5005172 5158555 С.3 Факультетская терапия, профессиональные болезни

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.3 Факультетская терапия, профессиональные болезни

Общая информация
Подразделение: Кафедра терапии факультетской с курсом эндокринологии, кардиологии и функциональной диагностики с клиникой (428105)
Семестр(ы): 7, 8

Программа

Цели и задачи дисциплины

Основные учебные цели преподавания внутренних болезней в течение 4 - 5 -го годов обучения- дать знание этиологии и патогенеза, клинических проявление основных заболеваний внутренних органов; закреплять и совершенствовать умения обследовать терапевтического больного; формировать клиническое мышление (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз), научит использовать метод дифференцированной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм; научить основным принципам профилактики и лечения заболеваний внутренних органов (подготовить к производственной практике после 4 и 5 курса).

Основными учебными целями преподавания внутренних болезней на кафедре факультетской терапии являются:


  1. Самая главная цель обучения - формирование у студентов высоконравственной активной жизненной позиции будущих врачей, правильно понимающих задачи здравоохранения.
  2. Формирование основ клинического мышления с умением выявить и обобщить с целью распознавания диагностически значимых признаков у больных с терапевтическими заболеваниями, преимущественно в раннем периоде.
  3. Обучение оказанию всех видов терапевтической помощи больному в соответствии с требованиями системы здравоохранения РФ.
  4. Привитие основ медицинской деонтологии и профессиональной этики врача в процессе курации на примере чуткого и внимательного отношения к больному и его родственникам, внушение больному уверенности в выздоровлении и благоприятном исходе заболевания и правильного построения взаимоотношений с медицинским персоналом.
  5. Умение своевременно оценивать неотложное состояние в клинике внутренних болезней и оказывать адекватную интенсивную помощь.
  6. Понимание значения профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов.

В задачи изучения внутренних болезней на 4 курсе в системе подготовки врача-терапевта входит умение:


  1. Установить жалобы и сведения анамнеза болезни и провести тщательный осмотр с целью выявления заболевания.
  2. Составить план рационального лабораторного и инструментального обследования в соответствии с первоначальном представлением о больном.
  3. Обобщение анамнестических и клинико-лабораторных данных с целью дифференциальной диагностики, обоснования развернутого клинического диагноза и выбора этиопатогенетического лечения.
  4. Оценить клинический вариант болезни, тяжесть ее течения, стадию (ремиссия, обострение), наличие осложнений, степень утраты трудоспособности и дать рекомендации по трудоустройству.
  5. Излагать полученные при обследовании больного данные в виде клинической истории болезни.
  6. Оформлять медицинскую документацию (амбулаторные карты, истории болезни, листы нетрудоспособности, акты во ВТЭК, санаторно-курортные карты) при работе в больнице и поликлинике в период производственной практики.
  7. Выполнять основные врачебные манипуляции в период летней производственной практики и оказывать первую помощь больным с заболеваниями внутренних органов.
  8. Обосновывать физиотерапевтические и курортные методы лечения на основе знания физиологических механизмов действия на организм физических факторов и принципов устройства и работы типовой аппаратуры и методов дозиметрии.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Внутренние болезни являются основной дисциплиной, которая формирует базовые профессиональные знания врача-лечебника. Изучаются внутренние болезни на четвертом, пятом и шестом курсах на основании знания фундаментальных дисциплин: нормальной и патологической анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, а также фармакологии, пропедевтики внутренних болезней. Знание особенностей внутренних болезней (аллергические состояния, сердечная недостаточность, артериальная гипертензия и др.) необходимо для последующего изучения более узких дисциплин: глазных болезней, акушерства и гинекологии, хирургии, стоматологии, туберкулеза. Также знания смежных дисциплин помогают студентам в изучении внутренних болезней (онкология, хирургия, фтизиатрия, неврология, рентгенология, радиология, лечебная физкультура и другие). Поэтому очень важна вертикальная и горизонтальная интеграция программ обучения в медицинском вузе. В настоящее время наибольшую актуальность изучению внутренних болезней придает факт, что наиболее частой причиной смерти населения в развитых странах являются сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому врач-лечебник обязан не только знать вопросы этиологии, клиники, диагностики и лечения основ внутренних болезней, но и быть вооружен методами профилактики.


