5005172 5158215 С.1 Культура речи

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.1 Культура речи

Общая информация
Подразделение: Кафедра русского языка №1 (425908)
Семестр(ы): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Программа

Цели и задачи дисциплины

Общая цель обучения русскому языку студентов-иностранцев вузов нефилологического профиля в условиях языковой среды является комплексной, включающей в себя практическую (коммуникативную), образовательную и воспитательную цели, которые находятся в тесном взаимодействии с задачами подготовки специалистов для зарубежных стран.
Образовательная и воспитательная цели могут быть реализованы лишь при условии достижения студентами определенного уровня владения языком, поэтому коммуникативная цель обучения является ведущей. Эта цель осуществляется путем формирования у студентов необходимых языковых и речевых умений в чтении, аудировании, говорении и письме, обеспечивая им в конечном счете: а) овладение специальностью; б) общение в условиях русской язы-ковой среды (учебно-профессиональное, повседневно-бытовое и культурное); в) возможность использования русского языка по возвращении на родину.
Образовательная и воспитательная цели решаются параллельно с коммуникативной в течение всего периода обучения в вузе, в достижении их особая роль отводится лингвострано-ведению и культурологи.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе Конечные цели обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решаются частично или полностью на протяжении всего срока обучения: в течение учебного года, семестра, цикла занятий, а также на отдельном занятии. Коммуникативные цели и задачи для каждого из видов речевой деятельности предъявляются студентам нефилологических вузов в учебно-профессиональной сфере, в других сфе-рах эти требования определенным образом ограничены.


Связь с предшествующими дисциплинами


За исходный уровень, с которого начинается обучение русскому языку на основных факультетах, принимается уровень, соответствующий конечным требованиям Программы по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов России. Соответствие исходного уровня обучения на основных факультетах конечным требованиям программы подготовительных факультетов вызвано необходимостью речевой адаптации студентов при их переходе к обучению в новых условиях, отличных от условий обучения на подготовительных факультетах. В целях преемственности обучения разработан ряд заданий, упражнений, позволяющих увязать материал предшествующего (начального) обучения РКИ с основным курсом, для чего используется входной тестовый контроль при переходе на I курс.


Связь с последующими дисциплинами


Основной этап обучения - это период в учебном процессе, в течение которого иностранные студенты приобретают весь комплекс необходимых навыков и умений, обеспечивающих их участие в учебной деятельности на основных факультетах и общение в общественно-политической и социально-культурной сферах.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 Семестр 7 Семестр 8
Общая трудоемкость дисциплины 773 773 0 0 0 0 0 0 0
Практические занятия 595 595 0 0 0 0 0 0 0
Самостоятельная работа 178 178 0 0 0 0 0 0 0
Формы промежуточного контроля
Экзамен - - - - + - - +
Зачет + + + + + + + +

Структура

Литература

Основная
  1. Лукьянова А.В. Русский язык для медиков. СПб, 2001
  2. Дьякова В.Н. Подготовка к клинической практике. Пособие по развитию речи для иностранных студентов-медиков. СПб, Златоуст, 2002.
  3. Дьякова В.Н. Диалог врача с больным Пособие по развитию речи для иностранных студентов-медиков. СПб, Златоуст, 2002.
  4. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. СПб, Златоуст, 2007.
  5. Надысева К.В. Определительные отношения в русских и латинских анатомических терминах. СПб, 1995.
  6. Крюковская Р.В. Словообразование в медицинских терминах Греко-латинского происхождения. СПб, 1994.
  7. Боровец Т.В., Рудасёва Г.И., Тренина Е.В. Методические разработки по русскому языку для студентов-иностранцев 1 курса. Синтаксис научного стиля речи. СПб, 2007.
  8. Надысева К.В., Михеев В.С., Викторова Л.М., Семенова В.В. Указания к практическим занятиям по русскому языку для студентов-иностранцев 1 курса. Медицинская биология и генетика клетки. СПб, 2000.
  9. Боровец Т.В., Золкина Н.Б., Кобрина Н.А., Крюковская Р.В., Рудасёва Г.И., Межебовская В.В. Методические указания к практическим занятиям по русскому языку со студентами-иностранцами 1-2 курсов. Грамматические упражнения. СПб, 1992.
  10. Викторова Л.М., Коржинская О.А., Сафонова Л.И., Веранян М.В., Антонова Г.Х. Образование и функционирование в языкен пассивных конструкций и атрибутивных форм глагола (на материале текстов для чтения). СПб, 2007.
  11. Антонова Г.Х. Рудасёва Г.И., Тренина Е.В. Обучение ознакомительно-изучающему чтению. Разработки к практическим занятим по русскому языку для иностранных студентов 2 курса стоматологического факультета. Терапевтическая стоматология. Ортопедическая стоматология. СПб, 2005.
  12. Надысева К.В., Тренина Е.В., Кобрина Н.А. Методические разработки по русскому языку для студентов-иностранцев 2-3 курсов медицинского вуза. Аннотирование и реферирование научных текстов. СПб, 1998.
  13. Антонова Г.Х. Рудасёва Г.И., Тренина Е.В. Обучение ознакомительно-изучающему чтению. Разработки к практическим занятим по русскому языку для иностранных студентов 2 курса стоматологического факультета. Хирургия. СПб, 2006.


Дополнительная
  1. Прыгова Н.М., Кобрина Н.А., Рудасёва Г.И., Тренина Е.В. Указания по ознакомительному чтению для иностранных студентов-медиков 1-2 курсов. Из истории медицины. СПб, 1998.
  2. Семёнова В.В., Веранян М.В., Васильева Е.А., Иванова Н.А., Малахова Т.Н. Дидактический материал для чтения "С юмором о медицине". СПб, 2000.
  3. Крюковская Р.В., Кобрина Н.А. Методические разработки по развитию речи для самостоятельной работы на 1 курсе (на материале специальных текстов). СПб, 2006.
  4. Семёнова В.В., Викторова Л.М., Пожарисская Т.Д. Методические разработки по русскому языку для иностранных студентов 1 курса "Кости черепа". СПб, 2006.
  5. Кобрина Н.А., Малахова Т.Н., Семенова В.В., Антонова Г.Х., Веранян М.В. Тестовый контроль по разделу "Грамматика русского языка" (для студентов-иностранцев 2 курса). СПб, 2008.
  6. Семёнова В.В., Кобрина Н.А., Рудасёва Г.И., Тренина Е.В. Методические разработки по русскому языку для студентов-иностранцев 2-3 курсов. Самостоятельная работа по чтению художественного текста. 2008.