5005172 5158365 С.1 Философия

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.1 Философия

Общая информация
Подразделение: Кафедра философии и биоэтики (425943)
Семестр(ы): 3, 4

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины в медицинском вузе может быть сформулирована в следующих положениях:

  • философские вопросы - это мировоззренческие вопросы, ответ на которые культурный человек ищет, прежде всего, в доводах и умозаключениях разума. Именно разум и только он является единственным авторитетом, перед которым преклоняется философская мудрость; и даже когда философ критикует разум, делает он это с помощью разума. В этой связи философская мудрость - это не агрессивное отношение к миру, к людям, а руководствующаяся только аргументами разума.
  • Для философского знания характерно обращение к "вечным" вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек;
  • Роль философии должна заключаться и в разрушении человеческих иллюзий, собственного личного абсолютного знания, т.е. "всезнайства" ("я знаю, что ничего не знаю");
  • Показать, что философия всегда переосмысливала свои проблемы в периоды культурных и социальных трансформаций, но никогда не возникали сомнения в ненужности ее для общества. Философия, по мнению Аристотеля, самая бесполезная (с прагматической точки зрения) из всех наук, но именно это делает ее самой важной и нужной людям;
  • Необходимо сориентировать студентов, что философские решения всегда гипотетичны, поскольку каждый шаг человеческой истории открывает перед философским разумом неведомые ранее грани действительности. Это в свою очередь, предполагает, что от философии не следует ждать практической пользы, а потому философия - это не тактика, а стратегия человеческой жизни;
  • Медицина всегда была и остается предметом серьезной философской рефлексии. В структуре медицинского знания наличествует определенный уровень знаний, который несет в себе мировоззренческую нагрузку, выходящую за рамки конкретной медико-биологической дисциплины. Данное положение должно нацеливать студентов на возрастание роли научной философии формировании и развитии теоретической медицины, связанное с процессами общей теоретизации наук, усиление внутри них научной методологии, а, следовательно, диалектики, являющейся философской основой научной методологии.

Философия как учебная дисциплина ориентирована на необходимый для вуза уровень философских знаний, на основании которого студент в состоянии представить основные тенденции развития мира, общества, познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии, проявляя при этом критичность как черту философского мышления, т.е. способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире.

Задачи изучения дисциплины: cтуденты должны получить знания о предмете и методах философской науки, иметь представление об основных проблемах философии, структуре философского знания, основных этапах развития философской мысли, наиболее влиятельных школах, направлениях и их представителях.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.

Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества, мышления человека. Как учебная дисциплина философия способствует формированию системного мировоззрения, а также повышает методологический уровень усвоения знаний по другим дисциплинам.


Связь с предшествующими дисциплинами.


Курс философии органично связан с предшествующими дисциплинами гуманитарного профиля: историей Отечества, культурологией, историей медицины, политологией. Философия является более абстрактной и глубокой формой обобщения закономерностей развития природы, общества, культуры.


Связь с последующими дисциплинами.


Курс философии может служить методологической основой для изучения последующих дисциплин. Курс биомедицинской этики включает в себя философские аспекты осмысления проблем современной биомедицины.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончанию курса философии в медицинском вузе студент должен знать:

  • о своеобразии философии, ее роли в развитии культуры, соотношении с естественнонаучным знанием;
  • основные типы мировоззрения, главные проблемы и методы философского знания;
  • особенности сознания и духовного мира человека, сущности и назначении человеческого бытия;
  • о многообразии человеческого знания, о соотношении истины и заблуждения, истины и лжи;
  • взаимосвязь медицины и философии в познании здоровья и болезни, значение философско-методологической культуры для врача.

