5005172 5158220 С.2 Анатомия

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.2 Анатомия

Общая информация
Подразделение: Кафедра клинической анатомии и оперативной хирургии (239036884)
Семестр(ы): 1, 2, 3

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения анатомии человека является приобретение студентом глубоких знаний по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела в целом, составляющих его систем органов и тканей на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии, физиологии, биологии, с учетом требований клиники, практической медицины.

Задачами изучения анатомии человека, как фундаментальной медицинской дисциплины являются:


  1. Изучить строение тела человека, составляющих его систем, органов и тканей на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии, физиологии, биологии в соответствии с задачами преемственного обучения студентов на теоретических и клинических кафедрах академии.
  2. Рассмотреть индивидуальные, половые и возрастные особенности организма, включая пренатальное развитие /органогенез/, анатомо-топографические взаимоотношения органов, рентгеноанатомию; показать варианты изменчивости органов, возрастные изменения, пороки развития.
  3. Привить студентам синтетическое понимание строения организма в целом, то есть всесторонне раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей организма.
  4. Выработать у студентов научное представление о взаимозависимости и единстве структуры и функции органов человека, их изменчивости в процессе филогенеза и онтогенеза: показать взаимосвязь организма в целом с изменяющимися условиями среды; влияние труда и социальных условий на развитие и строение организма.
  5. Раскрыть теоретическое и практическое значение основных открытий в анатомии человека.
  6. Научить студентов хорошо ориентироваться в сложном строении тела человека, свободно находить, определять положение и проекцию органов и их частей.
  7. Воспитать у студентов в процессе преподавания анатомии человека, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, уважительное и бережное отношение к изучаемому объекту - органам человеческого тела, к трупу - привить высоконравственные нормы поведения в секционных залах медицинского вуза.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Анатомия относится к фундаментальным наукам о человеке. Вместе с гистологией, физиологией и биохимией она является основой теоретической и прикладной медицины, так как точные знания топографии органов и тканей, формы и строения тела человека являются непременным условием понимания жизненных отправлений здорового человека и больного организма, создания правильных представлений о причинах болезней, решения вопросов диагностики, без чего невозможно проведение профилактики и лечения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины: ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-9; ПК-11; ПК-12; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-17; ПК-19; ПК-20; ПК-27; ПК-31; ПК-32.
Достижение целей курса предусматривает постановку ряда целевых проблемных задач, в результате выполнения которых студент должен знать:

  1. Основные этапы истории анатомии;
  2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);
  3. Анатомию и топографию органов, систем и аппаратов органов, детали их строения и основные функции;
  4. Взаимоотношения органов друг с другом; проекцию органов на поверхность тела;
  5. Основные этапы развития органов (органогенез);
  6. Основные варианты строения и возможные пороки развития органов;
  7. закономерности строения тела человека в целом, анатомические и функциональные взаимосвязи отдельных частей организма друг с другом;
  8. Значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины.

Студент должен уметь:


  1. Использовать всю имеющуюся учебную литературу, методические пособия, компьютерные программы и видеофильмы по всем разделам анатомии человека.
  2. Использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей практической деятельности врача;
  3. Находить и демонстрировать органы и основные анатомические образования на учебных препаратах, рентгенограммах, определять положение органов относительно собственного тела.

Студент должен пробрести навыки:


  1. Правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и др.)
  2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни;
  3. Находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы;
  4. находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения;
  5. пользоваться научной литературой;
  6. используя приобретенные знания о строении, топографии органов, их систем и аппаратов, организма в целом, четко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхность тела, т.е. владеть "анатомическим материалом" для понимания патологии, диагностики и лечения.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 344 133 113 98
Лекции 64 28 18 18
Практические занятия 152 56 60 36
Самостоятельная работа 128 49 35 44
Формы промежуточного контроля
Экзамен - - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Введение в изучение предмета
2 0 0
Учение об опорно-двигательном аппарате
18 60 0
Учение о внутренностях - спланхнология
12 44 0
Учение о нервной системе
12 54 0
Учение о сосудах - ангиология
6 36 0
Органы кроветворения и иммунной системы
2 2 0
Учение о железах внутренней секреции
2 2 0
Контроль знаний по теме
0 2 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Вступительная лекция. Предмет - анатомия человека Введение в изучение предмета 2
2 Кафедра анатомии человека 1 ЛМИ-СПбГМУ- исторический очерк, научные направления Введение в изучение предмета 2
3 Учение об опорно-двигательном аппарате Учение об опорно-двигательном аппарате 2
4 Общая артросиндесмология Учение об опорно-двигательном аппарате 2
5 Функциональная анатомия черепа Учение об опорно-двигательном аппарате 2
6 Скелет торса и конечностей Учение об опорно-двигательном аппарате 2
7 Активная часть опорно-двигательного аппарата. Общая миология. Учение об опорно-двигательном аппарате 2
8 Мышцы торса и конечностей Учение об опорно-двигательном аппарате 2
9 Мышцы головы и шеи Учение об опорно-двигательном аппарате 2
10 Вспомогательный аппарат мышц Введение в изучение предмета 2
11 Динамическая анатомия движений тела Учение об опорно-двигательном аппарате 2
12 Функциональная анатомия пищеварительной системы Учение о внутренностях - спланхнология 4
14 Функциональная анатомия дыхательной системы Учение о внутренностях - спланхнология 2
15 Функциональная анатомия сердца Учение о сосудах - ангиология 2
16 Функциональная анатомия серозных оболочек Учение о железах внутренней секреции 4
18 Функциональная анатомия мочевой системы Учение о внутренностях - спланхнология 2
19 Органы половой системы Учение о внутренностях - спланхнология 2
20 Введение в изучение нервной системы Учение о нервной системе 2
21 Стволовая часть головного мозга Учение о нервной системе 2
22 Учение И.П. Павлова об анализаторах первой и второй сигнальных систем. Учение о нервной системе 4
23 Спинномозговые нервы Учение о нервной системе 4
24 Черепные нервы Учение о нервной системе 2
25 Симпатический отдел вегетативной нервной системы Учение о нервной системе 2
26 Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы Учение о нервной системе 2
27 Артериальная система. Закономерности внутриорганных сосудов. Современные представления о строении микроциркуляторного русла. Учение о сосудах - ангиология 2
28 Функциональная анатомия венозной системы Учение о сосудах - ангиология 2
29 Лимфатическая система Учение о сосудах - ангиология 4
30 Органы кроветворения и иммунной системы Органы кроветворения и иммунной системы 2
31 Эндокринный аппарат Учение о железах внутренней секреции 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Анатомическая терминология. Общая остеология. Шейные и грудные позвонки Введение в изучение предмета 15
12 Контрольное занятие "Кости и соединения костей торса и черепа" Контроль знаний по теме 15
20 Контрольное занятие "Кости и соединения костей конечностей" Контроль знаний по теме 15
29 Контрольное занятие "Мышечная система" Контроль знаний по теме 15
33 Зубы. Рентгеноанатомия зубов Учение об опорно-двигательном аппарате 2
45 Контрольное занятие "Органы пищеварительной системы, дыхательного аппарата. Сердце". Контроль знаний по теме 20
52 Контрольное занятие "Органы мочевого, полового аппаратов" Контроль знаний по теме 22
53 Спинной мозг. Оболочки спинного мозга Учение о нервной системе 2
63 Контрольное занятие "Анатомия центральной нервной системы" Введение в изучение предмета 18
66 Контрольное занятие "Органы чувств" Контроль знаний по теме 16
79 Контрольное занятие "Периферическая нервная система". Контроль знаний по теме 18
96 Контрольное занятие "Ангиология" Контроль знаний по теме 38
99 Комплексное занятие Контроль знаний по теме 2