Связь с предшествующими дисциплинами.
Изучение внутренних болезней требует базовых знаний по основным разделам предшествующих и смежных дисциплин: нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, биологической химии, фармакологии и клинической фармакологии, клинической и лабораторной диагностики, пропедевтики внутренних болезней и ряда других дисциплин. На кафедре факультетской терапии уделяется большое внимание созданию единых рабочих программ преподавания с вышеуказанными дисциплинами, которые непрерывно совершенствуются. Такой интегральный подход к системе обучения позволяет поддерживать непрерывность образовательного процесса, повысить качество преподавания. На кафедре регулярно проводятся клинические разборы больных с участием кафедры патологической анатомии, патологической физиологии, инфекционных болезней, туберкулёза, что позволяет совершенствовать практическую подготовку студентов 6 курса - субординаторов. Проводится ассоциированное чтение лекций на 6 курсе сотрудниками кафедр факультетской терапии, госпитальной терапии, пропедевтики внутренних болезней.


Связь с последующими дисциплинами.
Изучаемый материал по внутренним болезням является базой для усвоения последующих дисциплин: инфекционных болезней, туберкулёза, клинической и лабораторной диагностики, онкологии, неврологии. На кафедре факультетской терапии уделяется большое внимание вопросам дифференциального диагноза, дифференцированной врачебной тактики целого ряда клинических состояний и нозологических форм с инфекционными заболеваниями, специфическими процессами туберкулёзной этиологии, онкологическими и неврологическими заболеваниями. Регулярно согласовываются рабочие программы с кафедрами инфекционных болезней, туберкулёза, онкологии, неврологии, клинической фармакологии.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на форирование следующих копетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1;
б) профессиональные (ПК): ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-32.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент 4 курса, освоивший основную образовательную профессиональную программу по специальности 060101 "Лечебное дело", по дисциплине "Внутренние болезни", должен уметь провести обследование пациента, поставить предварительный диагноз общего соматического заболевания, принять решение о направлении его к соответствующим специалистам, а также выполнять основные врачебные диагностические и лечебные мероприятия при оказании первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях в соответствии с перечнем заболеваний, подлежащих изучению на 4 курсе.


Перечень состояний и заболеваний представлен в соответствии с учебной программой на основе международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Разделы перечня состояний и заболеваний построены по системному принципу и объединяют всю патологию, относящуюся к данной системе органов.


По каждому состоянию и заболеванию студент 4 курса должен знать:

этиологию и патогенез; современную классификацию; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний у различных возрастных групп; синдромологию поражения различных органов и систем с использованием знаний, полученных на прикладных дисциплинах; методы диагностики, позволяющие поставить диагноз; обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, определить прогноз. ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ СТУДЕНТА 4 КУРСА


