50051440 5159054 ФПО. Педиатрия

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.08.19 Педиатрия (Интернатура). ФПО. Педиатрия

Общая информация
Подразделение: Кафедра педиатрии (427763)
Семестр(ы): 1, 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

Целью послевузовского профессионального образования врача-педиатра является под-готовка квалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профес-сиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной дея-тельности в условиях первичной медико-санитарной помощи; освоение теоретических основ и практических навыков по педиатрии, формирование у обучающихся врачебного поведения, мышления и умения, обеспечивающих решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по профилактике, диагностике и лечению детей при наиболее распространенных заболеваниях с учётом возрастных особенностей их течения, лечения, профилактики и диспансеризации.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-педиатра:

  • Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских зна-ний, формирующих профессиональные компетенции врача-педиатра, способного успешно ре-шать свои профессиональные задачи.
  • Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-педиатра, обла-дающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имею-щего углубленные знания смежных дисциплин.
  • Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактиче-ские и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные пе-риоды детства, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
  • Подготовить врача-педиатра, владеющего навыками и врачебными манипуляциями в соот-ветствии с квалификационными требованиями и общеврачебными манипуляциями по ока-занию скорой и неотложной помощи.
  • Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позво-ляющих врачу общей практики свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
  • освоение методов диагностики, дифференциальной диагностики основных заболеваний; ос-воение методов лечения больных;
  • освоение методов формирования здорового образа жизни семьи, соблюдение личностного подхода, требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди насе-ления оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных ме-роприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому;
  • овладение техникой врачебных манипуляций в соответствии с программой и самостоятель-ное их выполнение;
  • формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
  • овладение знанием правовой базы деятельности врача и знанием норм медицинской этики и деонтологии в общей врачебной практике.

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по специальности 060103 – «Педиатрия» является высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «060101 Лечебное дело» - квалификация «врач» или по специальности «060103 Педиатрия» - квалификация «врач».


Выпускник должен иметь диплом об окончании медицинского высшего учебного заведения, выданный образовательным учреждением высшего профессионального медицинского образо-вания, имеющего лицензию на право ведения образовательной деятельности в Российской Федерации. В дипломе должна быть запись о получении высшего медицинского образования по специальности “лечебное дело” с присвоением квалификации “врач” или по специальности “педиатрия” с присвоением квалификации “врач”.


Обязательным условием изучения педиатрии является хорошие знания анатомии, физио-логии, биохимии, нормальной и патологической физиологии, фармакологии, клинической фар-макологии, пропедевтики детских и внутренних болезней, поликлинической педиатрии, детских инфекционных болезней, патологии раннего и старшего детства.


Интернатура по специальности «педиатрия» позволяет в дальнейшем углубленно изучать любой из разделов педиатрии и некоторых других специальностей.


Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Методы преподавания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на форирование следующих копетенций:

а) общекультурные (ОК): ОК-1 — ОК-8;
б) профессиональные (ПК): ПК-1 — ПК-32.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Перечень практических навыков и умений по специальности педиатрия.
Клиническое обследование, лечение, реабилитация и диспансеризация детей; профилактика заболеваний.


  1. . Собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Вы-брать факторы риска возникновения заболевания.
  2. Провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предваритель-ный диагноз.
  3. Своевременно определить синдромы, требующие оказания неотложной помощи.
  4. Назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.
  5. Решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов.
  6. В комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функцио-нальных исследований, заключений специалистов.
  7. Поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией забо-леваний.
  8. Назначить лечение, контролировать его результаты, проводить коррекцию. Установить объём помощи при неотложных состояниях и последовательность её оказания.
  9. Провести реабилитационные мероприятия с проведением традиционных и нетрадиционных методов.
  10. Провести диспансеризацию здоровых детей различного возраста, обеспечить их диффе-ренцированное наблюдение (с учетом факторов риска возникновения заболевания).
  11. Проводить диспансеризацию больных детей с учетом выявленной патологии, факторов риска возникновения осложнений и новых заболеваний, хронизации и возможности ин-валидизации.
  12. Планировать проведение профилактических прививок состоящим под наблюдением де-тям.
  13. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.
  14. Определить показания к госпитализации больных детей (экстренной, плановой), напра-вить на госпитализацию.
  15. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка, осуществлять дальнейший контроль за его развитием.
  16. Координировать связь и преемственность с другими специалистами и персоналом лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждений.
  17. Вести медицинскую документацию, применяемую в лечебно-профилактическом учреж-дении; анализировать свою работу, составлять по ней отчеты.

