50051530 5159706 ФПО. Терапия

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.08.49 Терапия (Интернатура). ФПО. Терапия

Общая информация
Подразделение: Кафедра общей врачебной практики (семейной медицины) (427744)
Семестр(ы): 1, 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью обучения в интернатуре является подготовка квалифицированного врача-терапевта, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций , способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности преимущественно в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.


Задачи обучения в интернатуре:


  1. Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-терапевта, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний терапевтического профиля, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определения видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний.
  2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения врача-терапевта с целью самостоятельного ведения больных в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях работы, а также специализированной медицинской помощи.
  3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической лабораторной и функциональной диагностике, инструментальным и аппаратным исследованиям в целях формирования умения оценки результатов исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.
  4. Совершенствовать знания по фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, противопоказаний, предупреждений и совместимости при назначении лечебных препаратов.
  5. Сформировать знания об амбулаторно-поликлинической службе как звена организации лечебно-профилактической помощи в системе здравоохранения. Совершенствовать знания и навыки по вопросам профилактики заболеваний, диспансеризации больных с хроническими заболеваниями, принципам реабилитации больных.
  6. Совершенствовать знания, умения, навыки по основам организации и оказания неотложной помощи при ургентных состояниях.
  7. Совершенствовать знания основ социальной гигиены и общественного здоровья населения страны, задач здравоохранения страны в области охраны здоровья населения и перспектив развития здравоохранения.
  8. Сформировать умение оценки основных показателей состояния здоровья населения страны, региона. Совершенствовать знания по вопросам социально опасных заболеваний (ВИЧ и др.) и их профилактики.
  9. Совершенствовать знания основ медицинского страхования.
  10. Совершенствовать знания основ медицинской этики и деонтологии врача, основам медицинской психологии.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

В интернатуру по специальности «Терапия» зачисляются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальностям: «лечебное дело», 060101.65», «педиатрия», 060103.65, по результатам вступительных испытаний.

Методы преподавания дисциплины

Врач-специалист должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):


Общекультурные компетенции характеризуются:


  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности;
  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции;
  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:


  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования;
  • пособностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики конкретной группы заболеваний и патологических процессов;
  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в конкретной группе заболеваний;

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать:


  • этиологию и патогенез распространенных заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта, ревматологической, пульмонологической, аллергологической и гематологической патологии;
  • особенности проявления клиники и течения распространенных заболеваний у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста;
  • показания к напраcлению на консультацию специалиста;
  • показания к госпитализации.

Уметь:


  • проводить профилактику часто встречающихся заболеваний;
  • своевременно осуществлять раннюю диагностику заболеваний по клиническим симптомам и синдромам, проводить дифференциальную диагностику;
  • осуществлять лечение распространенных заболеваний с учетом личностно-ориентированного подхода;
  • проводить диспансеризацию, реабилитацию, экспертизу трудоспособности больных с распространенными заболеваниями.

Приобрести следующие навыки базового уровня:


  • врачебное обследование пациентов терапевтического профиля в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому: методами осмотра, перкуссии, пальпации, аускультации
  • измерение артериального давления у взрослых и детей
  • регистрация и анализ ЭКГ
  • методика снятия и анализа спирограмм, пикфлоуметрия
  • использование ингаляторов и небулайзеров
  • методика чтения рентгенограмм
  • промывание желудка через желудочный и назогастральный зонд
  • промывание кишечника (очистительные клизмы), постановка лечебных клизм
  • пальцевое исследование прямой кишки
  • катетеризация мочевого пузыря мягким эластическим катетером
  • промывание мочевого пузыря
  • все виды инъекций
  • переливание крови и кровезаменителей, введение сывороток:
  • определение группы крови, резус-фактора экспресс-методом
  • капельное и струйное переливание лекарств и кровезаменителей
  • оценка результатов лабораторных гематологических, биохимических анализов крови, общего анализа мочи, коагулограммы, копрограммы, цитологического и бактериологического анализа мокроты, мочи, кала и др.

Техники, применяемые при неотложной помощи:


  • методы очистки верхних дыхательных путей при аспирации жидкости
  • сердечно-легочная реанимация взрослых
  • дефибрилляция

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 432 252 180
Лекции 72 42 30
Практические занятия 216 126 90
Самостоятельная работа 144 84 60
Формы промежуточного контроля
Зачет + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Научно-обоснованная профилактика в профессиональной деятельности врача терапевта
1 5 0
Кардиология
12 36 0
Ревматология
9 27 0
Гастроэнтерология
12 36 0
Пульмонология
9 27 0
Заболевания мочевыделительной системы
6 18 0
Гематология
3 9 0
Аллергология
2 4 0
Эндокринология
2 4 0
Поликлиническая терапия
7 23 0
Интенсивная терапия в клинике внутренних болезней
9 27 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Научно-обоснованная профилактика в профессиональной деятельности врача терапевта Научно-обоснованная профилактика в профессиональной деятельности врача терапевта 1
2 Кардиология Кардиология 12
3 Ревматология Ревматология 9
4 Гастроэнтерология Гастроэнтерология 12
5 Пульмонология Пульмонология 9
6 Заболевания мочевыделительной системы Заболевания мочевыделительной системы 6
7 Гематология Гематология 3
8 Аллергология Аллергология 2
9 Эндокринология Эндокринология 2
10 Поликлиническая терапия Поликлиническая терапия 7
11 нтенсивная терапия в клинике внутренних болезней Интенсивная терапия в клинике внутренних болезней 9