  • Общеврачебные умения
  • Сбор и оценка анамнеза
  • Антропометрическое обследование пациента
  • Проведение и оценка результатов функциональных нагрузочных проб по Шалкову, Штанге-Генча.
  • Измерение и оценка артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыханий в минуту у пациента.
  • Клиническое обследование здорового и больного пациента: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация.
  • Сбор материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у пациента: крови, мочи, кала, костного мозга, спинномозговой жидкости.
  • Оценка результатов анализов
  • Определение группы крови по системе АВО и Rh.
  • Выполнение пробы
  • Оценка коагулограммы
  • Оценка результатов инструментальных методов исследования
  • Подготовка пациента к рентгенологическому и ультразвуковому обследованию органов желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы; к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного тракта и органов дыхания.
  • Определение реакции зрачков на свет.
  • Оценка выявленных при обследовании пациента патологических, изменений и формулирование предварительного диагноза.
  • Обоснование этиологической, патогенетической и посиндромной. терапии при различных патологических состояниях у пациентов.
  • Остановка наружного кровотечения путем
  • Отсасывание содержимого из верхних дыхательных путей с использованием электро- и механического отсосов)
  • Выполнение инъекций лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутрикожно: внутривенно), расчет доз и разведений лекарственных средств.
  • Подготовка системы для внутривенной инфузии и проведение внутривенного переливания жидкостей.
  • Выполнение непрямого массажа сердца. Демонстрация техники работы с дефибриллятором.
  • Выполнение ИВЛ способом “рот-в-рот, рот-в-нос”,мешком Амбу.
  • Оказание неотложной помощи
  • Выписка и оформление.рецептов, в том числе льготных на наркотические и приравненные к ним препараты.
  • Ведение типовой медицинской документации.
  • Составление плана и проведение санитарно-просветительной работы.

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 7 Семестр 8
Общая трудоемкость дисциплины 259 155 104
Лекции 56 32 24
Практические занятия 112 68 44
Самостоятельная работа 91 55 36
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +
Зачет + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Кардиология. Гипертоническая болезнь
4 8 0
Кардиология. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца.
8 14 0
Кардиология. Приобретенные пороки сердца
4 10 0
Кардиология. Ревматизм
2 2 0
Кардиология. Нарушения ритма
2 10 0
Кардиология. Блокады сердца
2 8 0
Кардиология. Сердечная недостаточность
2 4 0
Пульмонология. Бронхиальная астма
4 4 0
Пульмонология. Хронический бронхит. ХОБЛ
2 2 0
Пульмонология. Пневмония
2 4 0
Нефрология. Острый и хронический гломерулонефриты
4 8 0
Гастроэнтерология. Хронический гепатит и цирроз печени
4 6 0
Гастроэнтерология. ЖКБ, хронический холецистит
2 2 0
Гастроэнтерология. Хронический гастрит, рак желудка
2 4 0
Гастроэнтерология. Язвенная болезнь
2 4 0
Гематология. Гемолитические, железодефицитные, В-12 и фолиеводефицитные анемии
4 8 0
Гематология. Гипопластические состояния кроветворения
2 2 0
Эндокринология. Сахарный диабет
4 8 0
Эндокринология. Диффузный токсический зоб
2 4 0
Вводное, прием больного, представление о больном.
0 4 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Гипертоническая болезнь Кардиология. Гипертоническая болезнь 4
3 Атеросклероз Кардиология. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. 2