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 432 324 108
Лекции 72 54 18
Практические занятия 216 162 54
Самостоятельная работа 144 108 36
Формы промежуточного контроля
Зачет + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Закономерности роста и развития детей в различные периоды детского возраста.Методы оздоровления детей. Питание здоровых и больных детей
1 5 0
Заболевания органов дыхания у детей
12 36 0
Заболевания мочевыделительной системы у детей
9 27 0
Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей
12 36 0
Болезни органов кровообращения у детей
9 27 0
Детская ревматология
6 18 0
Детская гематология
3 9 0
Детская аллергология
2 4 0
Детская эндокринология
2 4 0
Поликлиническая педиатрия
7 23 0
Неотложные состояния в педиатрии
9 27 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Закономерности роста и развития детей в различные периоды детского возраста.
Закономерности физического, психомоторного развития.
Закономерности роста и развития детей в различные периоды детского возраста.Методы оздоровления детей. Питание здоровых и больных детей 1
2 Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Показания, противопоказания, оценка проведенного обследования. Заболевания органов дыхания у детей 3
3 Заболевание верхних дыхательных путей (ринит, фарингит, синуит, аденоидит, хр. тонзиллит, ларингит, трахеит). Заболевания органов дыхания у детей 2
4 Бронхит (острый, обструктивный, бронхиолит, рецидивирующий бронхит). Заболевания органов дыхания у детей 2
5 Пневмония острая. Плевриты. Пневмоторакс, пиопневмоторакс. Заболевания органов дыхания у детей 2
6 Поражение легких при наследственных и системных заболеваниях. Альвеолиты. Заболевания органов дыхания у детей 3
7 Анатомо-физиологические характеристика органов мочевой системы в возрастном аспекте.Методы обследования в нефрологии Заболевания мочевыделительной системы у детей 2
8 Врожденные и наследственные заболевания почек Заболевания мочевыделительной системы у детей 1
9 Микробно-воспалительные заболевания органов мочевой системы Заболевания мочевыделительной системы у детей 1
10 Гломерулонефрит Заболевания мочевыделительной системы у детей 1
11 Поражение почек при системных заболеваниях соединительной ткани. Амилоидоз почек. Тубулоинтерстициальный нефрит. Заболевания мочевыделительной системы у детей 2
12 Тубулопатии Заболевания мочевыделительной системы у детей 1
13 Поражение почек при обменных нарушениях Заболевания мочевыделительной системы у детей 1
14 Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей в возрастном аспекте. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 1
15 Методы исследования в гастроэнтерологии Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 1
16 Болезни полости рта Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 1
17 Заболевания пищевода: функциональные нарушения, органические заболевания Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 1
18 Заболевания желудка и 12-перстной кишки Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 2
19 Заболевания кишечника: функциональны, органические Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 2
20 Болезни печени: врожденные и наследственные, приобретенные Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 1
21 Патология желчевыводящих путей Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 2
22 Болезни поджелудочной железы Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 1
23 Анатомо-физиологические особенности системы кровообращения у детей в возрастном аспекте.Методы исследования Болезни органов кровообращения у детей 2
24 Первичные и вторичные артериальные гипотензии и гипертензии.
Вегето-сосудистая дистония (ВСД)
Болезни органов кровообращения у детей 2
25 Врожденные пороки сердца и крупных сосудов. Болезни органов кровообращения у детей 2
26 Болезни сердца и синдромы неревматической природы Болезни органов кровообращения у детей 1
27 Острая и хроническая недостаточность кровообращения. Болезни органов кровообращения у детей 2
28 Ревматизм. Приобретенные пороки сердца. Показания к хирургической коррекции. Детская ревматология 3
29 Ревматоидный артрит. Диффузные болезни соединительной ткани. Системные васкулиты. Детская ревматология 3
30 Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы и системы гемостаза в возрастном аспекте Детская гематология 1
31 Лейкозы, гемобластозы Детская гематология 1
32 Геморрагические и тромботические заболевания Детская гематология 1
33 Бронхиальная астма. Детская аллергология 1
34 Атопический дерматит. Детская аллергология 1
35 Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы. Детская эндокринология 1
36 Нарушение половой дифференцировки.Гипогонадизм. Преждевременное половое развитие. Ожирение у детей. Нарушения роста Детская эндокринология 1
37 Организационная работа в детской поликлинике Поликлиническая педиатрия 1
38 Принципы диспансерного наблюдение за детьми, включая детей периода новорожденности и первого года жизни. Поликлиническая педиатрия 1
39 Современные подходы к проблеме развития и особенности периода раннего детства Поликлиническая педиатрия 2
40 Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего возраста. Поликлиническая педиатрия 1
41 Основы иммунопрофилактики. Поликлиническая педиатрия 1
42 Санитарно-просветительная работа. Поликлиническая педиатрия 1
43 Температурные реакции Неотложные состояния в педиатрии 1
44 Токсический синдром Неотложные состояния в педиатрии 1
45 Острые аллергические состояния Неотложные состояния в педиатрии 1
46 Острая дыхательная недостаточность Неотложные состояния в педиатрии 1
47 Острая сердечная недостаточность. Острая сосудистая недостаточность. Гипертензивные и гипотензивные кризы. Вегето-висцеральные пароксизмы. Неотложные состояния в педиатрии 1
48 Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания. Неотложные состояния в педиатрии 1
49 Неотложные состояния при сахарном диабете. Ацетонемическая рвота. Коматозные состояния. Травмы и несчастные случаи. Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложные состояния в педиатрии 1
50 Острый живот. Динамическая кишечная непроходимость, ущемление грыжи. Неотложные состояния в педиатрии 1
51 Терминальные состояния. Синдром внезапной смерти. Неотложные состояния в педиатрии 1