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Научно-обоснованная профилактика в профессиональной деятельности врача терапевта Научно-обоснованная профилактика в профессиональной деятельности врача терапевта 5
2 Кардиология Кардиология 36
3 Ревматология Ревматология 27
4 Гастроэнтерология Гастроэнтерология 36
5 Пульмонология Пульмонология 27
6 Заболевания мочевыделительной системы Заболевания мочевыделительной системы 18
7 Гематология Гематология 9
8 Аллергология Аллергология 4
9 Эндокринология Эндокринология 4
10 Поликлиническая терапия Поликлиническая терапия 23
11 Интенсивная терапия в клинике внутренних болезней Интенсивная терапия в клинике внутренних болезней 27

Литература

Основная
  1. Автандилов, Г.Г. Оформление диагноза: учеб. пособие/ Г.Г. Автандилов, О.В. Зайратьянц, Л.В. Кактурский. - М.: Медицина, 2004. - 303 с.: ил. - (Учеб. лит. для слушателей системы последиплом. образования).
  2. Артамонова В.Г, Мухин Н.А. Профессиональные болезни.-2004.-480с.
  3. Бабанов, С. А. Осложнения фармакотерапии: гериатрическая фармакотерапия, принципы безопасной лекарственной терапии, патологические лекарственные синдромы, интоксикации лекарственными средствами: рук. / С. А. Бабанов, О. В. Косарева, Д. О. Осокин ; Минздравсоцразвития СО, ГОУ ВПО "СамГМУ", ГУЗ СО "Гериатрический науч.-практ. центр". - Самара : Волга-Бизнес, 2011. - 216 с.
  4. Батагов С.Я., Шапорова Н.Л., Марченко В.Н., Яблонская В.Н. Особенности клинических проявлений, течения заболеваний и принципы терапии у больных пожилого и старческого возраста. – «Издательство СПбГМУ», - СПб, - 2006 год. – 40 с.
  5. Верткин А.Л.Верткин А.Л. Окончательный диагноз/ А.Л. Верткин, О.В. Зайратьянц, Е.И. Вовк. -М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008. -575 с.: 65 л. цв.ил
  6. Внутренние болезни по Т. Харрисону (руководство в 7-ми томах) Фаучи Э. : 2005: М., Практика
  7. Внутренние болезни: вопросы и ответы./Сост. И. Л. Давыдкин, В. А. Кондурцев, В. И. Купаев и др.-2-е изд., испр. и доп. – Самара: ГОУ ВПО СамГМУ Росздрава, 2008– 292 с.
  8. Гериатрия/ С.Н.Пузин, М.А.Рычкова, Л.И.Заволовская и др..- М.: Профессионал, 2011.- 192 с.
  9. Данилов Л.А. Анализы крови и мочи. М.: Мир, 2007. -87 с
  10. Денисова Т.П.Денисова Т.П. Клиническая геронтология : избр. лекции/ Т.П. Денисова, Л.И. Малинова. - М.: МИА, 2008. -242 с.: ил
  11. Диагностика и лечение внутренних болезней: Руководство для врачей. В 3-х т. Под общ. ред. акад. РАМН Ф.И. Комарова. - 2-е изд., стер. - М.: Медицина, 2008. – 559 с.
  12. Диагностика, лечение и профилактика профессиональных заболеваний : метод. рекомендации / сост. Г. К. Додонова и др. – Кемерово, 2003. – 128с.
  13. Долгова В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство в 2-х томах. М.: 2012 г. - 928 с.
  14. Ершов В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности . – М., 2003. – 300 с.
  15. Зуева Е.Е., Куртова А.В., Сиваченко Е.Б., Рыжак А.П., Галкина О.В. Иммунологическая диагностика в клинике внутренних болезней. – «Издательство СПбГМУ», - СПб, - 2007 год. – 56 с.
  16. Кембел А. Медицинская этика.- М. ГЭОТАР – Медиа. 2010.
  17. Клиническая фармакокинетика. Практика дозирования лекарств. Белоусов Ю. Б.: 2005: М.: Литтерра: 288 стр.
  18. Клиническая фармакология  : нац. руководство + CD-диск/ под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г. Кукеса, В.К. Лепахина, В.И. Петрова. -М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. -965 с. -(Нац. проект "Здоровье". Нац. руководства)
  19. Клинические рекомендации для практикующих врачей. Главные редакторы: И.Н. Денисов, Ю.Л.Шевченко, Кулаков. В.Н., Хаитов Р.М. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. 1242 с.
  20. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. Выпуск 2. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-1376с.
  21. Клинический анализ лабораторных исследований крови и мочи. М.: МНМЦ, 2008. - 231 с
  22. Косарев, В. В. Профессиональные заболевания медицинских работников / В. В. Косарев, С. А. Бабанов ; Минздравсоцразвития РФ, ГОУ ВПО "СамГМУ". - 2-е изд., испр. и доп. - Самара : Офорт, 2009. - 231 с.
  23. Кукес В.Г. Клиническая фармакология.- 2006: М.: ГЭОТАР-МЕД; 944.
  24. Лабораторная диагностика заболеваний почек : монография / В. Л. Эмануэль ; Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова. - СПб. : СПбГМУ, 2004. - 227 с.