5005173 5158288 С.2 Гистология, эмбриология, цитология-гистология полости рта

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.03 Стоматология. С.2 Гистология, эмбриология, цитология-гистология полости рта

Общая информация
Подразделение: Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии (427531)
Семестр(ы): 1, 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у студентов знания о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающие базис для изучения клинических дисциплин и способствующие формированию врачебного мышления.


При этом задачами дисциплины являются:

  • изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития;
  • изучение гистофункциональных характеристик основных систем организма, в том числе органов полости рта, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов;
  • изучение основной гистологической международной латинской терминологии;
  • формирование у студентов умения микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа;
  • формировать у студентов умение идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры, в том числе челюстно-лицевой области на микроскопическом уровне;
  • формирование у студентов умения определять лейкоцитарную формулу;
  • формирование у студентов представления о методах анализа результатов клинических лабораторных исследований, их интерпретации и постановки предварительного диагноза;
  • формирования у студентов навыков самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы;
  • формирование у студентов навыков работы с научной литературой;
  • формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;
  • формирование у студентов представления об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;
  • формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.


Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина "Гистология, эмбриология, цитология - гистология полости рта" относится к математическому, естественно-научному медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом, втором семестрах.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются:

  • в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, история медицины, медицинская латинская терминология, иностранный язык;
  • в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: биологии, физики, общей химии, органической химии, анатомии человека, нормальной физиологии.



Изучение дисциплины "Гистология, эмбриология, цитология - гистология полости рта" формирует основу, обеспечивающую понимание сути происходящих цитологических процессов, помогает студентам правильно ориентироваться в изменениях тканей и органов при том или ином заболевании, правильно выбирать методы и способы лечения пациента.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


а) общекультурные (ОК):

  • способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
  • способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
  • способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);
  • способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
  • способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
  • способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);
  • способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9)
  • способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);
  • способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11)
  • способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12)


б) профессиональные (ПК):

  1. профилактическая деятельность:
  • способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);
  • способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11);
  • способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);
  • способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);
  • способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);
  • способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);


*продолжение ниже в разделе "Полный текст программы"

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:


  • правила работы и техники безопасности в биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
  • химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
  • функциональные системы организма человека, принципы их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и при возрастных изменениях;
  • структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования.


Уметь:


  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
  • пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении гистологических, цитологических, иммуногистохимических препаратов;
  • анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека;
  • интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.


Владеть:


  • интерпретацией результатов наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;
  • медико-функциональным понятийным аппаратом;
  • навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;
  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом.


Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 180 90 90
Лекции 24 12 12
Практические занятия 96 48 48
Самостоятельная работа 60 30 30
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +
Зачет + -

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Цитология
2 5 0

История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Историческое возникновение гистологии и цитологии как самостоятельных наук. Роль клеточной теории в развитии гистологии и медицины. Вклад основных исследований ученых XIX и XX веков в развитие гистологии, цитологии и эмбриологии. Современный этап в развитии микроскопической морфологии.


Методы гистологических и эмбриологических исследований. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Способы фиксации, уплотнения биоматериала и получения тонких срезов на микротомах. Значение и методы окраски микропрепаратов. Заключение срезов в бальзам, желатин, смолы. Виды микропрепаратов. Способы изучения тканей зуба. Получение срезов зуба после декальцинации в специальных жидких средах. Изготовление шлифа зуба. Особенности приготовления эмбриологических препаратов.


Техника микроскопирования в световых микроскопах. Виды микроскопов. Электронная микроскопия. Трансмиссионная, сканирующая, лазерная, конфокальная микроскопия и рентгеновская микроскопия. Компьютерные методы автоматической обработки и анализа изображений. Специальные методы исследования микрообъектов: гистохимия и электронная гистохимия, радиоавтография и др. Методы исследования живых объектов. Культура тканей. Понятие о клонировании, образовании гибридов клеток. Количественные методы исследования — цитофотометрия, электронная микрофотометрия и др.