Уметь:

  • осознанно и грамотно сформулировать свою позицию по важнейшим проблемам медицины на основе полученного философского знания;
  • заботиться о совершенствовании собственного мышления как "инструмента" научного познания и осмысления сложнейших ситуаций в современной общественной жизни.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 3 Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 144 72 72
Лекции 32 16 16
Практические занятия 64 32 32
Самостоятельная работа 48 24 24
Формы промежуточного контроля
Экзамен + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Философия и ее роль в жизни общества
2 2 0 Отличие философской мудрости от житейской - это путь разумного мышления: знание общего, умение постигать причины, способность удивления и т.д. Специфика предмета философии - мир в его единстве, целостности, связь с познающей и преобразующей деятельностью человека. Коренные вопросы-проблемы и основные философские напрвления. Философия и мировоззрение, специфика философского мировоззрения, отличие от обыденного, религиозного, научного. Структура мировоззрения, несводимость ее только к знанию. Философия и культура, философия в системе наук. Историческая связь философии с медициной. Философия как уникальный способ понятийного мышления. Влияние философских методов мышления на мышление теоретиков медицины.
Философия Древнего Востока
2 2 0 Особенности восточной философии, влияние восточной культуры и характера общественного строя на формирование философии Древнего Востока. Древнеиндийская философия. Веды - древнейший сборник священных гимнов, песен, молитв. Обогащение "Вед" рациональным содержанием, комментариями, текстами религиозно-философского характера ("Упанишады"). Натурфилософский характер "Упанишад". Основной понятийный аппарат древнеиндийской философии. Шесть основных школ древнеиндийской философии, которые признавали авторитет Вед. Позже появились Буддизм и Джайнизм. Общие черты философских школ Древней Индии, их влияние на медицину этой страны. Китай - страна древней истории, культуры, философии. Специфические черты китайской философии. Идеализация древности (Золотого века), культ предков. Причины живучести конфуцианских идеалов и до сих пор: правил поведения, внешней учтивости, церемониала и т.д. Строго подчинение всех слоев общества и государственных чиновников по рангам. Даосская философия в отличии от конфуцианства следует традициям мировой философии. Дао и природа человека, смысл жизни. Установка на естественных ход вещей, недеяние. Диалектика даосизма во многом определила философичность древнекитайской медицины.
Античная философия
4 4 0 Античная философия - это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н.э. - VI в. н.э. . Предпосылки возникновения философии античности. Основные этапы. Первые греческие мыслители. Цель философии - "целое как целое", первопричина бытия. Натурфилософский период (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит из Эфеса, элеаты и пифагорейцы, атомистическая школа). Антропологический период в развитии античной философии (софисты, Сократ). Проблема человека как морального существа: определение добра, зла, справедливости и т.д. отсюда познание - главная цель и способность человека. Классический период - философия Платона и Аристотеля. Открытие сверхчувственного и формирование основных философских проблем. Период упадка - эллинистические школы: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, эклектизм. Период христианской мысли в ее зарождении - античное христианство. Влияние античной философии на формирование теоретико-методолгических основ медицины того периода.
Философия Средневековья
2 2 0 Формирование философии средневековья. Исторически своеобразный способ философствования. Главные направления и основные принципы средневековой философии. Борьба христианства против внешних и внутренних врагов. Христианская апологетика о несоизмеримости философии и религиозной веры. (Тертуллиан) три основные позиции по-разному определяющие перспективы связи философии и теологии, веры и разума. Патристика. Августин Блаженный - один из "отцов церкви", крупнейший христианский философ и теолог. Работа "О граде Божьем" - о двух противоположных видах человеческой общности, которые основаны на родах любви. "Исповедь" Августина: люди удивляются блеску звезд, высотам гор, но не удивляются себе. Глубина души человека такая же тайна, как и все сотворенное Богом. Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоласт. Соотношение веры и разума. Рациональные доводы в пользу бытия Бога. Существо проблемы универсалий. Реализм. Номинализм. Концептуализм. Схоластическая медицина и практика врачевания. Библейская медицина.
Философия эпохи Возрождения
