5005173 5158282 С.1 Психология и педагогика

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.03 Стоматология. С.1 Психология и педагогика

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью учебного курса является теоретическая подготовка студентов к осуществлению профессиональной деятельности в рамках биопсихосоциального подхода в медицине.

Курс предполагает формирование у студентов представлений о науке психологии, ее исторических школах и ведущих направлениях, о психических процессах, психических состояниях и свойствах человека, а также овладение психологическими знаниями о личности больного, особенностей его восприятия и переживания болезни, формирование навыков общения с пациентами с учетом их индивидуально-характерологических и личностных особенностей.


Основными задачами курса медицинской психологии являются:


  • Формирование у студентов представления о человеке как о высшей ценности и на этой основе ценностного отношения к нему, в том числе пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом - к личности любого другого человека.
  • Знакомство студентов с основными понятиями, предметом и методами, этапами развития и методологическими принципами психологии; дать представление о роли психологии в медицинской науке, междисциплинарном характере основных ее направлений.
  • Формирование представлений о психической структуре человека: индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности, об их соотношении и структуре.
  • Освоение знаний о психологических механизмах развития личности, периодах и кризисах развития личности.
  • Формирование представлений о влиянии болезни на личность человека и возможностях обратного влияния, изучение типичных реакций личности на болезнь, особенности реакций семьи на болезнь одного из его членов.
  • Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой, реакций пациента на работу лечебных стационарных и амбулаторных учреждений.
  • Изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
  • Знакомство с основными принципами организации психологической помощи в различных областях медицины.
  • Формирование представления о психологических составляющих ухода за различными категориями больных.
  • Формирование адекватных ожиданий и представлений о профессиональной деятельности врача.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Курс психологии ориентирован на формирование у студентов адекватного представления о предмете психологии, методах и задачах психологии, ее основных категориях, месте среди других наук о человеке. Общая психология, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, служит фундаментом для всех специальных отраслей достаточно разветвленной современной психологической науки.

Также курс направлен на формирование представлений о медицинской культуре и холистическом подходе в лечении больного человека, где центральным элементом в системе лечебно-диагностического процесса является личность больного. Обучение предполагает знакомство с предметом и содержанием медицинской психологии, формирование представлений о личности больного и ее роли в возникновении, течении, прогнозе болезни, ознакомление с понятиями внутренней картины болезни, копинг-поведения и защитных психологических механизмов.


Курс рассчитан на два семестра. Каждое занятие включает в себя изложение теоретического материала, отработку практических навыков, а также дискуссии в группе и ролевые игры. Основной акцент делается на имеющемся у студентов опыте взаимодействия с больными. Наряду с занятиями предусматривается самостоятельная работа и изучение литературы.


Связь с предшествующими дисциплинами


Программа курса "Психология общая и медицинская, педагогика" предназначена для лечебного и стоматологического факультетов СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.


Данный курс тесно связан с общими гуманитарными дисциплинами. Предполагается, что студенты в дальнейшем приступают к изучению клинических дисциплин после освоения указанных курсов.


Связь с последующими дисциплинами


Курс интегрируется со всеми гуманитарными дисциплинами: нормальной физиологией, физиологией высшей нервной деятельности, общей биологией, курсом ухода за больными, пропедевтикой внутренних болезней. Он создает основу для последующего изучения психиатрии и психосоматики.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса слушатели должны:

  • Студент приобретает теоретические и практические знания в области общей и медицинской психологии;
  • Студент должен знать основные психологические категории и понятия, теоретические подходы к изучению человека как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности;
  • Студент должен уметь составить психологическую характеристику личности, собрать психобиографический анамнез;
  • Студент должен уметь ориентироваться в психологическом состоянии пациента и строить отношения с учетом полученных знаний;
  • Студент должен уметь оценить свое состояние на момент взаимодействия с пациентом, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, а также элементарными навыками управления вниманием, памятью, мышлением;
  • Студент должен владеть психологическими техниками установления и углубления контакта, управления ходом взаимодействия, уметь использовать в деятельности приемы убеждения и внушения;
  • Студент должен приобрести навык учета психологии личности при организации лечебного процесса, как в амбулаторных условиях, так и в условиях стационара (в том числе и в работе с кадрами).