Предмет и задачи цитологии. Изучение микро-ультраструктур, функций и жизненных проявлений клеток и неклеточных структур, а также их гистофункциональные особенности. Значение цитологических исследований в медицине и, в том числе, стоматологии.


Клетка как основная единица живого. Общий план строения эукариотических клеток. Неклеточные структуры — производные клеток. Неклеточные структуры в полости рта.


Биологическая мембрана основа структуры клетки. Компартментализация клетки и ее значение. Химический состав, строение, основные функции мембран. Клеточная оболочка. Производные клеточной оболочки — микроворсинки, реснички, жгутики, базальные инвагинации. Межклеточные соединения (десмосомы, простые и плотные соединения, щелевидные, синаптические соединения) и их структурно-функциональная характеристика. Особенности межклеточных контактов в полости рта. Цитоплазма. Общая морфофункциональная характеристика. Гиалоплазма, ее физико-химическая характеристика и значение в жизнедеятельности клетки. Органеллы. Определение, классификации, строение и функции. Органеллы общего значения (мембранные и немембранные): митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, периксисомы, рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофибриллы, микрофиламенты. Органеллы специального значения: миофибриллы, тонофиламенты, микроворсинки, реснички, жгутики.


Включения. Определение, классификация, роль в жизнедеятельности клетки.


Ядро. Общий план строения интерфазного ядра, его значение в жизнедеятельности клетки. Форма и количество ядер. Ядерно-цитоплазматические отношения. Основные компоненты ядра (ядерная оболочка, кариоплазма, ядрышко, хроматин). Химический состав, строение, значение в жизнедеятельности клетки. Эухроматин, гетерохроматин, участие в процессе клеточного синтеза. Половой хроматин. Взаимодействие структур клетки в процессе метаболизма (на примере образования эмали и дентина зуба). Понятие о секреторном цикле, виды секреции.


Способы репродукции клеток, их морфологическая характеристика и значение. Клеточный цикл клетки, понятие, этапы. Митотическое деление и митотический цикл клетки, строение и виды хромосом. Митотическое деление эпителиальных клеток в слизистой оболочке полости рта. Эндорепродукция, полиплоидность клеток. Мейоз. Понятие о клеточных популяциях. Регенерация и реактивность клеток и их проявления в органах полости рта. Гибель клеток. Некроз и апоптоз (запрограммированная гибель клеток) и их проявления в полости рта.

Общая гистология
6 12 0 Понятие о ткани как системе клеток и неклеточных структур. Классификация тканей. Восстановительная способность и пределы изменчивости тканей. Регенерация и реактивность тканей в полости рта.

Эпителиальные ткани. Функции. Морфологическая характеристика. Источники развития. Классификация (генетическая и морфофункциональная). Покровный эпителий. Строение однослойного и многослойного эпителиев. Морфофункциональные особенности различных видов эпителиев в зависимости от расположения в организме.

Кровь и лимфа. Понятие о крови как ткани. Функции крови. Плазма крови, химический состав. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, кровяные пластинки (тромбоциты). Гемограмма, понятие, значение. Эритроциты, их строение, форма, размер, плазмолемма, цитоскелет. продолжительность жизни. Ретикулоциты. Виды гемоглобина. Лейкоциты, классификация, функции, понятие о лейкоцитарной формуле и ее значении в медицинской практике. Кроветворение. Теории кроветворения. Понятие об эмбриональном и постэмбриональном кроветворении. Понятие о стволовой клетке крови, дифферонах. Эритроцитопоэз, лейкоцитопоэз, тромбоцитопоэз, структурные и химические изменения в дифферонах. Регуляция гемопоэза и иммуногенеза.

