5005172 5157878 С.3 Инфекционные болезни

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.05.01 Лечебное дело. С.3 Инфекционные болезни

Общая информация
Подразделение: Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии (427734)
Семестр(ы): 9, 10, 11

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи изучения инфекционных болезней:

  • на основе клинико-анамнестического метода обследования, которым студент овладел на кафедрах терапевтического и хирургического профиля, акушерства и гинекологии, и детального сбора эпидемиологического анамнеза заподозрить у больного инфекционную патологию и правильно решить вопрос о необходимости госпитализации в инфекционный стационар, консультации больного у инфекциониста поликлиники, возможности оставления на дому для верифицирующей диагностики и адекватной терапии инфекции;
  • последовательно, точно и быстро проводить комплекс мероприятий, в т.ч. информационных, при подозрении на инфекции, на которые распространяются Международные медико-санитарные правила (чума, холера, жёлтая лихорадка, сыпной тиф и др.);
  • в повседневной работе изыскивать возможности и проводить первичную профилактику инфекционных болезней, выявляя болезни и состояния, облегчающие инфицирование через входные ворота инфекций (своевременное лечение больных гастритом, хронической патологией верхних дыхательных путей, разъяснение опасности курения, алкоголизации, наркомании, незащищённого полового акта, промискуитета и т.п.);
  • проводить разъяснительную работу с больными о необходимости специфической профилактики инфекций, давая ясную и чёткую информацию о средствах активной и пассивной специфической профилактики, в сложных и неясных случаях направлять пациентов к иммунологу для уточнения показаний и противопоказаний к вакцинации;
  • использовать знания, полученные при изучении инфекционных болезней, о доказанных инициирующих и триггерных связях "неинфекционных" болезней с возбудителями инфекций и инвазий (гастриты, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, пиелонефриты, гломерулонефриты, назофарингеальный рак, первичный рак печени ? гепатокарцинома, холангиокарцинома, рак мочевого пузыря, рак шейки матки, Т-клеточный лейкоз и пр.).
  • материалы об успехах в борьбе с инфекциями, признанные мировым сообществом, лидирующей роли СССР в инициации и организации борьбы с натуральной оспой, завершившейся полным искоренением этой инфекции на планете, примеры героических подвигов русских врачей в борьбе с инфекциями (в т.ч. опыты самозаражения) имеют исключительно важное значение в воспитании у студента чувства долга, гордости за отечественную медицину и своих предшественников, формируют их мировоззрение, гражданское и профессиональное самосознание.

Конечной целью обучения студентов по специальности 060101 Лечебное дело является подготовка выпускника, ориентированного в вопросах общей и частной инфектологии и эпидемиологии.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Инфекционные болезни - клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, закономерности и особенности течения (с учётом преморбидного фона и сопутствующих заболеваний), принципы и методы терапии и профилактики инфекционных болезней. В настоящее время насчитывают более 2500 инфекций, часть из которых склонны к пандемическому и эпидемическому распространению, другая часть носит убиквитарный характер, медицинская и социальная значимость которых существенно влияет на здоровье ныне живущего и будущих поколений.

В каждой клинической дисциплине существует больший или меньший раздел, непосредственно связанный с возбудителями инфекций. Учитывая сказанное, роль изучения инфекционных болезней в подготовке врача приближается к ключевой. Велика роль изучения инфекционных болезней и в формировании фундаментальных знаний врача-лечебника (причины, механизмы, исходы интерференции инфекционного с другими процессами (гестационного, онкологического, трансплантационного, иммунодефицитного и др.)).


