5005172 5158219 С.1 Введение в специальность

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.1 Введение в специальность

Общая информация
Подразделение: Кафедра Общей и клинической психологии (216319384)
Семестр(ы): 1

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

  • Формирование у студентов целостного представления о системе высшего

медицинского образования;

  • Обучение студентов приемам и навыкам успешного обучения в системе высшего

образования.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование базовых знаний о системе высшего медицинского образования;
  • формирование адекватных ожиданий и представлений о профессиональной деятельности врача;
  • изучение факторов, влияющих на успешное обучение в ВУЗе;
  • развитие навыков эффективного обучения в ВУЗе.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина "Введение в специальность" изучается в первом семестре, относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Лечебное дело. Курс является ознакомительным и включает в себя краткий экскурс в историю развития и современное состояние системы высшего медицинского образования. Вместе с тем, данный курс является основополагающим для студентов первого курса, поскольку позволит сформировать адекватные представления и ожидания о профессиональной деятельности врача. Информация о факторах, влияющих на успешное обучение в ВУЗе, и сформированные в процессе прохождения курса учебные навыки послужат в дальнейшем основой для более эффективного обучения в системе высшего образования.


Связь с предшествующими дисциплинами
Предусматривается наличие базового среднего и средне-специального образования у студентов, что является необходимым условием усвоения дисциплины.


Связь с последующими дисциплинами
Программа "Введение в специальность" предназначена для лечебного факультета СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Данный курс тесно связан с курсами "Общая психология" и "Медицинская психология" и предшествует их изучению. Курс интегрируется со всеми общими гуманитарными дисциплинами. Курс подготавливает учащихся к успешному овладению знаниями по всем предметам, включенным в программу обучения в СПбГМУ.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на форирование следующих копетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-8;
б) профессиональные (ПК): ПК-26.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • знать факторы, влияющие на успешность обучения в ВУЗе;
  • знать основные правила распорядка и виды организации учебного процесса ВУЗе;

Уметь:


  • уметь планировать и организовывать самостоятельную работу;
  • уметь использовать приемы и техники, влияющие на успешное обучение;
  • уметь использовать технологии, облегчающие подготовку к экзаменам и зачетам;
  • уметь использовать приемы физической релаксации и активизации мыслительной деятельности.

Владеть:


  • навыками организации самостоятельной работы.
  • навыками распределения учебной нагрузки с целью оптимизации учебного процесса.
  • навыками работы с учебной литературой, электронными источниками информации, библиотечными фондами.
  • навыками проведения дискуссий, диспутов, докладов и межличностных бесед.
  • методами и способами ведения здорового образа жизни.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1
Общая трудоемкость дисциплины 54 54
Лекции 12 12
Практические занятия 24 24
Самостоятельная работа 18 18
Формы промежуточного контроля
Зачет +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Система высшего медицинского образования, требования к обучающимся
4 0 0 Основные составляющие системы высшего профессионального образования. Ступени высшего образования, сроки и формы его получения. Понятие "непрерывное медицинское образование". Лекционно-семинарская система организации образовательного процесса. Компетентностный подход в высшем образовании. Виды деятельности студентов. Болонский процесс. Знакомство с Балльно-Рейтинговой Системой обучения. Методы оценки и формы контроля учебной деятельности студентов в Университете в условиях БРС. Стили обучения и факторы успешной учебной деятельности. Права, обязанности и социальная защита студентов.
Образ врача - нравственные принципы профессии врача
2 0 0 История взаимоотношений врача и пациента (Гиппократ, Парацельс и др.). Клятва Гиппократа. Моральные и нравственные аспекты профессиональной деятельности врача. Личность врача - профессионально важные качества врача и профессиональное поведение.
Современные перспективные направления медицинской науки, фундаментальные проблемы медицины
4 0 0 Обзор новых направлений исследований в иммунологии, трансплантологии, биоинженерии, генетике, онкологии и др. Основные проблемы в биомедицинских исследованиях. Взаимосвязь биологических и клинических дисциплин в подготовке врача. Развитие медицины в России и за рубежом. Новые направления в медицине.
Здоровый образ жизни
2 2 0 Физическая культура и здоровье. Необходимость физической активности в условиях интенсивных умственных нагрузок. Понятие здоровья. Режим дня. Типы биоритмов: "сова" и "жаворонок". Правильное питание: общие правила. Вредные привычки.
Тайм-менеджмент
0 4 0 Необходимость планирования времени. Понятия: тайм-менеджмент, целеполагание, "Поглотители времени". Планирование, основные правила: регулярность, приоритетность, гибкость, реалистичность, письменный вид. Расстановка приоритетов. Принцип Парето. Правила эффективного отдыха.
Способы повышения эффективности работы памяти и внимания Или Тренировка памяти и внимания
0 6 0 Понятие памяти, ее виды. Законы памяти. Упражнения для тренировки памяти. Мнемоника и мнемонические принципы. Методы и приемы запоминания. Интеллект-карты, или карты памяти. Понятие внимания. Основные свойства внимания. Важность концентрации внимания в процессе учебной деятельности. Необходимость тренировки внимания. Методы и упражнения для развития внимания.
Конспектирование
0 2 0 Понятие конспекта. Конспектирование текста. Виды конспектов: плановый, схематически плановый, текстуальный, тематический, свободный. Использование "Карт памяти". Конспектирование лекции, общие рекомендации. Рациональное конспектирование. Практические рекомендации.
Публичное выступление, техники аргументации.
0 4 0 Понятие и разделы риторики. Подготовка выступления. Цель выступления: что говорить, как говорить, кто говорит, кому говорить, зачем говорить, где говорить, когда говорить, сколько говорить. Структура выступления: вступление, основная часть, заключение. Понятия аргументации и дискуссии. Правила убеждения. Категории аргументов для убеждения. Модели воздействия на оппонента в процессе убеждения. Правила самопрезентации. Правила ведения спора.
Построение карьеры, синдром эмоционального выгорания
0 6 0 Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Движущие мотивы карьеры. Варианты построения карьеры. Карьера врача за рубежом и в России. Понятие о СЭВ. Распространенность СЭВ. Этиология СЭВ. Факторы, способствующие развитию СЭВ. Признаки СЭВ, диагностика. Стадии СЭВ Лечение и профилактика синдрома выгорания. Социальная адаптация в ВУЗе.
Организационные вопросы. Контроль знаний.
0 0 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Система высшего профессионального образования в России. Система высшего медицинского образования, требования к обучающимся 2
2 Болонский процесс. Система высшего медицинского образования, требования к обучающимся 2
3 Образ врача - нравственные принципы профессии врача. Образ врача - нравственные принципы профессии врача 2
4 Современные перспективные направления медицинской науки. Современные перспективные направления медицинской науки, фундаментальные проблемы медицины 2
5 Фундаментальные проблемы медицины. Современные перспективные направления медицинской науки, фундаментальные проблемы медицины 2
6 Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Память. Понятие памяти, ее виды. Законы памяти. Способы повышения эффективности работы памяти и внимания Или Тренировка памяти и внимания 2
2 Память. Методы и приемы запоминания. Способы повышения эффективности работы памяти и внимания Или Тренировка памяти и внимания 4
3 Тренировка внимания. Понятие внимания. Основные свойства внимания. Способы повышения эффективности работы памяти и внимания Или Тренировка памяти и внимания 2
4 Конспектирование. Понятие конспекта. Конспектирование текста. Виды конспектов. Конспектирование 2
5 Тайм-менеджмент. Необходимость планирования времени. Понятия тайм-менеджмента, целеполагания, "Поглотители времени". Тайм-менеджмент 2
6 Публичное выступление. Понятие риторики. Разделы риторики: инвенция, диспозиция, элокуция. Подготовка выступления. Цель выступления. Публичное выступление, техники аргументации. 2
7 Как быть убедительным (аргументация). Понятия аргументации и дискуссии. Правила убеждения. Категории аргументов для убеждения. Способы представления аргументов. Публичное выступление, техники аргументации. 2
8 Построение карьеры. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Движущие мотивы карьеры. Управление деловой карьеры. Построение карьеры, синдром эмоционального выгорания 2
9 Синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Понятие о СЭВ. Распространенность СЭВ. Этиология СЭВ. Факторы, способствующие развитию СЭВ. Построение карьеры, синдром эмоционального выгорания 2
10 Основы здорового образа жизни. Понятие здоровья. Необходимость контроля здоровья в условиях обучения в ВУЗе. Режим дня. Типы биоритмов. Правильное питание. Здоровый образ жизни 2
11 Библиотековедение. Библиотечный фонд университета. Обеспеченность учебной литературой. Работа с каталогами библиотеки. Современные перспективные направления медицинской науки, фундаментальные проблемы медицины 2
12 Зачет. Тестирование. Организационные вопросы. Контроль знаний. 1

Литература

Основная
  1. Треногов А.В., Исаева Е.Р. "Психолого-педагогические основы обучения в медицинском ВУЗе", учебное пособие для студентов СПбГМУ, Санкт-Петербург, издательство СПбГМУ, 2006.
  2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 880 с.


Дополнительная
  1. Тюльпин Ю.Г. "Клиническая психология" , учебник.- Москва, медицина, 2004