Соединительные ткани. Классификация, функции, общая морфофункциональная характеристика. Источники развития. Вклад отечественных ученых в изучение соединительных тканей. Волокнистая соединительная ткань. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Клеточные элементы, их виды, функции, строение (фибробласты, фиброциты, макрофаги, плазматические, тучные, пигментные, жировые и адвентициальные клетки). Понятие о макрофагальной системе. Кооперация клеток в защитных реакциях, воспалении, регенерации. Межклеточное вещество. Основное вещество, волокна (коллагеновые, эластические, ретикулярные), их физико-химические свойства, роль, строение. Плотная соединительная ткань, ее разновидности, функции, строение. Особенности строения соединительных тканей в полости рта (пульпа коронковой и корневой частей зуба, периодонт и другие) и их возрастные изменения.

Соединительные ткани со специальными свойствами (ретикулярная, жировая, слизистая), строение и значение. Скелетные ткани. Классификация, функции. Общая морфофункциональная характеристика скелетных тканей. Хрящевые ткани. Классификация, развитие, функции. Клетки (хондробласты, хондроциты, хондрокласты) и межклеточное вещество.

Мышечные ткани. Классификация, развитие. Общая морфофункциональная характеристика мышечных тканей, миоидных и миоэпителиальных клеток. Гладкая мышечная ткань. Морфофункциональная характеристика. Исчерченная (поперечнополосатая) мышечная ткань (скелетная и сердечная). Строение миофибриллы и саркомера. Типы скелетных мышечных волокон, их иннервация. Моторная единица. Структурная основа мышечного сокращения. Мышца как орган. Hepвная ткань. Морфофункциональная характеристика, источники развития. Нервная трубка и нервные гребни и их дифференцировка. Классификация нервных клеток (нейроны) по морфологическим и функциональным признакам. Общий план строения нейрона, тело, отростки. Хроматофильное вещество. Цитоскелет. Транспортные процессы в цитоплазме клетки. Понятие о нейромедиаторах. Нейроглия.

Частная гистология
24 60 0 Нервная система. Общая морфофункциональная характеристика, источники развития. Классификация (морфологическая и функциональная). Периферическая нервная система. Нерв (лицевой, тройничный и др.), строение, регенерация и дегенерация. Чувствительные нервные узлы (черепные и спинномозговые), гистофункциональная характеристика. Центральная нервная система. Понятие о нервных центрах. Оболочки мозга. Особенности строения серого и белого вещества. Спинной мозг, морфофункциональная характеристика. Нейронный состав, ядра серого вещества. Белое вещество, проводящие пути. Головной мозг.

Сенсорная система (органы чувств). Общая морфофункциональная характеристика. Классификация. Понятие об анализаторах. Строение нейросенсорных и сенсорно-эпителиальных рецепторных клеток. Орган зрения (глазное яблоко). Общий план строения, оболочки, функциональные аппараты, источники развития. Сетчатка глаза, нейронный состав, глиоциты. Микро- ультраструктура палочковых- и колбочковых нейронов. Зрительный нерв, слепое и желтое пятна. Особенности кровоснабжения глазного яблока.

Сердечно-сосудистая система. Общая морфофункциональная характеристика системы. Развитие в эмбриональном периоде. Кровеносные сосуды, их классификация. Принципы строения сосудистой стенки, тканевой состав. Зависимость строения стенки сосудов от гемодинамических условий. Иннервация и васкуляризация сосудов. Регенерация. Возрастные изменения. Артерии и вены. Классификация, строение, функции артерий мышечного, эластического и мышечно-эластического, а также вен мышечного и безмышечного типов. Строение венозных клапанов. Система органов кроветворения и иммунной защиты. Общая морфофункциональная характеристика, классификация, источники развития. Миелоидная и лимфоидная ткани. Центральные органы кроветворения и иммуногенеза (красный костный мозг, тимус). Красный костный мозг, строение, функции, васкуляризация. Взаимодействие стромальных и гемопоэтических элементов. Тимус, гистофункциональная характеристика, роль в лимфоцитопоэзе. Тканевой и клеточный состав коркового и мозгового вещества дольки.