4 Ишемическая болезнь сердца Кардиология. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. 2
5 Инфаркт миокарда Кардиология. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. 4
7 Аритмии сердца Кардиология. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. 2
8 Блокады сердца Кардиология. Блокады сердца 2
9 Ревматизм Кардиология. Ревматизм 2
10 Приобретенные пороки сердца Кардиология. Приобретенные пороки сердца 4
11 Сердечная недостаточность Кардиология. Сердечная недостаточность 4
13 Сахарный диабет Эндокринология. Сахарный диабет 4
15 Диффузный токсический зоб Эндокринология. Диффузный токсический зоб 2
16 Железодефицитные, В-12 и фолиеводефицитные анемии Гематология. Гемолитические, железодефицитные, В-12 и фолиеводефицитные анемии 2
17 Гемолитические анемии Гематология. Гемолитические, железодефицитные, В-12 и фолиеводефицитные анемии 2
18 Бронхиальная астма Гастроэнтерология. ЖКБ, хронический холецистит 2
20 ХОБЛ Пульмонология. Хронический бронхит. ХОБЛ 2
21 Пневмония Пульмонология. Пневмония 2
22 Гломерулонефриты Нефрология. Острый и хронический гломерулонефриты 4
24 Хронический гепатит Гастроэнтерология. Хронический гепатит и цирроз печени 2
25 Цирроз печени Гастроэнтерология. Хронический гепатит и цирроз печени 2
26 Хронический гастрит Гастроэнтерология. Хронический гастрит, рак желудка 2
27 Язвенная болезнь Гастроэнтерология. Язвенная болезнь 2
28 Хронический холецистит. Желчнокаменная болезнь Гастроэнтерология. ЖКБ, хронический холецистит 2
29 Гипопластические состояния кроветворения Гематология. Гипопластические состояния кроветворения 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Вводное, прием больного, представление о больном Вводное, прием больного, представление о больном. 4
2 Гипертоническая болезнь Кардиология. Гипертоническая болезнь 8
3 Атеросклероз; ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда и его осложнения) Кардиология. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. 14
4 Инфаркт миокарда Кардиология. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. 4
5 Приобретенные пороки сердца (митральные, аортальные) Кардиология. Приобретенные пороки сердца 8
6 Ревматизм Кардиология. Ревматизм 2
7 Нарушения ритма (мерцательная аритмия, трепетание предсердий, экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия) Кардиология. Нарушения ритма 12
8 Нарушения проводимости (синдром слабости синусового узла, атрио-вентрикулярные блокады). Кардиология. Блокады сердца 4
9 Сердечная недостаточность Кардиология. Сердечная недостаточность 4
10 Гемолитические анемии, железодефицитные, В12 и фолиево-дефицитные анемии Гематология. Гемолитические, железодефицитные, В-12 и фолиеводефицитные анемии 8
11 Сахарный диабет Эндокринология. Сахарный диабет 8
12 Диффузный токсический зоб Эндокринология. Диффузный токсический зоб 4
13 Пневмонии Пульмонология. Пневмония 4
14 Хронический бронхит Пульмонология. Хронический бронхит. ХОБЛ 2
15 Бронхиальная астма Пульмонология. Бронхиальная астма 4
16 Хронический гастрит. Рак желудка Гастроэнтерология. Хронический гастрит, рак желудка 4
17 Язвенная болезнь Гастроэнтерология. Язвенная болезнь 4
18 Хронический гепатит и цирроз печени Гастроэнтерология. Хронический гепатит и цирроз печени 6
19 Желчно-каменная болезнь. Хронический холецистит Гастроэнтерология. ЖКБ, хронический холецистит 2
20 Острый и хронический гломерулонефрит Нефрология. Острый и хронический гломерулонефриты 8
21 Гипопластические состояния системы кроветворения Гематология. Гипопластические состояния кроветворения 2