Связь с предшествующими дисциплинами
Обучение инфекционным болезням требует базовых знаний по всем предшествующим дисциплинам, среди которых особое значение имеют патофизиология и патанатомия, микробиология, иммунология, пропедевтика внутренних болезней, дисциплины хирургического профиля, реаниматология, неврология, отоларингология, офтальмология, дерматовенерология, фтизиатрия, онкология, педиатрия, психиатрия. Необходимая и достаточная компетенция в этих дисциплинах способствует правильной диагностике не только типично протекающих, но и атипичных инфекций.
Так бывает, например, когда при выявлении казалось бы банального увеита и/или хориоретинита врач полноценно обследует больного по органам и системам и обнаружит симптомы со стороны сердца, признаки мезаденита, психоэмоциональных расстройств, интоксикации, что позволяет ему с большой долей вероятности установить клинико-анамнестический диагноз токсоплазмоза, а затем и верифицировать его. Результаты лечения больного в обстоятельствах своевременной и адекватной терапии приводят к выздоровлению и предотвращают хронизацию и инвалидизацию пациента. Такого рода примеры можно умножить. Всё это свидетельствует о том, что хорошо усвоенные знания предшествующих дисциплин облегчают включение инфекционных нозологических форм в повседневное клиническое мышление врача любой специальности и, следовательно, обеспечивает в большинстве случаев их своевременную диагностику, адекватную терапию и предотвращает хронизацию паразитарного процесса и инвалидизацию больного.


Связь с последующими дисциплинами
Для успешного усвоения внутренних, хирургических болезней, акушерства и гинекологии должное изучение инфекционных болезней не просто необходимо, но абсолютно обязательно. Без знаний синдромов и определяющих симптомокомплексов на разных стадиях инфекционного заболевания практически невозможна достоверная дифференциальная диагностика, число диагностических и терапевтических ошибок в работе врача может достигнуть недопустимых величин. Особую опасность представляют ошибки, связанные с симуляцией острого живота, например, при сальмонеллёзе, псевдотуберкулёзе, кишечном иерсиниозе, кампилобактериозе, с невыявлением осложнений брюшного тифа, дизентерии (перфорация кишки, перитонит, кишечное кровотечение); неумение своевременно разграничить инфекционный менингит (в первую очередь менингококковый) и вторичный менингит (риногенный, отогенный, одонтогенный и т.п.) несёт непосредственную угрозу не только здоровью, но и жизни. Невыявленные в ранние сроки, следовательно, нелеченные инфекции, передающиеся половым путём, чреваты при наступлении беременности её прерыванием, мёртворождением, задержкой развития, тератогенезом, пороками развития плода с последующей тяжёлой психосоматической инвалидизацией ребёнка.
Что касается связи с терапевтическими дисциплинами, то она самоочевидна и проявляется повседневно, особенно в работе гастроэнтерологов, пульмонологов, нефрологов, семейных врачей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать:

  • основные вопросы патогенеза инфекционных болезней;
  • основные клинические проявления (симптомы, синдромы, симптомокомплексы) инфекционных болезней;
  • основные методы лабораторной, в том числе верифицирующей (микробиологической, серологической, иммунологической) и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результатов), правила забора патологического материала от больного;
  • основные принципы, способы, методы и средства терапии инфекционных болезней;
  • показания к госпитализации инфекционного больного;
  • специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней.

Cтудент должен уметь:


  • заподозрить инфекционную болезнь у пациента;
  • собирать анамнез (в том числе эпидемиологический анамнез);
  • обследовать инфекционного больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
  • составить алгоритм диагностического поиска, план лабораторного и инструментального обследования;
  • интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного;
  • выделять ведущие клинические и клинико-лабораторные синдромы;
  • оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней;
  • проводить дифференциальный диагноз между различными болезнями (инфекционными и неинфекционными) со схожей клинической симптоматикой;
  • оценить тяжесть течения и исход инфекционной болезни;
  • осуществлять реабилитацию с учётом тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний;
  • своевременно выделять осложнения инфекционных заболеваний;
  • диагностировать неотложные состояния у инфекционных больных, оказывать неотложную (экстренную) и первую врачебную помощь, а также определять дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях;
  • формулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;
  • проводить комплекс лечебных и профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому;
  • проводить комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге.

