5005172 5157896 С.3 Педиатрия

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.3 Педиатрия

Общая информация
Подразделение: Кафедра педиатрии (427763)
Семестр(ы): 8, 10

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков диагностики, лечебной тактики, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей раннего и старшего возраста и оказание неотложной помощи в зависимости от нозологии заболевания


Задачами дисциплины являются:


  • ознакомление студентов с принципами организации и работы ЛПУ педиатрического профиля, профилактики внутрибольничных инфекций, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
  • формирование у студентов представления о распространённости и значимости заболеваний детей раннего и старшего возраста, и взаимосвязях этих заболеваний с патологией других органов и систем;
  • ознакомление студентов с анатомо-физиологическими особенностями систем и органов здорового ребенка, нормальных темпов роста и развития (физического и психомоторного), особенностей иммунитета, метаболизма, гомеостаза детского организма;
  • ознакомление студентов с особенностями этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая изучение факторов, способствующих хронизации болезни и развития осложнений;
  • формирование у студентов навыков по освоению методик клинического обследования больных детей;
  • формирование умения применять необходимые для подтверждения диагноза клинические тесты, пробы и интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования;
  • формирование у студентов навыков оказания экстренной и первой помощи детям и направления их в случае необходимости к соответствующим специалистам;
  • ознакомление студентов о принципах организации и направленности работы по формированию здорового образа жизни ребенка и его семьи;
  • формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области педиатрии;
  • ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике детских заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;
  • ознакомление студентов с организацией работы с медикаментозными средствами и соблюдением правил их хранения в детской больнице;
  • формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, детьми и их родителями.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина «Педиатрия» изучается в 8 и 9.10 семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Лечебное дело


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык;
  • в цикле математических, естественно - научных, медико-биологических дисциплин: математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия человека, топографическая анатомия и оперативная хирургия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология;
  • в цикле профессиональных дисциплин: гигиена, общественное здоровье и здравоохранений, экономика здравоохранения, акушерство, гинекология, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, общая хирургия, факультетская терапия, профессиональные болезни, инфекционные болезни, фтизиатрия, эпидемиология, детская хирургия, дермато-венерология, неврология, медицинская генетика, психиатрия, оториноларингология, офтальмология, реанимация и интенсивная терапия, медицинская реабилитация.

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5 — ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК-12;
б) профессиональные (ПК): ПК-1 — ПК-32.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • закономерности роста, развития ребенка, его анатомо-физиологические особенности в различные возрастные периоды детского возраста; роль наследственных, эндо
  • и экзогенных факторов в формировании здоровья или болезни детей; причины смертности и возможности ее снижения; основы медико-генетического консультирования; принципы выхаживания, вскармливания новорожденных, особенности питания детей старше года основы формирования здорового образа жизни ребенка;
  • клиническую, лабораторную и инструментальную диагностику, особенности течения, лечение и профилактику частых заболеваний детей в различные возрастные периоды;
  • расстройства питания, нарушения обмена веществ (рахит, дистрофии);
  • заболевания новорожденных, болезни органов дыхания, системы кровообращения костно-мышечной системы и соединительной ткани, крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, органов пищеварения, мочевой системы, инфекционные, паразитарные и аллергические заболевания;
  • принципы врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
  • принципы диспансерного наблюдения за детьми и воспитания здорового, гармонично развитого ребенка;
  • принципы организации детских лечебно-профилактических учреждений, противоэпидемического режима в них.

Уметь:

  • вести историю болезни и амбулаторную карту ребенка;
  • наладить контакт с больным ребенком и его родственниками, соблюдая деонтологические нормы и принципы;
  • собирать и оценивать анамнез жизни и болезни ребенка, собирать генеалогический анамнез, определить наследственную предрасположенность;
  • оценивать нервно-психическое и физическое развитие ребенка;
  • назначать рациональное вскармливание ребенку первого года жизни и питание ребенку старше года (здоровому и больному), способствовать сохранению естественного вскармливания, научить мать уходу за новорожденным, помочь семье организовать здоровый образ жизни и создать условия для гармоничного физического и психического развития детей;
  • сформулировать клинический диагноз болезни, выделив основной, осложнения основного заболевания, сопутствующие патологические состояния;
  • наметить план диагностики и лечения, правильно оценить результаты лабораторных анализов и инструментальных методов исследования;
  • организовать необходимые консультации и осмотры специалистов
  • сформулировать рекомендации по ведению больного после выписки из стационара;
  • проводить последовательную профилактику заболеваемости, закаливающие мероприятия;
  • давать рекомендации: по уходу за ребенком, по питанию, по профилактике заболеваний;
  • выявлять состояния, требующие госпитализации, и обеспечить своевременную госпитализацию больных, нуждающихся в стационарном лечении;
  • оказывать помощь при неотложных состояниях (гипертермический синдром, бронхообструктивный синдром, судорожный синдром, синдром крупа, инфекционно-токсический шок, потери сознания, кровотечения, синдром дегидратации,острые аллергические реакции);
  • определять противоэпидемические мероприятия и составлять план вакцинации;
  • решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о состоянии здоровья ребенка, диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у детей;
  • самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой
  • вести поиск, использовать полученную информацию для решения профессиональных задач.