2 2 0 Основные тенденции духовного развития эпохи Возрождения. Авторитет Священного Писания и авторитет античной мудрости. Основные периоды в развитии философии Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм центральные для Возрождения культурные явления. Естественнонаучные идеи Ренессанса. Философия Н. Кузанского. Учение о совпадении противоположностей - абсолютного максимума и абсолютного минимума. Обращение к математике. Бог не столько теологическая, а в большей степени философская проблема. Концепция "ученого незнания" как реакция на господство формальной логики, о сложности противоречивости процесса познания. Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и парадигма гелиоцентризма. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, его историческое значение как врача и философа. Парацельс - "Лютер в меди
Философия Нового времени и Просвещения
4 4 0 Падение авторитета церкви и рост авторитета науки, утверждение совершенно нового мировоззрения. Эмпиризм и рационализм - два направления в философии Нового времени. Ф. Бэкон родоначальник эмпиризма, проект "великого восстановления наук". Бэкон как реформатор: объективные и субъективные условия реформирования науки. Разработка индуктивного метода познания первая четко продуманная теоретическая программа реформы медицины. Р. Декарт - создатель рационалистической философии. Вера в созидательную силу индивидуального разума и науки. Дуализм в онтологии и антропологии. Психофизиологическая проблема как проблема психофизиологического параллелизма. Рационалистичность гносеологии. Истина всеобща и необходима, а всеобщее и необходимое не может быть выведено из опыта. Основания для него находится в самом разуме: "мыслю, следовательно, существую". Разработка дедуктивного метода. Б. Спиноза и Г. Лейбниц - продолжатели рационалистической философии Р. Декарта. Метафизика Спинозы. Определение субстанции как причины самой себя. Логическое доказательство: "свобода как осознанная необходимость". Дедуктивный метод в научном познании. Социально-политические и духовно-нравственные истоки эпохи Просвещения. Особенности английского, французского, немецкого и русского Просвещения. Ведущее положение философии Просвещения в идейной жизни Европы и США в XVIII - сер. XIX вв. Франция - "Век Просвещения" XVIII века. Основные черты философии Просвещения. Влияние духовного климата на состояние общества, общественное мнение (Вольтер, Гольбах). Невежество, заблуждения, предрассудки, и прежде всего церковь, - главные препятствия на пути прогресса. Прогресс - альтернатива Богу как ценностному абсолюту. Перестройка общественных отношений в соответствии с требованиями разума. Историзм и исторический оптимизм философии Просвещения. Укрепление позиций французского материализма на достижениях естествознания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций). Открытие закона всемирного тяготения - свидетельство богатства свойств материи, возможности свести идеальное к материальному. Этические и философские взгляды. Учение об общественном договоре.
Немецкая классическая философия
4 4 0 Вклад немецкой классической философии в постановку и разработку философских проблем. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Два периода в интеллектуальном развитии Канта. "Вещь в себе" и явление. Априоризм. Агностицизм Канта. Категории. Категорический императив как закон практического разума. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Тождество мышления и бытия - исходный принцип. Структура философской системы Гегеля. Основные этапы Абсолютной идеи и их сущность. Диалектика Гегеля. Метод и система: их противоречие. История общества как процесс самосознания и осуществления понятия свободы. Натурфилософские рекомендации в медицине. Л. Фейербах и первая развернутая критика системы и метода Гегеля. Человек и религия - ведущая тема размышлений. Фейербах - создатель "новой философии" - философской антропологии. Натурализм и антропологизм Л. Фейербаха. Этика "новой философии" - этика индивидуального счастья. Главное препятствие к счастью - отчуждение человеческой сущности. Отчуждение и антропотеизм. Философия будущего - возвращение человеку его отчужденной сущности.
Марксистская философия
2 2 0 Предпосылки возникновения философии марксизма. Основные черты и особенности марксистской философии. Материалистическое понимание истории - важнейшее открытие марксизма. Закономерный характер развития истории. Антиисторизм и натурализм понимания человека и общества в утверждениях домарксистского материализма. Экономическое обоснование отчуждения. Идея о смене общественно-экономических формаций. Учение К.Маркса о классах. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека. Марксистская философия и теория личности. Разработка Ф.Энгельсом философских вопросов естествознания того периода. В.И.Ленин - философский анализ революции в естествознании конца XIX - нач. XX вв. Работа Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и разработка основных проблем теории познания. Марксистская философия и осмысление современных проблем.
Русская философия