Литература

Основная
  1. Внутренние болезни: учебник для вузов./Под ред.С.И.Рябова, В.А.Алмазова, Е.В.Шляхто. - СПб., 2000. 2004. 2006.+CD.- 861с.
  2. Пропедевтика внутренних болезней - учебник для вузов/ Мухин А., Моисеев В.С. - М..-2002, 2004, 2007-763с.
  3. Эндокринология: учебник для вузов./ Благосклонная Я.В., Шляхто Е.В., БабенкоА.Ю. - СПб..- 2006 - 398с.


Дополнительная
  1. Внутренние болезни: учебник для вузов. / Под ред. А.И.Мартынова, Н.А.Мухина, В.С.Моисеева в 2-х т. - М. 2001, 2005, 2006 +СD
  2. Атеросклероз. Пути профилактики и лечение. Пособие для студентов 4-6 курсов и врачей./ Е.В.Шляхто и др.СПбГМУ.- 2001.- 48с.
  3. Гиперхолестеролемия. Диагностика, профилактика, лечение./Е.В.Шляхто и др.- СПбГМУ.- 2004.- 62 с.
  4. Первичные и вторичные кардиомиопатии./ Шляхто Е.В.и др.Пособие для студентов и врачей. -СПбГМУ.- 2004.- 76с.
  5. Современные принципы диагностики и лечения острых лейкозов. /Моисеев С.И..- СПбГМУ., 2005.- 62с
  6. Атриовентрикулярные блокады./Трешкур Т.В. /СПб.:- 2004.- 81с.
  7. Современные принципы диагностики и лечения множественной миеломы./ Моисеев С.И. и др. Пособие для студ.и ординаторов. СПбГМУ. 2006.-38 с.
  8. Хронические миелопролиферативные заболевания. / Моисеев С.И..- СПбГМУ., 2005.- 52с.
  9. Лечение нарушений сердечного ритма и проводимости. Электрокардиостимуляция./. Рудакова Т.Л., Камшилова Е.А. Пособие для студ. и врачей.- СПбГМУ., 2001.- 64с.
  10. Сахарный диабет тип 2./ Благосклонная Я.В. и др. Пособие для студ. и врачей. СПбГМУ., 2006.- 56с.
  11. Современные вопросы диагностики и врачебной тактики при остром коронарном синдроме./ Шляхто Е.В. и др. Пособие для студентов и врачей. СПбГМУ. 2006.-49с.
  12. Современные принципы диагностики и лечения хронической сердечной недостаточности. / Ситникова М.Ю., Нестерова И.В. Пособие для студ.и врачей СПбГМУ.- 2006.- 52с.
  13. Инфекционный эндокардит./Алмазов В.А. и др.- Пособие для студ. и врачей. СПбГМУ. 2007.-58с.
  14. Стенокардия. Подходы к диагностике и лечению /Нифонтов Е.М..- Пособие для студ.и врачей. СПбГМУ.- 2007.-58с.
  15. Клинический анализ электрокардиограммы./ Нифонтов Е.М.и др. СПбГМУ., 2003.- 86с.
  16. Первичные и вторичные кардиомиопатии./Шляхто Е.В.и др. Пособие для студ.и врачей. СПбГМУ. 2007.- 76с.
  17. Гипертоническая болезнь./ Шляхто Е.В. и др.- Пособие для студ.и врачей. СПбГМУ. 2007.- 39 с.
  18. Современные принципы лечения инсулином больных сахарным диабетом./ Красильникова Е.И. и др. СПбГМУ.- 2007.- 42 с.
  19. Введение в эндокринологию./ Я.В.Благосклонная и др.Методические указания для студ. и врачей. СПб.- 2001. С.132.
  20. Эндокринология. / Благосклонная Я.В. и др. Пособие для студ.и врачей. СПбГМУ. 2008.
  21. Комплексная оценка состояния больного с хронической сердечной недостаточностью.:учеб.-метод. пособие. - СПбГМУ, 2005 - 25 с.
  22. Ревматоидный артрит. / Минеев В.Н., Батагов С.Я., Нестерович И.И. Указания к практическим занятиям .СПбГМУ. 2007.-24с.
  23. Лёгочное сердце / Шапорова Н.Л. и др. Рекомендации для студентов 4-6 курсов. СПбГМУ. 2007-20с
  24. Введение в гастроэнтерологию./ Рысс Е.С. Учеб. пособие.:С-Пб.:.2005-176С.
  25. Бронхологические методы диагностики саркоидоза органов дыхания: Уч. пособие.-СПбГМУ, 2006-18с.
  26. Методика обследования больного: симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов: указания к практическим занятиям.-СПбГМУ, 2006
  27. Системные лёгочные васкулиты: пособие. СПбГМУ, 2004 -18с.
  28. Реабилитация больных с внебольничной пневмонией: Пособие.СПбГМУ, 2004-24с.
  29. Диагностика латентной лёгочной гипертензии при пневмокониозах и пылевых бронхитах: Пособие. СПбГМУ, 2004. - 13 с.
  30. Диссеминированное внутрисосудистое свёртывание.: Пособие. С-Пб.:С-ПбГМУ, 2002. - 33 с
  31. Клинические задачи для подготовки к государственной аттестации студентов по внутренним болезням. .:СПбГМУ, 2002. - 203 с.