Студент должен иметь представление:


  • о принципах взаимодействия макро- и микроорганизма и факторах, способствующих возникновению и распространению инфекционной болезни;
  • об основах клинической инфекционной иммунологии;
  • об основных патофизиологических процессах, индуцируемых инфекционными агентами;
  • об основных патоморфологических процессах инфекционных болезней;
  • об основах общей и частной вакцинологии.

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 9 Семестр 10 Семестр 11
Общая трудоемкость дисциплины 343 343 0 0
Лекции 78 78 0 0
Практические занятия 174 174 0 0
Самостоятельная работа 91 91 0 0
Формы промежуточного контроля
Экзамен - + -
Зачет - - +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Введение в проблему инфекционных болезней
3 0 0 Введение в проблему инфекционных болезней. Учение об общей патологии инфекционных болезней. Режим и организация работы инфекционной больницы; внутрибольничные инфекции и их профилактика. Принципы диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней.
Бактериозы.
21 46 0 Сальмонеллез.

Брюшной тиф. Паратифы. Шигеллезы. Эшерихиозы. Холера. Бактериальное пищевое отравление. Иерсиниоз (кишечный иерсиниоз и псевдотуберкулез). Ботулизм. Чума. Столбняк. Менингококковая инфекция. Дифтерия. Стрептококковая инфекция (скарлатина, рожа). Сепсис. Боррелиоз системный клещевой (болезнь Лайма). Сибирская язва. Лептоспироз. Бруцеллез. Легионеллез. Туляремия.

Риккетсиозы.
2 2 0 Эпидемический сыпной тиф. Болезнь Брилла. Эндемический (блошиный) сыпной тиф.
Коксиелезы.
0 1 0 Коксиелезы.

Лихорадка Ку.

Эрлихиозы.
0 1 0 Эрлихиозы.

Фелиниоз.

Хламидийные инфекции.
0 1 0 Хламидийные инфекции.

Орнитоз.

Микоплазменная инфекция.
0 1 0 Микоплазменная инфекция.

Микоплазма пневмонии инфекция.

Протозоозы.
4 5 0 Амебиаз.

Малярия. Лейшманиоз. Токсоплазмоз.

Гельминтозы.
6 0 0 Гельминтозы.
Вирусные инфекции.
15 40 0 Грипп, ОРВИ.

Герпесвирусные инфекции. ГЛПС и другие геморрагические лихорадки. Бешенство. Вирусные гепатиты. ВИЧ-инфекция и оппортунисти-ческие заболевания. Натуральная оспа. Энтеровирусные инфекции. Вирусные диареи. Вирусные энцефалиты (клещевой и др.) Особенности течения детских заболеваний у взрослых.

Прионные болезни.
1 0 0 Прионные болезни.
Эпидемиология.
8 20 0 Учение об эпидемическом процессе.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Военная эпидемиология. Эпидемиология особо опасных инфекций.

Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний
18 50 0 Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний. Тактика ведения и лечения больных на догоспитальном этапе.
Контроль знаний
0 6 0

