5005173 5158290 С.2 Химия

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.03 Стоматология. С.2 Химия

Общая информация
Подразделение: Кафедра общей и биоорганической химии (425899)
Семестр(ы): 1

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - формирование у врача-стоматолога системных знаний об основных физико-химических закономерностях протекания биохимических процессов (в норме и при патологии) на молекулярном и клеточном уровнях; о строении и механизмах функционирования биологически активных соединений; формирование естественнонаучного мышления специалистов медицинского стоматологического профиля.


При этом задачами дисциплины являются:

  • повышение уровня теоретической подготовки студентов, умение использовать статистические методы для обработки и анализа данных медико-биологических исследований;
  • понимание

студентом смысла химических явлений, происходящих в живом организме, использование химических законов при диагностике и лечении заболеваний, умение разобраться в химических принципах работы и устройстве приборов и аппаратов, применяемых в современной медицине;

  • формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и

технике безопасности в химической лаборатории при работе с приборами и с осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности при работе с реактивами;

  • формирование у студентов представлений о

термодинамических и кинетических закономерностях протекания химических и биохимических процессов;

  • изучение физико-химических аспектов важнейших

биохимических процессов и гомеостаза в организме;

  • изучение механизмов образования основного

неорганического вещества костной ткани и зубной эмали, кислотно-основные свойства биожидкостей организма;

  • изучение важнейших законов электрохимии,

позволяющих прогнозировать коррозионную стойкость и оптимизировать поиск новых конструкционных стоматологических материалов.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом семестре.


Для изучения данной дисциплины студент должен обладать знаниями основ химии в объеме средней школы, а также уметь применять эти знания для решения практических задач.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


а) общекультурными (ОК):

  • способен и готов использовать на практике методы естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
  • способен к пониманию и анализу мировоззренческих проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
  • способен к анализу значимых научных событий и тенденций, владеет основными понятиями и закономерностями в области здравоохранения (ОК-3);
  • способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ОК-4);
  • способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
  • способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
  • способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности (ОК-8);
  • способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
  • способен воспринимать различные формы и методы обучения, современные информационно-образовательные технологии (ОК-10);
  • способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);
  • способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).



б) профессиональными (ПК):

диагностическая деятельность:

  • способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);



научно-исследовательская деятельность:


  • способен и готов изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);
  • способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);
  • способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);



психолого-педагогическая деятельность:


  • способен и готов к взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами (ПК- 49).


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

  • правила работы и техники безопасности в химической лаборатории при работе с приборами и реактивами;
  • термодинамические и кинетические закономерности протекания химических и биохимических процессов;
  • физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов и гомеостаза в организме;
  • механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного равновесия, особенности кислотно-основных свойств аминокислот и белков;
  • строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
  • механизмы образования основного неорганического вещества костной ткани и зубной эмали, кислотно-основные свойства биожидкостей организма;
  • важнейшие законы электрохимии, позволяющие прогнозировать коррозионную стойкость и оптимизировать поиск новых конструкционных стоматологических материалов. Особенности биохимических окислительно-восстановительных процессов;
  • физико-химические основы поверхностных явлений и факторы, влияющие на свободную поверхностную энергию; особенности адсорбции на различных границах раздела фаз;
  • химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
  • строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
  • стоматологические пластмассы, сплавы и другие материалы, их биосовместимость и недостатки.


Уметь:


  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной и справочной литературой, сетью Интернет;
  • прогнозировать результат химических превращений неорганических и органических соединений;
  • прогнозировать протекание во времени биохимических реакций, ферментативных процессов;
  • рассчитывать значения рН водных растворов кислот и оснований;
  • идентифицировать функциональные группы, кислотные и основные центры, сопряжённые и ароматические фрагменты органических соединений для определения их химического поведения.



Владеть:


  • базовыми технологиями преобразования информации, текстовыми и табличными редакторами, техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
  • методами измерения рН биожидкостей с помощью иономеров;
  • методами измерения электродных потенциалов;
  • методами измерения скорости протекания химических реакций;
  • методами определения буферной ёмкости растворов,

в том числе слюны;

  • методами определения поверхностного натяжения

жидкостей;

  • методами построения фазовых диаграмм бинарных

смесей;

  • методами количественного определения адсорбции

веществ.


Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Лекции 12 12
Практические занятия 60 60
Самостоятельная работа 36 36
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Элементы химической термодинамики и химической кинетики
0 4 2
Учение о растворах.
4 9 3
Основные типы химических равновесий..
2 8 4
Физико-химия поверхностных явлений и дисперсных систем. Растворы ВМС.
2 7 2
Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем)
4 19 2
Организационные вопросы, контроль знаний
0 3 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Химия и медицина. Растворы электролитов и неэлектролитов. Коллигативные свойства растворов. Учение о растворах. 2
2 Кислотно-щелочное равновесие в водных растворах. Буферные растворы. Буферные системы организма. Учение о растворах. 2
3 Основные типы химических равновесий и процессов. Физико-химия поверхностных явлений и дисперсных систем. Растворы ВМС. 2
4 Поверхностные явления. Дисперсные системы. Основные типы химических равновесий.. 2
5 Строение и свойства биологически активных полимеров. Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 2
6 Полимеры стоматологического назначения. Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Химическая термодинамика. Тест Элементы химической термодинамики и химической кинетики 3
2 Кинетика химических процессов. Тестовый контроль Элементы химической термодинамики и химической кинетики 1
3 Растворы. Способы выражения концентрации. Контрольные задачи. Учение о растворах. 2
4 Коллигативные свойства растворов. Тестовый контроль. Учение о растворах. 3
5 Теории кислот и основании. Электролиты сильные и слабые. Водородный показатель. Расчет рН. Учение о растворах. 1
6 Буферные растворы. Тестовый контроль по теме "Растворы". Учение о растворах. 3
7 Комплексные соединения. Лигандообменные равновесия и процессы. Учение о растворах. 1
8 Гетерогенные равновесия. Реакции, лежащие в основе образования костной ткани, зубной эмали и конкрементов. Учение о растворах. 1
9 Электропроводность растворов. Окислительно-восстановительные равновесия и процессы. Тестовый контроль. Учение о растворах. 3
10 Гальванический элемент. Возникновение ЭДС в полости рта. Коррозия. Тестовый контроль по теме «Равновесия в растворах». Учение о растворах. 3
11 Поверхностно-активные вещества. Адсорбция. Адгезия. Когезия. Тестовый контроль. Основные типы химических равновесий.. 3
12 Коллоидные растворы и дисперсные системы. Физико-химия поверхностных явлений и дисперсных систем. Растворы ВМС. 1
13 Растворы ВМС. Тестовый контроль по теме "Дисперсные системы. Растворы ВМС" Физико-химия поверхностных явлений и дисперсных систем. Растворы ВМС. 3
14 Основные классы биоорганических соединений. Пространственное и электронное строение молекул. Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 3
15 Сопряжение и ароматичность. Биологически важные гетероциклические соединения. Тестовый контроль. Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 3
16 Биологически важные реакции кислородсодержащих соединений (спиртов, фенолов, оксо-соединений, карбоновых кислот) Тестовый контроль. Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 3
17 Функциональные производные карбоновых кислот. Липиды. Тестовый контроль Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 3
18 Углеводы. Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 1
19 Биополимеры. Химическое строение и структурная организация полисахаридов, белков, нуклеиновых кислот. Полимеры стоматологического назначения. Тестовый контроль по теме "Биоорганические соединения" Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 3
20 Итоговый тест Организационные вопросы, контроль знаний 3

Лабораторный практикум

Название Раздел Количество часов
1 "Смещение химического равновесия". Письменный отчет, устная защита Элементы химической термодинамики и химической кинетики 2
2 "Приготовление раствора заданной концентрации". Письменный отчет, устная защита Учение о растворах. 1
3 "Определение кислотности желудочного сока". Письменный отчет, устная защита Учение о растворах. 2
4 "Получение и разрушение комплексных соединений". Письменный отчет, устная защита Основные типы химических равновесий.. 2
5 "Изучение образования и растворения осадков".Письменный отчет, устная защита Физико-химия поверхностных явлений и дисперсных систем. Растворы ВМС. 2
6 "Получение и разрушение золей". Письменный отчет, устная защита Физико-химия поверхностных явлений и дисперсных систем. Растворы ВМС. 2
7 "Качественные реакции углеводов". Письменный отчет, устная защита Биоорганические соединения (строение, свойства, участие в функционирование живых систем) 2

Литература

Основная
  1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов. (Ю.А.Ершов, В.А.Попков, А.С.Берлянд и др. Ред.Ю.А.Ершов), 8 изд., 560 с.- М,: Высш.шк., 2010 г.
  2. Практикум по общей и биоорганической химии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов ( Ред. В.А.Попков).- М., АКАДЕМИЯ., 3 изд., 235 с., 2008 г.
  3. Биоорганическая химия. Учебник. (Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И.). 7 изд., Дрофа. 2008 – 543 с.
  4. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии, под ред. Н.А. Тюкавкиной, Дрофа, 2009 г., 5 изд. – 318 с.
  5. Общая и биоорганическая химия. Учебник под ред. Берлянда А.С. и Попкова В.А. М, АКАДЕМИЯ, 2010.


Дополнительная
  1. Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А.Попков, С.А.Пузаков), 976 с. - М, ГЭОТАР Медиа, 2007 г.
  2. Биофизическая и бионеорганическая химия (А.С. Ленский, И.Ю.Белавин, С.Ю.Быликин), М, МИА, 2008, - 416 с.