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Организация детского здравоохранения Медицинская психология, этика и деонтология. Закономерности роста и развития детей в различные периоды детского возраста.Методы оздоровления детей. Питание здоровых и больных детей 1
2 Закономерности роста и развития детей в различные периоды детского возраста. Закономерности физического, психомоторного развития. Закономерности роста и развития детей в различные периоды детского возраста.Методы оздоровления детей. Питание здоровых и больных детей 2
3 Питание здоровых и больных детей. Современные концепции сбалансированного питания. Диетология основных заболеваний детского возраста. Закономерности роста и развития детей в различные периоды детского возраста.Методы оздоровления детей. Питание здоровых и больных детей 2
4 Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Показания, противопоказания, оценка проведенного обследования. Заболевания органов дыхания у детей 6
5 Заболевание верхних дыхательных путей (ринит, фарингит, синуит, аденоидит, хр. тонзиллит, ларингит, трахеит). Заболевания органов дыхания у детей 5
6 Бронхит (острый, обструктивный, бронхиолит, рецидивирующий бронхит). Заболевания органов дыхания у детей 5
7 Пневмония острая. Плевриты. Пневмоторакс, пиопневмоторакс. Заболевания органов дыхания у детей 5
8 Поражение легких при наследственных и системных заболеваниях. Альвеолиты. Заболевания органов дыхания у детей 5
9 Анатомо-физиологические характеристика органов мочевой системы в возрастном аспекте.Методы обследования в нефрологии Заболевания мочевыделительной системы у детей 3
10 Врожденные и наследственные заболевания почек Заболевания мочевыделительной системы у детей 4
11 Микробно-воспалительные заболевания органов мочевой системы Заболевания мочевыделительной системы у детей 4
12 Гломерулонефрит Заболевания мочевыделительной системы у детей 4
13 Поражение почек при системных заболеваниях соединительной ткани. Амилоидоз почек. Тубулоинтерстициальный нефрит. Заболевания мочевыделительной системы у детей 4
14 Тубулопатии Заболевания мочевыделительной системы у детей 4
15 Поражение почек при обменных нарушениях Заболевания мочевыделительной системы у детей 4
16 Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей в возрастном аспекте. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
17 Методы исследования в гастроэнтерологии Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
18 Болезни полости рта Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
19 Заболевания пищевода: функциональные нарушения, органические заболевания Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
20 Заболевания желудка и 12-перстной кишки Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
21 Заболевания кишечника: функциональны, органические Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
22 Болезни печени: врожденные и наследственные, приобретенные Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
23 Патология желчевыводящих путей Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
24 Болезни поджелудочной железы Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 4
25 Анатомо-физиологические особенности системы кровообращения у детей в возрастном аспекте.Методы исследования Болезни органов кровообращения у детей 6