Литература

Основная
  1. Анатомия человека. Учебник Привес М.Г., Гиппократ, 2002, 2005
  2. Анатомия человека. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских институтов (под редакцией профессора С.С.Михайлова), М, "Медицина", 1984
  3. Анатомия человека. Учебник (под редакцией Сапина М.Р., Никитюка Д.Б., Швецова Э.В., том 1, 2 МЕДпресс-информ, М., 2005
  4. Атлас анатомии человека. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., том 1,2,3,4. М., Медицина, 1996, 2002
  5. Гайворонский И.В., Анатомия человека в 2-х томах. 2003, 2005, 2007.
  6. Международная анатомическая терминология, (извлечения и комментарии), 2003, СПб
  7. Ситуационные задачи по анатомии человека (под редакцией профессора А.К.Косоурова ), издание СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова, 2005


Дополнительная
  1. Voxel-Man 3D-Navigator: Brain and Skull. v. 2.0. Karl Heinz. [электронная программа, 2 электронных оптических диска (CD-ROM)], 2003. Germany
  2. Anatomy Atlases. Library of anatomy information. Curated by Ronald A. Bergman, Ph. D., German. [электронный ресурс], режим доступа http://anatomyatlases.org.
  3. REFER_ST, TUTIR_ST, TEACH_ST, атлас анатомический для стоматологов, [3 электронных оптических диска (CD-ROM)], 1995.
  4. Анатомия живого человека. Сайт кафедры анатомии человека Ярославской государственной медицинской академии, 2006 г., http://anatom.hut.ru/anatomy/home.htm.
  5. Анатомы высшей медицинской школы. Сайт кафедры анатомии человека Ярославской государственной медицинской академии.

http://www.yma.ac.ru/books/anat/index.htm

  1. Anatomy Atlases. Library of anatomy information. Curated by Ronald A. Bergman, Ph.D., www.anatomyatlases.org.
  2. Atlas of Human Anatomy in Cross Section. www.anatomyatlases.org./HumanAnatomy/CrossSectionAtlas.shtml
  3. Atlas of Microscopic Anatomy - A Functional Approach: Companion to Histology and Neuroanatomy: Second Edition. www.anatomyatlases.org/MicroscopicAnatomy/MicroscopicAnatomy.shtml
  4. Anatomy of First Aid - A Case Study Approach. http://www.anatomyatlases.org/firstaid/index.shtml
  5. Illustrated Encyclopedia of Human Anatomie Variation www.anatomyatlases.org/AnatomieVariants/AnatomyHP.shtml
  6. Lessons from a Bone Box www.anatomyatlases.org/bonebox/index.shtm
  7. Сайт www.uke.uni-hamburg.de/medizinische-fakultaet/voxel-man/index_ENG.php University Medical Center Hamburg-Eppendorf. VOXEL-MAN Group. Germany
  8. Авторский проект курса анатомии Университета Вашингтонской школы Медицины. Carol Teitz, Mike Riehardson, 2005, http://courses.washington.edu/hubio553/totrad/index.html
  9. http://www.nlm.nih.gov/exhibition/dreamanatomy/index.html. National Library of Medicine. National Institut of Health. 2004. Голландия.
  10. "Pictures reproduced with permission of the W. K. Kellogg Health Sciences Library, Dalhousie University, Halifax, Nova Scotia, Canada.", 2003, сайт http://www.library.dal.ca/kellogg/collections/Gautieratlas/Gautieratlas.htm
  11. Сайт кафедры анатомии человека Пензенского государственного медицинского университета http://anatomist.by.ru/Information2.htm