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Учение об эпидемическом процессе. Введение в проблему инфекционных болезней 0
2 Эпидемиология ОКИ. Сальмонеллёзы Бактериозы. 0
3 Брюшной тиф. Паратифы Бактериозы. 0
4 Шигеллёзы.
Эшерихиоз
Бактериозы. 0
5 Холера.
ПТИ.
Вирусные диареи.
Бактериозы. 0
6 Ботулизм.
Амебиаз.
Закл. контр. раб. по ОКИ
Бактериозы. 0
7 Меингококковая инфекция. Бактериозы. 0
8 Дифтерия. Бактериозы. 0
9 Вирусные гепатиты Вирусные инфекции. 0
12 Лептоспироз Бактериозы. 0
13 Военная эпидемиология Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
15 Иммунопрофилактика инфекционных болезней Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
16 Эпидемиология особо опасных инфекций. Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
17 Чума.
Сибирская язва.
Туляремия
Бактериозы. 0
18 Малярия Микоплазменная инфекция. 0
19 Вирусные энцефалиты.
Боррелиоз системный клещевой
Вирусные инфекции. 0
20 Эрлихиозы.
Риккетсиозы.Эпидемический сыпной тиф. Болезнь Брилла. Эндемический (блошиный) сыпной тиф.
Лихорадка Ку.
Эрлихиозы. 0
21 ГЛПС и другие геморрагические лихорадки Протозоозы. 0
22 Орнитоз.
Легионеллёз.
Микоплазмоз
Бешенство
Микоплазменная инфекция. 0
23 ВИЧ-инфекция Вирусные инфекции. 0
25 Герпесвирусная инфекция Вирусные инфекции. 0
26 Стрептококковая инфекция (скарлатина, рожа) Бактериозы. 0
27 Особенности течения детских инфекций у взрослых (корь, краснуха). Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
28 Грипп. ОРВИ Вирусные инфекции. 0
29 Иерсиниозы Бактериозы. 0
30 Сепсис Бактериозы. 0
31 Тестированный зачёт Контроль знаний 0
32 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом желтухи Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
33 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с поражением суставов Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
34 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с диарейным синдромом Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
35 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с геморрагическим синдромом Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
36 Ранняя и дифференциальная диагностика острых лихорадочных заболеваний Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
37 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с катарально-респираторным синдромом и синдромом пневмонии Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
38 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с поражением зева Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
39 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с лимфоаденопатиями Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
40 Ранняя и дифференциальная диагностика нейроинфекций Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
41 Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом экзантемы Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
42 Неотложные состояния и неотложная помощь инфекционным больным на догоспитальном этапе Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний 0
43 Зачет Контроль знаний 0

Литература

Основная
  1. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина., 2005. - 694 с. - (учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов).
  2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням: (В 2 т.) - Т.1. - М.: ВУНМЦ, 1999. - 452 с.
  3. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням: (В 2 т.) - Т.2. - М.: ВУНМЦ, 1999. - 431 с.
  4. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология: Учебное пособие. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 446 с.


Дополнительная
  1. Гавришева Н.А., Антонова Т.В. Инфекционный процесс: Клинические и патофизиологические аспекты: Учебное пособие для медицинских вузов и факультетов. - СПб.: Спец. лит., 2003. - 254 с.
  2. Щерба Ю.В. Указания для самоподготовки и самостоятельной работы по практическим занятиям студентов 5 курсов лечебного факультета на тему "Вирусные гепатиты". - СПб.: СПбГМУ, 1998.- 27 с.
  3. Шляхто Е.В., Антонова Т.В. Поражение сердечно-сосудистой системы при инфекционных болезнях: Пособие. - СПб.: СПбГМУ, 2000. - 58 с.
  4. Кубарь О.И., Сусенко Г.А. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней: Пособие. - СПб.: СПбГМУ, 2000. - 78 с.
  5. Эсауленко Е.В., Коробочко М.Ю. Прививочные реакции и осложнения иммунопрофилактики: Пособие. - СПб.: СПбГМУ, 2001. - 39 с.
  6. Антонова Т.В., Лиознов Д.А. Диагностические алгоритмы при основных инфекционных заболеваниях: Пособие. - СПб.: СПбГМУ, 2003. - 56 с.
  7. Антонова Т.В., Гавришева Н.А., Корячкин В.А. Инфекционно-токсический шок (патофизиология, клиника, интенсивная терапия): Учебное пособие для медицинских вузов. - СПб.: СПбГМУ, 2003. - 68 с.
  8. Антонова Т.В., Сабадаш Н.В. Дифференциальная диагностика поражений суставов при инфекционных болезнях. - СПб.: СПбГМУ, 2004. - 76 с.
  9. Беляева Т.В., Котлярова С.И., Романов А.О., Иващенко В.Д. Специфическая диагностика вирусных, бактериальных и паразитарных инфекций: Пособие. - СПб.: СПбГМУ, 2001. - 61 с.