Эндокринная система. Общая морфофункциональная характеристика. Значение в жизнедеятельности организма, понятие о гормонах и клетках-мишенях. Классификация, источники развития, тканевой состав. Центральные органы. Гипоталамус, строение, функции. Гистофункциональная характеристика, ядра (крупно- и мелкоклеточные), гипофизотропные факторы — либерины и статины. Регуляция функций органов эндокринной системы гипоталамусом. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе. Гипофиз. Дыхательная система. Морфофункциональная характеристика, функции. Воздухоносные пути и респираторные отделы. Источники развития, Общий план строения стенки воздухоносных путей, оболочки, тканевой состав. Носовая полость, гортань, трахея, внелегочные бронхи. Микро-ультраструктурное строение эпителия слизистой оболочки. Легкие. Внутрилегочные бронхи и бронхиолы, особенности строения стенки в зависимости от диаметра. Лимфоидная ткань в стенке бронхов. Респираторный отдел, ацинус как структурно-функциональная единица легкого.

Кожа и ее производные. Функции, морфофункциональная характеристика. Источники развития. Тканевой состав. Эпидермис «тонкой» и «толстой» кожи, слои, клетки. Основные диффероны эпидермиса. Пищеварительная система. Общая морфофункциональная характеристика. Отделы пищеварительной трубки. Строение и источники развития стенки пищеварительного канала: слизистая оболочка, подслизистая основа, мышечная, серозная и адвентициальная оболочки.

Органы полости рта. Полость рта. Гистофункционалъная характеристика слизистой оболочки полости рта: структурные и гистохимические особенности клеток эпителия слизистой оболочки, кровоснабжение и иннервация. Ороговение в эпителии слизистой оболочки полости рта.

Эмбриология человека
4 7 0 Эмбриология — наука о развитии зародыша. Объединение гистологии, цитологии и эмбриологии в общую дисциплину отражает внутренние естественные связи между ними. «Эмбриология человека» занимает особое место в ряду важнейших для стоматологов тем.

Знания эмбриогенеза человека, развития лицевого скелета и зубочелюстной области, критических периодов эмбриогенеза необходимы для подготовки челюстно-лицевых хирургов, специалистов по детской стоматологии и ортодонтии. Этапы эмбрионального развития, критические периоды в развитии зародыша. Особенности микро- и ультрамикроскопического строения половых клеток, роль ядра и цитоплазмы в передаче наследственной информации. Овогенез и сперматогенез, их стадии и их различия. Особенности ранних стадий развития человека. Дробление, бластоциста. Имплантация, ее этапы. Гаструляция (две фазы). Дифференцировка зародышевых листков. Гисто- и органогенез на 2-3-й неделе развития. Мезенхима, образование, строение и роль в развитии тканей. Особенности процессов развития основных органных систем человека на 4-8-й неделе. Образование полости рта и лицевого скелета. Жаберный аппарат (дуги, карманы, щели) и его производные, этапы формирования лица. Врожденные пороки. Внезародышевые органы, состав, функции. Плацента, строение, функции. Гемо-плацентарный барьер. Система мать-плацента-плод. Пуповина и ее тканевая основа. Влияние экзогенных факторов (радиации, курения, наркотиков, пестицидов, лекарственных веществ, инфекций), а также эндогенных (генетических и материнских) на ход развития человека, в том числе, органов полости рта, зубов, лица, челюстей.