Владеть:

  • приемами проведения антропометрии здорового и больного ребенка и правильно оценивать результаты;
  • приемами физикального обследования здорового и больного ребенка, включая технику выявления патологических симптомов;
  • алгоритмом постановки клинического диагноза;
  • алгоритмом лечебных и профилактических мероприятий при заболеваниях детского возраста;
  • тактикой диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 8 Семестр 10
Общая трудоемкость дисциплины 216 108 108
Лекции 44 24 20
Практические занятия 100 48 52
Самостоятельная работа 72 36 36
Формы промежуточного контроля
Экзамен - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Общие вопросы педиатрии
2 6 0 История педиатрии, организация охраны материнства и детства в нашей стране, роль врача общей практики в оздоровлении детского населения
Пропедевтика детских болезней (8 семестр)
6 30 0 Периоды детского возраста. Анатомо-физиологические особенности ребенка. Анатомо-физиологические особенности ребенка старшего возраста. Вскармливание. Смешанное и искусственное вскармливание
Заболевания детей раннего возраста (8 семестр)
10 30 0 Рахит. Спазмофилия. Железодефицитные анемии. Гипервитаминоз Д. Хронические расстройства питания и пищеварения. Типы конституции. Болезни новорожденных.
Заболевания детей раннего возраста (10 семестр)
8 22 0 Гипервитаминоз Д. Хронические расстройства питания и пищеварения. Типы конституции. Болезни новорожденных.
Заболевания детей старшего возраста (8 семестр)
6 22 0 Хронический гастрит, гастродуоденит. Язвенная болезнь. Заболевания желчевыводящих путей. Острый и хронический пиелонефрит. Острый и хронический гломерулонефрит
Заболевания детей старшего возраста (10 семестр)
22 38 0 Острые кишечные инфекции (ОКИ). Острые респираторные вирусные инфекции у детей. Хронический гастрит, гастродуоденит. Язвенная болезнь. Заболевания желчевыводящих путей. Острый и хронический пиелонефрит. Острый и хронический гломерулонефрит
Избранные вопросы педиатрии
10 4 0 Судорожный синдром. Неотложные состояния. Часто болеющие дети. Вакцинопрофилактика. Гельминтозы. Пищевая аллергия.
Тестовый контроль/Оценка знаний
0 0 0 Тестовый контроль/Оценка знаний

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Введение в педиатрию. Рост и развитие ребенка. Аномалии конституции Общие вопросы педиатрии 2
2 Вскармливание Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
3 Локализованные гнойные инфекции новорожденных Избранные вопросы педиатрии 2
4 Внутриутробные инфекции Избранные вопросы педиатрии 2
5 Перинатальные поражения нервной системы Избранные вопросы педиатрии 2
6 Гемолитическая болезнь новорожденных Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
7 Вакцинопрофилактика Заболевания детей раннего возраста (10 семестр) 2
8 Рахит Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
9 Железодефицитная анемия Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 2
10 Врожденные пороки сердца Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 2
11 Гемолитическая болезнь новорожденных Заболевания детей раннего возраста (10 семестр) 2
12 Врожденные пороки сердца Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 2
13 Кишечный токсикоз Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 2
14 Острый бронхит, бронхиолит Заболевания детей старшего возраста (8 семестр) 2
15 Пневмонии у детей Заболевания детей старшего возраста (8 семестр) 2
16 Пневмонии у детей Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 2
17 Пищевая аллергия Заболевания детей старшего возраста (8 семестр) 2
18 Неотложные состояния у детей Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 4
19 Неотложные состояния у детей Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 2
20 Заболевания органов пищеварения Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 2
21 Пиелонефрит Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 2
22 Гломерулонефрит Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 6
23 Бронхиальная астма Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 2
24 Острая ревматическая лихорадка Избранные вопросы педиатрии 2
25 Геморрагические болезни Избранные вопросы педиатрии 2
26 Сахарный диабет Избранные вопросы педиатрии 2
27 Синдром вегетативной дистонии Избранные вопросы педиатрии 2
28 Часто болеющие дети Избранные вопросы педиатрии 2
28 Гельминтозы Избранные вопросы педиатрии 2