4 4 0 Основные периоды в развитии русской философии. Идейные искания и проблемы. Зарождение русской философии, связь с эллинизмом, античной диалектикой и восточной патристикой. Возникновение доктрины старца Филофея "Москва - Третий Рим". Становление русской метафизики. Спор западников и славянофилов об исторической судьбе России. Революционный демократизм - радикальная антикрепостническая и антибуржуазная идеология (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, А.Г.Чернышевский, Д.И.Пискарев, М.А.Антонович и др.). философия всеединства В.Соловьева и его последователей (С.Л.Франк,
Современная зарубежная философия
2 2 0 Становление неклассической философии XIX - XX вв. как протест против всеобщей рационализации в западно-европейской классической философии. Основные направления и тенденции. Проблема научной рациональности в современной "философии науки". Позитивизм и его исторические формы. Западный иррационализм. Экзистенциализм. Свобода и ответственность личности (ЖП. Сартр, Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.). Психоанализ З. Фрейда. Эволюция психоаналитической философии (К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, В. Франкл и др.). Влияние психоанализа на науку и культуру 20 столетия. Неотомизм: классическое и неоклассическое содержание.
Бытие и материя
4 4 0 Онтология - учение о бытии, о сущем. Проблема бытия в истории философии. Бытие и небытие. Гармония и трагизм бытия: либо философия бытия, либо философия свободы, когда человек сам творит историю и самого себя. Проблема бытия духа в философии. Бытие, материя, субстанция. Понятие материи. Эволюция понятия материя в истории философии. Современные естественнонаучные представления о материи. Движение, изменение, развитие. Прогресс, регресс, коэволюция. Специфика биологической формы движения материи. Основные концепции о пространстве и времени в истории философии и естествознании. Методологическое значение категорий пространства и времени в исследовании пространственно-временных отношений живой природе и медицине.
Диалектика и ее альтернативы
4 4 0 Диалектика - всестороннее учение о всеобщей связи, движении и взаимодействии; это наиболее последовательное учение о развитии и его законах. Диалектика - это система законов, категорий и принципов. Исторические формы диалектики. Основные особенности материалистической диалектики. Разновидности диалектики. Диалектика и ее альтернативы. Основные законы диалектики. Классификация философских категорий. Основные принципы. Закон единства и борьбы противоположностей. Болезнь как противоречивое явление.. норма, здоровье, болезнь - триединая проблема.. диалектика как система категорий.
Проблемы сознания в философии и естествознании
4 4 0 Природа сознания. Происхождение и сущность сознания. Основные точки зрения, которые сложились в истории философии, религии и науке. Сознание и естествознание. Трудности решения философской проблемы сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения. Сознание-человек-труд. Антропосоциогенез. Значение языка и речи в развитии сознания. Единство языка и мышления. Слово как физиологический, психологический и лечебный фактор. Природа ятрогенных заболеваний. Психика и сознание. Развитие сознания и формирование его структуры. Общественное сознание. Природа иллюзорного сознания. Сознание, бессознательное, духовный мир человека. З.Фрейд - основоположник психоанализа. Философский смысл учения о бессознательном. Фрейдизм и неофрейдизм. Философский и медицинский аспекты психоанализа. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема и основные варианты ее решения в истории философии и естествознании. Психосоматическая проблема в медицине. Основные аспекты этого вопроса. Феномен психосоматической дезадаптации.
Теория познания и врачебная деятельность
4 4 0 Предмет и метод теории познания. Гносеология - один из разделов философии. Познаваемость мира, границы познания и возможные варианты решения. Основные этапы разработки проблем познания в истории философии. Деятельность - исходное отношение человека к миру. Субъект, объект познания. Практика, ее основные формы и функции в процессе познания. Структура процесса познания. Чувственная сторона и ее формы. Рациональная - основные формы. Динамичный характер противоположности чувственного и рационального моментов познания. Диагноз как специфический вид познания. Проблема истины. Различные толкования категории истины в истории философии и науки. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Критерий истинности знания. Принцип конкретности истины и ее значение для медицины. Научное познание. Наука как социокультурный феномен. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Научный факт, теория, гипотеза. Методы научного познания. Наука и нравственность. Пределы научности в жизни и истории.
Социальная философия и здравоохранение
4 4 0 Предмет социальной философии. Соотношение социальной философии с другими дисциплинами. Философия и социология (О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер и др.). Специфика социального познания и его методы. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций. Общество - продукт совместной исторической деятельности людей, часть материального и духовного мира, отличного от