26 Первичные и вторичные артериальные гипотензии и гипертензии. Вегето-сосудистая дистония (ВСД) Болезни органов кровообращения у детей 6
27 Врожденные пороки сердца и крупных сосудов. Болезни органов кровообращения у детей 5
28 Болезни сердца и синдромы неревматической природы Болезни органов кровообращения у детей 5
29 Острая и хроническая недостаточность кровообращения. Болезни органов кровообращения у детей 5
30 Ревматизм. Приобретенные пороки сердца. Показания к хирургической коррекции. Детская ревматология 9
31 Ревматоидный артрит. Диффузные болезни соединительной ткани. Системные васкулиты. Детская ревматология 9
32 Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы и системы гемостаза в возрастном аспекте Детская гематология 2
33 Анемии Детская гематология 2
34 Лейкозы, гемобластозы Детская гематология 1
35 Дифференциальная диагностика спленомегалий. Дифференциальная диагностика лимфоаденопатий. Цитопении и лейкемоидные реакции. Детская гематология 2
36 Геморрагические и тромботические заболевания Детская гематология 2
37 Новейшие стратегические направлениямя диагностики, терапии, профилактики аллергических болезней у детей. Стандарты терапии, включая специфическую иммунотерапию при атопических заболеваниях. Детская аллергология 1
38 Бронхиальная астма. Детская аллергология 1
39 Атопический дерматит. Детская аллергология 1
40 Неотложные состояния в детской аллергологии. Анафилактический шок. Клиника, диагностика, алгоритм купирования. Детская аллергология 1
41 Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы. Детская эндокринология 1
42 Диабетология. Этиология, патогенез, классификация сахарного диабета. Детская эндокринология 1
43 Тиреоидология. Гипотиреоз. Тиреотоксикоз. Тиреоидиты. Эндемический зоб. Узловой зоб. Детская эндокринология 1
44 Нарушение половой дифференцировки.Гипогонадизм. Преждевременное половое развитие. Ожирение у детей. Нарушения роста Детская эндокринология 1
45 Организационная работа в детской поликлинике Поликлиническая педиатрия 8
46 Принципы диспансерного наблюдение за детьми, включая детей периода новорожденности и первого года жизни. Поликлиническая педиатрия 8
47 Современные подходы к проблеме развития и особенности периода раннего детства Поликлиническая педиатрия 7
48 Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего возраста. Поликлиническая педиатрия 7
49 Основы иммунопрофилактики. Поликлиническая педиатрия 7
50 Санитарно-просветительная работа. Поликлиническая педиатрия 7
51 Температурные реакции Неотложные состояния в педиатрии 3
52 Токсический синдром Неотложные состояния в педиатрии 3
53 Острые аллергические состояния Неотложные состояния в педиатрии 3
54 Острая дыхательная недостаточность Неотложные состояния в педиатрии 3
55 Острая сердечная недостаточность. Острая сосудистая недостаточность. Гипертензивные и гипотензивные кризы. Вегето-висцеральные пароксизмы. Неотложные состояния в педиатрии 3
56 Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания. Неотложные состояния в педиатрии 3
57 Неотложные состояния при сахарном диабете. Ацетонемическая рвота. Коматозные состояния. Травмы и несчастные случаи. Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложные состояния в педиатрии 3
58 Острый живот. Динамическая кишечная непроходимость, ущемление грыжи. Неотложные состояния в педиатрии 3
59 Терминальные состояния. Синдром внезапной смерти. Неотложные состояния в педиатрии 3

