 720 с.
  3. Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849–1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. К 150-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1999. — 312 с.
  4. Григорьян Н.А. Иван Михайлович Сеченов, 1829-1905. – М.: Наука, 2004. – 362 с.
  5. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВНУМЦ МЗ РФ, 2003. – 320 с.
  6. Кэмбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.
  7. Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. – СПб., СПбПМА, 1998. – 156 с.
  8. Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков. — М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОСПЭН), 2005. — 632 с.
  9. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: Учебное пособие для студ.. высш. мед. учеб. заведений – М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 528 с.
  10. Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к се-минарским занятиям по истории медицины : Для студентов стоматологического факультета. – М.: Вече, 2004. – 248 с.
  11. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX-XX вв. Ос-новные направления развития. – М.: МГМСУ, 2008. – 320 с.
  12. Сорокина Т.С. Программа дисциплины История медицины. Для специальностей: 040100 — «Лечебное дело», 040200 — «Педиатрия», 040300 — «Медико–профилактическое дело», 040400 — «Стоматология» / 2-е изд., переработ. и дополн. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — 44 с.
  13. Сорокина Т.С. Медицинские профессии: Учеб пособие. – М. Издательский центр "Академия", 2009. —368 с.
  14. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. 2-е изд., доп. — М.: Шико, 2001. — 338 с.
  15. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете.— М.: Медицина, 2002. — 175 с.
  16. Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. — М.: Вече, 2004. — 168 с.
  17. МультановскийМ.П.ИсторРшмеда1Цины. М, 1961.
  18. Петров Б.Д. Очерки истории отечественной медицины. М., 1962.
  19. Мирский М.Б. Медицина России ХУ1 -XIX вв. М1996.
  20. Мирский М.Б.Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000.
  21. Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины. М., 2004.
  22. Хрестоматия по истории медицины. Под ред. П.Е.Заблудовского. М., 1968.