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Лекции 24 24
Практические занятия 48 48
Самостоятельная работа 36 36
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Основы общей психологии и педагогики
6 18 0 История и предмет психологии. Основные направления в психологии. Человек как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Психология как наука. Познавательные психические процессы: ощущения. Восприятие. Внимание. Мышление. Память. Эмоционально-волевая сфера.
Психология личности
4 20 0 Самостоятельная работа студента и самообразование. Основы саморегуляции и управление временем в процессе обучения. Личность. Характер человека. Задатки и способности. Психические свойства индивида. Психология личности. Образ врача, этические основы профессиональной деятельности врача.
Психология общения
10 27 0 Общение. Невербальное общение. Вербальные средства коммуникации. Ролевая структура группы. Конфликт. Типы воспитания в семье. Карьера и мотивация.
Взаимоотношения врача и пациента
0 11 0 Взаимоотношения "врач-больной". Психологическая адаптация человека.

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 История и предмет психологии. Основы общей психологии и педагогики 2
2 Основные направления в психологии. Основы общей психологии и педагогики 2
3 Человек как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность Основы общей психологии и педагогики 2
4 Психология личности. Жизненный цикл человека. Психология личности 2
5 Образ врача, этические основы профессиональной деятельности. Психология личности 2
6 Психология группы Психология общения 2
7 Семья как малая группа Психология общения 2
8 Психология гендерных различий Психология общения 2
9 Конфликт Психология общения 2
10 Внутренняя картина болезни Взаимоотношения врача и пациента 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Психология как наука Основы общей психологии и педагогики 2.5
2 Познавательные психические процессы: ощущение Основы общей психологии и педагогики 2.5
3 Восприятие Основы общей психологии и педагогики 2.5
4 Внимание Основы общей психологии и педагогики 2.5
5 Память Основы общей психологии и педагогики 2.5
6 Мышление Основы общей психологии и педагогики 2.5
7 Эмоционально-волевая сфера. Основы общей психологии и педагогики 2.5
8 Психические свойства индивида Психология личности 1
9 Задатки и способности Психология личности 2.5
10 Характер человека Психология личности 3
11 Личность Психология личности 2.5
12 Личность (продолжение) Психология личности 3
13 Основы саморегуляции и управление временем в процессе обучения Психология личности 3
14 Самостоятельная работа и самообразование Психология личности 3
15 Общение Психология общения 4
16 Невербальное общение Психология общения 4
17 Вербальные средства коммуникации Психология общения 5
18 Ролевая структура группы. Психология общения 2
19 Конфликт. Психология общения 4
20 Стили воспитания в семье. Психология общения 3
21 Карьера и мотивация Психология общения 4
22 Психологические механизмы преодоления стресса Психология общения 5
23 Взаимоотношения врача и больного. Взаимоотношения врача и пациента 6

Литература

Основная
  1. Перес Ловелле Р., Кудрявая Н.В. Психологические основы профессиональной деятельности врача. - М.: ВУНМЦ, 1999 г.
  2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - В 2 тт. - Екатеринбург, 2000 г.
  3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М., 1998 г.


Дополнительная
  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М., 2000.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Прогресс, 1989.
  3. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб., 2000.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология? - М., 1992, т.1, т.2.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: "Питер", 2000.
  6. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб, 2003.
  7. Немов Р.С. Общая психология. 1-2тт. - М., 1994.
  8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002.
  9. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. - М.: МГУ, 1987.
  10. Основы общей психологии и педагогики / учебно-методическое пособие для студентов СПбГМУ им.акад. И.П.Павлова. - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2003.

Психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1990.

  1. Психоэмоциональный стресс. Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1996
  2. Сатир В. Как стоить себя и свою семью. - М.: Педагогика-пресс, 1992.
  3. Свенцицкий А.Л. "Социальная психология" - М, 2003.
  4. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача:пособие для студентов. - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2004.
  5. Фрейд З. Психология "Я" и защитные механизмы. - М., 1993.