Организационные вопросы, контроль знаний
0 0 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Введение в предмет. Методы исследований в гистологии. Общая гистология 1
2 Цитология. Цитология 1
3 Основные этапы эмбрионального развития. Источники развития тканей Общая гистология 2
4 Общие принципы организации тканей. Эпителиальные ткани. Железы. Общая гистология 2
5 Соединительные ткани: кровь, кроветворные ткани, волокнистые соединительные ткани. Общая гистология 1
6 Хрящевые и костные ткани. Общая гистология 1
7 Мышечные ткани. Общая гистология 1
8 Нервная ткань. Общая гистология 1
9 Органы нервной системы. Частная гистология 1
10 Органы чувств. Частная гистология 1
11 Органы сердечно-сосудистой системы Общая гистология 1
12 Органы эндокринной системы. Частная гистология 1
13 Органы кроветворения и иммуногенеза. Общая гистология 2
14 Органы пищеварительного тракта: пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень. Общая гистология 2
15 Органы дыхательной системы. Общая гистология 1
16 Органы выделительной системы. Общая гистология 1
17 Органы половых систем Общая гистология 2
18 Эмбриогенез человека. Эмбриология человека 2
19 Ткани органов полости рта. Эмбриология человека 2
20 Слизистая оболочка полости рта. Общая гистология 2
21 Большие и малые слюнные железы. Общая гистология 2
22 Твердые ткани зуба. Частная гистология 2
23 Пульпа зуба. Поддерживающий аппарат зуба. Частная гистология 2
24 Развитие органов полости рта. Частная гистология 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Введение в предмет. Методы исследования в гистологии. Цитология. Цитология 3
2 Основные этапы эмбрионального развития. Источники развития тканей. Цитология 3
3 Эпителиальные ткани. Железы. Общая гистология 3
4 Соединительные ткани: кровь, кроветворные ткани, волокнистые соединительные ткани, хрящевые и костные ткани. Общая гистология 3
5 Мышечные ткани. Нервная ткань. Общая гистология 3
6 Диагностическое занятие. Организационные вопросы, контроль знаний 3
7 Компьютерный контроль. Организационные вопросы, контроль знаний 3
8 Органы нервной системы. Органы чувств. Частная гистология 3
9 Органы сердечно-сосудистой системы. Органы эндокринной системы. Частная гистология 3
10 Органы кроветворения и иммуногенеза. Частная гистология 3
11 Органы пищеварительного тракта: пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень. Частная гистология 3
12 Органы дыхательной системы. Органы выделительной системы. Частная гистология 3
13 Органы половых систем. Частная гистология 3
14 Эмбриогенез человека. Эмбриология человека 3
15 Компьютерный контроль. Организационные вопросы, контроль знаний 3
16 Диагностическое занятие. Организационные вопросы, контроль знаний 3
17 Ткани органов полости рта (эпителии, волокнистые соединительные ткани, соединительные ткани со специальными свойствами). Частная гистология 3
18 Ткани органов полости рта (костные, хрящевые, мышечные, нервная). Частная гистология 3
19 Слизистая оболочка полости рта. Частная гистология 3
20 Слизистая оболочка полости рта. Частная гистология 3
21 Большие слюнные железы. Частная гистология 3
22 Твердые ткани зуба. Частная гистология 3
23 Пульпа и поддерживающий аппарат зуба. Частная гистология 3
24 Развитие зуба. Частная гистология 3
25 Контрольное занятие. Организационные вопросы, контроль знаний 3
26 Компьютерный контроль. Организационные вопросы, контроль знаний 3
27 Диагностическое занятие. Организационные вопросы, контроль знаний 3
28 Заключительное занятие Организационные вопросы, контроль знаний 3

Литература

Основная
  1. Гистология. Учебник, 7-е издание. Под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной. -М.: Медицина, 2006.
  2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. (Функциональная морфология клеток и тканей человека). - СПб.: СОТИС, 1999 - 2006.
  3. Быков В.Л. Частная гистология человека (краткий обзорный курс) - СПб.: СОТИС,1999 - 2006.
  4. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека.- СПб: СОТИС, 2006.
  5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. С.Л.Кузнецов, Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. - М.: МИА, 2006.


Дополнительная
  1. Гистология. Учебник./Под ред. Э.Е.Улумбекова и Ю.А.Челышева. - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2006.
  2. Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2008.
  3. Международные термины по цитологии и гистологии человека с официальным списком русских эквивалентов./Под ред. Чл.-корр. РАМН В.В. Банина и проф. В.Л. Быкова. - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2009.
  4. Основы гистологической, цитологической и эмбриологической терминологии греко-латинского происхождения: пособие для студентов 1 и 2 курсов лечебного, стоматологического факультетов и факультета спортивной медицины. - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2003
  5. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас. - СПб.: Иван Фёдоров, 2006