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия и ее роль в жизни общества 2
2 Философия Древнего Востока. Философия Древнего Востока 2
3 Античная философия. Античная философия 2
4 Средневековая философия. Философия Средневековья 2
5 Философия эпохи Ренессанса. Философия эпохи Возрождения 2
6 Философия Нового времени. Философия Нового времени и Просвещения 2
7 Философия Просвещения. Философия Нового времени и Просвещения 2
8 Немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия 2
9 Марксистская философия. Марксистская философия 2
10 Русская философия XIX первой половины XX в. Русская философия 2
11 Современная зарубежная философия Современная зарубежная философия 2
12 Общие вопросы философии. Проблемы философской онтологии. Учение о бытии. Бытие и материя 2
13 Диалектика и ее альтернативы. Философское обоснование понятий «здоровье» и «болезнь» в медицине Диалектика и ее альтернативы 2
14 Проблема сознания в философии и естествознании. Проблемы сознания в философии и естествознании 2
15 Теория познания и ее значение для медицины. Теория познания и врачебная деятельность 4
16 Социальная философия и медицина. Социальная философия и здравоохранение 4

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Философия, ее предмет и роль в обществе Философия и ее роль в жизни общества 2
2 Философия Древнего Востока Философия Древнего Востока 2
3 Философия Античности Античная философия 4
4 Философия Средневековья Философия Средневековья 4
5 Философия Возрождения Философия эпохи Возрождения 2
6 Философия Нового времени Философия Нового времени и Просвещения 2
7 Философия Просвещения Философия Нового времени и Просвещения 2
8 Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия 4
9 Марксистская философия Марксистская философия 2
10 Русская философия Русская философия 4
11 Современная зарубежная философия Современная зарубежная философия 2
12 Бытие и материя Бытие и материя 4
13 Диалектика и ее альтернативы Диалектика и ее альтернативы 4
14 Проблема сознания в философии и естествознании Проблемы сознания в философии и естествознании 4
15 Теория познания и врачебная деятельность Теория познания и врачебная деятельность 4
16 Социальная философия и здравоохранение Социальная философия и здравоохранение 4

Литература

Основная
  1. Александров В.И. Философия как историческая форма мировоззрения // Философские исследования. - М., 2002. - № 1. 4
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2003
  3. Амосов Н.М. Моё мировоззрение // Вопросы философии. - 1992. - №6.
  4. Золотое А.Ф. Феномен философии. О чём говорит плюрализм философских учений// Вопросы философии. - 1991. -№12.
  5. Куприй В.Т. Философия и медицина. - СПб.. 2003. - Ч. 1.
  6. Антология мировой философии. - М., 1969. - Т.1. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - СПб., 2001. Древнекитайская философия. - М., 1972. - Т.
  7. Кравцова М.Е. История культуры Китая. - СПб., 1999. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М., 1994.
  8. Аврелий Антонин Марк. Наедине с собой. - М., 2000.
  9. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. - СПб., 2001
  10. Антология мировой философии. - М., 1969. - Т. 1,4.1.
  11. Аристотель. О душе. - СПб., 2002.
  12. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2001.
  13. Гайденко П.П. История греческой философии и её связи с наукой. -М 2000.
  14. Гиппократ. Этика и общая медицина. - СПб., 2001.
  15. Мир Философии. - М., 1990. - Ч. 1.
  16. Скирбекк Г., Гилос Н. История философии. - М.: Владос 2001. Человек (мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии). - М., 1991.
  17. Августин Аврелий. Исповедь М.,1992. Абеляр П. Истории моих бедствий. - М., 1983.
  18. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Сред?него Востока. - М., 1966.
  19. ГартМан Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения _ м. 1997.
  20. Ибн Сина. Избранные философские произведения. - Ц_ 1930. .
  21. Кузанский Н. Об учёном незнании. Соч. в 2 тт. - М., 1930. - Т. 1.
  22. Кузнецов ВН. Французский материализм XVIII века. - М., 1981.
  23. Вольтер. Философские сочинения. - М., 1988.
  24. Декарт Р. Соч. в 2 т. - М., 1989. . Дидро Д. Соч. в 2 т. - М., 1980.
  25. Антология мировой философии. - М., 1971. - Т.З. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.
  26. Быкова М.Ф. Новые материалы по философии духа Гегеля // Вопросы философии. 1996, 9
  27. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. - М., 1974-1977. - Т.З. Гулыга А.В. Гегель. - М., 1970.
  28. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6 т. - М., 1964 .