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 История болезни в педиатрии. Особенности сбора и оценка анамнеза жизни и заболевания у ребенка Общие вопросы педиатрии 4
2 Периоды детского возраста. Общие вопросы педиатрии 4
3 Анатомо-физиологические особенности ребенка, часть 1 Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 4
4 Анатомо-физиологические особенности ребенка, часть 2 Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
5 Анатомо-физиологические особенности ребенка, часть 3 Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
6 Вскармливание. Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
7 Рахит. Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 4
8 Рахит. Заболевания детей раннего возраста (10 семестр) 4
9 Железодефицитные анемии Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
10 Хронические расстройства питания и пищеварения Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
11 Хронические расстройства питания и пищеварения Заболевания детей раннего возраста (10 семестр) 4
12 Перинатальное поражение центральной нервной системы Заболевания детей раннего возраста (10 семестр) 8
13 Острые респираторные вирусные инфекции у детей,
часть 1
Заболевания детей раннего возраста (10 семестр) 4
14 Острые респираторные вирусные инфекции у детей,
часть 2 Зачет по практическим навыкам
Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
15 Острые кишечные инфекции, часть 1 Пропедевтика детских болезней (8 семестр) 2
16 Острые кишечные инфекции, часть 1 Избранные вопросы педиатрии 4
17 Курация больных. Написание и защита истории болезни Тестовый контроль/Оценка знаний 12
18 Тестовый контроль Тестовый контроль/Оценка знаний 2
19 Анатомо-физиологические особенности по периодам детства, часть 1 Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 4
20 Анатомо-физиологические особенности по периодам детства, часть 1 Заболевания детей раннего возраста (10 семестр) 4
21 Острый пиелонефрит Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 4
22 Хронический пиелонефрит Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 2
23 Хронический пиелонефрит Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 4
24 Острый и хронический гломерулонефрит Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 2
25 Острый и хронический гломерулонефрит Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 4
26 Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 2
27 Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 4
28 Заболевания желчевыводящих путей Заболевания детей старшего возраста (10 семестр) 6
29 Бронхиальная астма Избранные вопросы педиатрии 4
30 Геморрагические болезни Избранные вопросы педиатрии 8
31 Острая ревматическая лихорадка Заболевания детей раннего возраста (8 семестр) 4
32 Судорожный синдром Избранные вопросы педиатрии 4
33 Дифференциальный диагноз желтух. Тестовый контроль Тестовый контроль/Оценка знаний 8

Литература

Основная
  1. К.М.Сергеева. Педиатрия. Изд-во "Питер", 2007 г., 538 с.
  2. В.Н.Белозерцева «Методические указания к обследованию и лечению острых желудочно-кишечных заболеваний у детей раннего возраста». Для студентов лечебного факультета. 1987 г., 17 с.
  3. О.К.Москвичев, Н.Н.Смирнова, А.П.Суровцева «Схема клинического обследования больного ребенка при написании учебной истории болезни». Для студентов лечебного факультета. 1996 г., 25 с.
  4. К.М.Сергеева, М.Н.Захарова «Вскармливание детей грудного возраста». Пособие для студентов старших курсов. 2001 г., 51 с.
  5. О.В.Суковатова, М.И.Шишкина «Железодефицитные анемии у детей». Для студентов лечебного и стоматологического факультета. 2003 г., 32 с.
  6. А.В.Белякова, Н.Б.Куприенко «Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей». Пособие для студентов лечебного и стоматологического факультета. 2003 г., 64 с.
  7. Н.Н.Смирнова «Хроническая патология органов пищеварения у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2006 г., 43 с.
  8. К.М.Сергеева, Н.Б.Куприенко «Системные васкулиты и геморрагические диатезы у детей». Для студентов старших курсов. 2006 г., 48 с.
  9. Н.Н.Смирнова. Диспансерное наблюдение здоровых детей раннего возраста врачом общей практики. / Пособие для врачей общей практики. – СПб, 2007 – 28 с.
  10. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова, В.Н.Белозерцева. Педиатрия. Для врачей общей практики. Часть 1. Патология грудного возраста. – СПб, 2008 - 64 с.
  11. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова, В.Н.Белозерцева. Педиатрия. Для врачей общей практики. Часть 2. Патология систем органов дыхания, кровообращения и выделения. – СПб, 2008 - 72 с.
  12. Н.Н.Смирнова, А.П.Суровцева, Л.А.Александрова, А.Б.Логинов. Физиология и патология периода новорожденности./Пособие для студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов. – СПб, 2008 – 42 с.
  13. Н.Н.Смирнова, Н.Б.Куприенко, А.В.Белякова. Здоровый и больной ребенок в работе врача общей практики. Особенности физиологии и патологии подросткового периода. / Пособие для врачей общей практики. – СПб, 2008 – 64 с.
  14. Анатомо-физиологические особенности детей. Т.И.Никольская, Е.И.Жестянникова, О.Л.Афончикова./ Пособие для врачей, клинических ординаторов, врачей-интернов и студентов старших курсов. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2010 - 72 с.
  15. Неотложная помощь в педиатрии. Т.И.Никольская, Н.Б.Куприенко, А.В.Белякова, М.Н.Степанова./Пособие для врачей, клинических ординаторов, врачей-интернов и студентов старших курсов. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2010 - 64 с.
  16. Особенности физиологии и патологии детей дошкольного периода. Н.Н.Смирнова, Т.И.Никольская, М.И.Шишкина, А.П.Суровцева, О.В.Суковатова./ Пособие для врачей общей практики и студентов старших курсов.–СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2013-64 с.


