5005172 5160017 С.3 Лабораторная диагностика

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.3 Лабораторная диагностика

Общая информация
Подразделение: Кафедра клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины (427546)
Семестр(ы): 12

Программа

Цели и задачи дисциплины

ЦЕЛЬЮ обучения студентов на кафедре клинической лабораторной диагностики является систематизация знаний по проблемам лабораторной диагностики различных заболеваний и формирование у студентов устойчивых навыков применения ее методов в лечебно-диагностическом процессе.

В ЗАДАЧИ курса обучения входит:


  1. ознакомление с ассортиментом лабораторных методов с учетом организационной структуры учреждений здравоохранения страны;
  2. ознакомление с ассортиментом и качественными возможностями современных лабораторных исследований, с учетом чувствительности, специфичности, допустимой вариации методов;
  3. закрепление навыков составления плана лабораторного обследования; изучение показаний и противопоказаний к обследованиям;
  4. установление преемственности амбулаторного, стационарного, предоперационного лабораторного обследования;
  5. изучение клинической интерпретации результатов лабораторного обследования;
  6. анализ возможных причин ложных результатов, искажений, связанных, в том числе, с фармакотерапией и неправильной подготовкой больного к исследованию (обеспечение доаналитического этапа);
  7. знакомство с проблемой стандартизации лабораторных исследований.

Междисциплинарный характер специальности способствует развитию мировоззрения, направленного на профилактику заболеваний, мобилизацию интеллектуального потенциала и общей эрудиции при формировании компетенции в области лабораторной медицины.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Результат лечебно-диагностической работы учреждений здравоохранения в значительной мере определяется методическими возможностями и качеством проведения лабораторной диагностики, которая включает разнообразные методы клинической биохимии, микробиологии, иммунологии, цитологии, молекулярной биологии и т.д.

Постановка диагноза и контроль за ходом лечения представляет собой сложный многоуровневый информационно-измерительный процесс. От того, насколько достоверной и сопоставимой является информация, получаемая на различных его этапах, зависит практическая значимость данных. Лабораторные исследования позволяют получить наиболее объективную информацию о функциональном состоянии органов и систем, раскрывают патогенетические звенья на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. Современные возможности лабораторного анализа базируются на применении новых наукоемких аналитических технологий и методов медицинской информатики. Последние годы ознаменовались несомненным усилением внимания клиницистов к клинической лабораторной диагностике. В процессе изучения специальности студент должен получить современные знания в области физиологии, биологической химии, молекулярной биологии и других разделов медико-биологических и клинических дисциплин, позволяющих формировать диагностический алгоритм из наиболее информативных лабораторных технологий.


Процесс обучения студентов проводится на клинической базе кафедры - Центре лабораторной диагностики, который обладает мощной лабораторной базой с лабораториями химико-микроскопическими, гематологическими, биохимическими, иммунологическими, гемостазиологическими методами исследования и службой ургентной лабораторной диагностики. Теоретическую подготовку студентов ведут ведущие специалисты по клинической лабораторной диагностике.


Работа с периодической и фундаментальной литературой, посещение заседаний научного студенческого общества, элективов и научно-практических конференций являются обязательным элементом подготовки студента. Семинарские занятия включают обсуждение принципов, заложенных в различных лабораторных методиках, технологической цепочки с разбором возможных лабораторных и интерпретационных ошибок, информативности лабораторных диагностических программ. Формой проверки знаний являются опросы и зачеты, проводимые после освоения разделов программы.


Связь с последующими дисциплинами
Преподавание на кафедре ведется для студентов последнего года обучения и связь с последующими дисциплинами проводится в рамках ФПО. При этом, при проведении Государственной итоговой аттестации выпускник Университета получает комплекс лабораторных исследований при решении ситуационной задачи, а также при проверке практических навыков проводится обсуждение плана лабораторного обследования конкретного пациента.

Методы преподавания дисциплины

Курсовой проект или работа является законченной самостоятельной работой, выполняемой студентом под руководством преподавателя, курирующего данную тематику. Основной целью курсовой работы является формирование у студента углубленных знаний по выбранной тематике.

Примерная тематика работ:


  • Аутоиммунный тиреоидит
  • Лабораторная диагностика гемобластозов
  • Основы полимеразной цепной реакции
  • Группы крови

Данный вид самостоятельной работы студентов не является строго обязательным в рамках обучения студентов на кафедре. Однако, рекомендуется как альтернативный для отработки пропущенных занятий, лекций. Формой контроля правильности выполнения курсовой работы является либо проверка работы преподавателем кафедры, либо, что предпочтительнее, доклад на СНО.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент по окончании обучения на кафедре клинической лабораторной диагностики должен:

  • ЗНАТЬ диагностические возможности лабораторных исследований, правила подготовки больного, сбора и хранения биоматериала для их выполнения, методику проведения исследований, выполняемых непосредственно у больного (методы "прикроватной диагностики: глюкометрия, МНО, анализ мочи, дуоденальное зондирование, функциональные пробы и др.);
  • УМЕТЬ интерпретировать результаты лабораторных исследований;
  • ВЫПОЛНЯТЬ минимум экспресс-исследований, необходимых в последующей практической деятельности (состав мочи диагностикумами "сухой химии", микроскопия мазков крови, определение времени свертывания крови по Ли Уайту, определение групп крови и т.д.);
  • ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о принципах лабораторных исследований, определяющих специфичность, чувствительность, а, следовательно, клиническую значимость лабораторных методов.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 12
Общая трудоемкость дисциплины 54 54
Лекции 6 6
Практические занятия 30 30
Самостоятельная работа 18 18
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Базовый опрос
0 2 0
Основы клинической лабораторной диагностики.
2 2 0
Диагностика аутоиммунных и системных заболеваний
0 2 0
Пре- и постаналитические этапы лабораторных исследований
0 2 0
Диагностика патологий иммунной системы
2 2 0
Лабораторная диагностика органов пищеварения
0 2 0
Лабораторная диагностика заболеваний системы крови
2 2 0
Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы
0 2 0
Лабораторная диагностика сахарного диабета
0 2 0
Лабораторная диагностика заболеваний почек
0 2 0
Лабораторная диагностика заболеваний легких
0 2 0
Лабораторное исследование показателей системы гемостаза
0 2 0
Изосерологические исследования крови
0 2 0
Итоговый зачет. Разбор самостоятельных работ, решение ситуационных задач
0 4 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Клиническая лабораторная диагностика: принципы развития дисциплины, организация службы. Основы клинической лабораторной диагностики. 1
2 Применение методов медицинской информатики. Основы клинической лабораторной диагностики. 1
3 Возможности лабораторной диагностики нарушений иммунной системы. Диагностика патологий иммунной системы 1
4 Информативность методов лабораторной диагностики онкологических заболеваний. Диагностика патологий иммунной системы 1
5 Лабораторные методы диагностики при заболеваниях системы крови. Лабораторная диагностика заболеваний системы крови 1
6 Молекулярно-генетические методы диагностики. Лабораторная диагностика заболеваний системы крови 1

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Базовый опрос Базовый опрос 2
2 Клиническая лабораторная диагностика: принципы развития дисциплины, организация службы. Применение методов медицинской информатики. Основы клинической лабораторной диагностики. 2
3 Лабораторное обеспечение диагностики и терапии аутоиммунных заболеваний, алгоритмы лабораторной диагностики системных поражений соединительной ткани Диагностика аутоиммунных и системных заболеваний 2
4 Биоматериалы и методы исследований. Доаналитический этап лабораторных исследований, знакомство с ЦЛД Пре- и постаналитические этапы лабораторных исследований 2
5 Возможности лабораторной диагностики нарушений иммунной системы. Информативность методов лабораторной диагностики онкологических заболеваний Диагностика патологий иммунной системы 2
6 Лабораторные методы диагностики при заболеваниях системы крови. Интерпретация современных гематологических лабораторных исследований. Молекулярно-генетические методы диагностики Лабораторная диагностика заболеваний системы крови 2
7 Клинико-диагностическая интерпретация лабораторных методов исследования органов пищеварения. Копрологические синдромы, диагностика гельминтозов Лабораторная диагностика органов пищеварения 2
8 Алгоритм лабораторной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Диагностика атеросклероза и лабораторный монторинг лекарственной терапии Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы 2
9 Лабораторные технологии диагностики и мониторинга сахарного диабета Лабораторная диагностика сахарного диабета 2
10 Лабораторная диагностика заболеваний легких Лабораторная диагностика заболеваний легких 2
11 Лабораторная диагностика заболеваний почек. Программы лабораторного контроля гомеостаза: азотистого, водно-электролитного, кислотно-основного, осмотического. Алгоритмы лабораторной диагностики аллергических заболеваний. Лабораторная диагностика заболеваний почек 2
12 Клинико-диагностическое значение исследований показателей системы гемостаза, реологических характеристик крови и маркеров эндотелиальной дисфункции. Лабораторный контроль дезагрегантной и антикоагулянтной терапии Лабораторное исследование показателей системы гемостаза 2
13 Изосерологические исследования крови, лабораторная диагностика посттрансфузионных осложнений Изосерологические исследования крови 2
14 Итоговый зачет Итоговый зачет. Разбор самостоятельных работ, решение ситуационных задач 4

Лабораторный практикум

Название Раздел Количество часов
1 Анализ мочи Лабораторная диагностика заболеваний почек 1
2 Диагностика геликобактера Лабораторная диагностика органов пищеварения 1

Литература

Основная
  1. Минеева Н.В. ГРУППЫ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА. Основы иммуногематологии. СПб.,2004, 185С.
  2. КЛИНИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ под ред. В.А. Ткачука//Изд ГЭОТАР-Медиаю-М.-2006.- 512с.
  3. МЕДИЦИНСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА (программы и алгоритмы) Справочник под ред.проф. Карпищенко А.И. - СПб.: Интермедика, 2001 - 44с.
  4. Эмануэль В.Л., Лаевская Н.Д., Вавилова Т.В. КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ. ГЕМОГРАММА И КОАГУЛОГРАММА. - СПб.: СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова, 1996.
  5. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ ТЕСТОВ. // Под редакцией Н.Тица (перевод с англ.яз.) / Под ред.Меньшикова В.В. - М.: "Лабинформ", 1997
  6. Вавилова Т.В., Кадинская М.И., Орловский П.И., Полежаев Д.А. ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ АНТИКОАГУЛЯНТНОЙ ТЕРАПИИ У ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ. Методические рекомендации /под ред. проф.В.Л.Эмануэля, проф.В.В.Гриценко/-СПб-2002 г. - 55 с.
  7. Эмануэль В.Л., Карягина И.Ю., Эмануэль Ю.В., Ковальчук Ю.П. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ИНТОКСИКАЦИОННОГО СИНДРОМА - СПбГМУ. -2003г. - 40с.
  8. Камышников В.С. СПРАВОЧНИК ПО КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ: В 2 т. - Минск: Беларусь, 2000. - 495 с.
  9. Вавилова Т.В. ГЕМОСТАЗИОЛОГИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: (Пособие для врачей). - СПб. : СПбГМУ, 2005. - 90 с.
  10. КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ И АЛЛЕРГОЛОГИЯ под ред Г.Лолора -младшего, Т.Фишера, Д.Адельмана. пер с англ. Москва, Практика, 2000