Литература

Основная
  1. Атопический дерматит и инфекции кожи у детей: диагностика, лечение и профилактика: пособие для врачей: утв. МЗ и соц.развития Рос. Федерации 23.03.04. (авт. коллектив: Баранов А.А. и др.): МЗ и соц.развития Рос. Федерации. М., 2004. - 104 с.
  2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А. и др. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 120 с.
  3. Баранов А.А., Л.А. Щеплягина. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы. Т1-2.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 432с.
  4. Бельмер С.В., Хавкин А.И. Гастроэнтерология детского возраста. – М.: Медпрактика, 2003. - 360 с.
  5. Вельтищев Ю.Е., Ветров В.П. Объективные показатели нормального развития и состояние здоровья ребенка (нормативы детского возраста), М., 2000. - 96 с.
  6. Вельтищев Ю.Э., Длин В.В. Развитие иммунной системы у детей. – М., 2005.- 78 с.
  7. Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А. и др. Детская поликлиника. – Тверь, 2004. – 495 с.
  8. Володин Н.Н., Чернышев В.Н., Дегтярев Д.Н. Неонатология. - М.: «АСАДЕМА», 2005. – 215 с.
  9. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – СПб: изд. Фолиант, 2009. – 1008 с.
  10. Воронцов И.М., Шаповалов В.В., Шерстюк Ю.М. Здоровье. Создание и применение автоматизированных систем для мониторинга и скринирующей диагностики нарушения здоровья. – СПб.: «ИПК Коста», 2006. – 432 с.
  11. Геппе Н.А., Ревякина В.А. Аллергия у детей. Основы лечения и профилактики. Образовательная программа. М., 2003.
  12. Григорьев П.Я., Яковенко А.В. Справочное руководство по гастроэнтерологии. – М.: МИА, 2000. - 476 с.
  13. Дедов И.И., Семичева Т.В., Петеркова В.А. Половое развитие детей: норма и патология. М., 2002. – 232с.
  14. Денисов М.Ю. Практическая гастроэнтерология для педиатра: Руководство для врачей. – М.: ЭликсКом, 2004. – 368 с.
  15. Детская ревматология. Руководство для врачей. Под ред. Баранова А.А., Баженовой Л.К. М., Медицина, 2002. - 336 с.
  16. Детские болезни: Учебник: в 2 т. / Под редакцией И.Ю. Мельниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – т.1. – 1026с.; т.2. – 1027 с.
  17. Иммунодефицитные состояния / Под ред. В.С.Смирнова, И.С.Фрейдлина. – СПб.: Фолиант, 2000. – 568 с
  18. Иммунопрофилактика – 2007/ Под ред. В.К. Таточенко, Н.А.Озерецковского. – М., 2007. - 176 с.
  19. Кадурина Т.И., В.Н.Горбунова. Дисплазии соединительной ткани. - СПб.: Элби-СПб., 2009.- 704 с.
  20. Клиническая аллергология / Под редакцией акад. РАМН, проф. Р.М. Хаитова. - М.: «МЕДпресс – информ», 2002. - 623 с.
  21. Клинические рекомендации. Педиатрия / Под ред.А.А. Баранова. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 272 с.
  22. Кобринский Б.А. Континуум переходных состояний и мониторинг динамики здоровья детей. – М.: Детстомиздат, 2000. – 152 с.
  23. Костинов М.П. Иммунокоррекция в педиатрии (практическое руководство для врачей) // М. – 2001.- 237 с.
  24. Костинов М.П. Основы вакцинопрофилактики у детей с хронической патологией. – М. – 2002. – 318 с.
  25. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. – М.: ГЕОТАР, 2008. – 480с.
  26. Ладодо К.С. Рациональное питание детей раннего возраста. - М.: «Миклош», 2009. - 320 с.
  27. Лекции по поликлинической педиатрии / Под ред. Т.И.Стуколовой. - М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005. - 448с.
  28. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЕОТАР, 2009. – 512.
  29. Логинов А.С., Парфенов А.И. Болезни кишечника: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 2000. - 632с.
  30. Маталыгина О.А., Луппова Н.Е. Всё о питании детей дошкольного возраста. – СПб: «Издательство ФОЛИАНТ», 2009. – 264 с.
  31. Медицинские стандарты (протоколы) диагностики и лечение больных с аллергическими заболеваниями и нарушениями иммунной системы. М., 2001. - 118 с.
  32. Мутафьян О.А. Детская кардиология.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 504 с.
  33. Мутафьян О.А. Пороки сердца у детей и подростков.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009.-560 с.
  34. Новик Г.А. Бронхиальная астма у детей. Медикаментозные и немедикаментозные методы лечения. /Под ред. И.М. Воронцова. СПб.: Фолиант - СПб. – 2009. – 352 с.
  35. Орлова Н.В. Нарушение сердечного ритма и проводимости у детей раннего возраста. – СПб.: Изд. Дом СПбМАПО, 2007. – 224 с.
  36. Орлова Н.В., Мельникова И.Ю., Солдаткин Э.В. Аритмии сердца у детей. – СПб.: «Человек», 2008, 191 с.
  37. Орлова Н.В.,Парийская Т.В. Кардиология. Справочник педиатра. – СПб.: Сова, 2009. – 636 с.
  38. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: Руководство для врачей. – СПб: Питер. 2000. – 234 с.
  39. Папаян А.В., Жукова Л.Ю. Анемии у детей: Руководство для врачей. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  40. Педиатрия. Клинические рекомендации.// Под ред. акад. РАМН Баранова А.А. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 272 с.
  41. Подростковая медицина: Руководство. 2-е изд., исправл. и дополн. / Под ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова.– СПб.: Питер, 2006 .– 544 с.
  42. Поликлиническая педиатрия: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Калмыковой А.С. – М.: ГЕОТАР, 2009. – 720 с.
  43. Практическая пульмонология детского возраста // Под ред. В.К. Таточенко М.: 2006. – 245 с.
  44. Психология развития./ Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005, 524 с.
  45. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология: Руководство для врачей. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 256 с.