Дополнительная
  1. Н.Н.Смирнова «Функциональные расстройства органов мочевой системы у детей». Пособие для студентов старших курсов. 2001 г., 35 с.
  2. А.П.Суровцева «Задержка внутриутробного развития». Для студентов лечебного и стоматологического факультетов. 2001 г., 19 с.
  3. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова "Физиология и патология почек и органов мочевой системы у детей и подростков. Хроническая болезнь почек в педиатрии". Для врачей и студентов старших курсов. 2008 г., 100 с.
  4. Н.Н.Смирнова, А.З.Печиборщ, О.В.Суковатова «Нарушения фосфорно-кальциевого обмена у детей и подростков». Для студентов старших курсов. 2006 г., 43 с.
  5. Н.Н.Смирнова, В.Н.Белозерцева, А.П.Суровцева «Энзимопатии у детей раннего возраста». Для студентов старших курсов и врачей общей практики. 2007 г., 36 с
  6. Диспансерное наблюдение здоровых детей раннего возраста врачом общей практики. Н.Н.Смирнова./ Пособие для врачей общей практики. Проект «Здоровье» - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2007 - 28 с.
  7. Суровцева А.П. Алексеева А.Н., Васильева С.А. и др. Социальная защита семьи и детства./ Учебно-методическое пособие. Факультет социологии и научно-практической социальной работы и студенческих инициатив.Тема 10. Органы и учреждения здравоохранения. С 440-503. – Изд-во СПбГУ- СПб, 2008 - 868 с.
  8. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова. Физиология и патология почек и органов мочевой системы у детей и подростков. Хроническая болезнь почек в педиатрии. /Пособие для врачей и студентов старших курсов. – СПб, 2008 г. - 100 с.
  9. Н.Н.Смирнова, А.В.Каган, А.Н.Котин, Л.А.Клочко, А.П.Суровцева. Абдоминальный синдром в педиатрии и детской хирургии. /Пособие для врачей и студентов старших курсов. – СПб, 2009 – 52 с.
  10. Хронические неспецифические заболевания легких. К.М.Сергеева, Н.Н.Смирнова, М.Н.Захарова - СПб, Изд-во СПбГМУ, 2009 - 28 с.
  11. Педиатрия в вопросах и ответах (на английском языке). Н.Н.Смирнова, О.В.Суковатов а -СПб, Изд-во СПбГМУ, 2009 - 56 с.
  12. К.М.Сергеева. Гипобаротерапия как метод лечения и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. В кн. "Бронхиальная астма у детей. Медикаментозные и немедикаментозные методы лечения". Авт. Г.А.Новик. (ред. - И.М.Воронцов). - Изд. "Фолиант" - СПб. - 2009 - глава 10, С.295-307.
  13. Абдоминальный синдром в педиатрии и детской хирургии. К.М.Сергеева, А.В.Каган, Н.Н.Смирнова, А.П.Суровцева, А.Н.Котин, Л.А.Клочко ./Пособие для врачей и студентов старших курсов. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009 - 52 с.
  14. Особенности нормальной электрокардиограммы у детей и подростков: учебное пособие / Т.Л.Рудакова, Н.Н.Смирнова, Н.Б.Куприенко; под ред. Е.В.Шляхто. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2012. – 28 с.