50051350 5158866 ФПО. Неврология

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.08.42 Неврология (Интернатура). ФПО. Неврология

Общая информация
Подразделение: Кафедра неврологии и мануальной медицины факультета последипломного обучения (428081)
Семестр(ы): 1, 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель клинической интернатуры по неврологии состоит в совершенствование знаний и умений по оказанию лечебно-профилактической помощи, методам оказания помощи неврологическим больным подготовке выпускника медицинского вуза или врача, закончившего обучение в интернатуре по неврологии, для самостоятельной работы в качестве врача-невролога поликлиники и стационара под руководством заведующего отделением, обеспечение необходимой профессиональной эрудиции, кругозора врача-невролога, а также становление навыков, необходимых для неврологического исследования и диагностирования заболеваний нервной системы.


Обязательным элементом программы является усвоение интернами конкретных вопросов врачебной этики и деонтологии.


Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности неврология
Обучение ив клинической интернатуре по неврологии предусматривает


  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача невролога и способного успешно решать свои профессиональные задачи.
  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача невролога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
  3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере неврологии.
  4. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
  5. одготовить врача-специалиста невролога, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по неврологии и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
  6. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
  7. Углубленное изучение всех разделов патологии нервной системы.
  8. Проведение дифференциального диагноза и дифференцированной терапии при различных заболеваниях.
  9. Освоение практических навыков, необходимых для работы врача-невролога.
  10. Освоение смежных специальностей, в том числе, неотложных состояний.
  11. Освоение необходимых диагностических и лечебных процедур.
  12. Освоение ведения медицинской документации и правовых аспектов дисциплины.
  13. Овладение знаниями правовой базы деятельности врача невролога и норм медицинской этики и деонтологии в работе с пациентами.

Задачи подготовки по специальности «Неврология»: первичная специализация выпускника медицинского вуза с целью подготовки его к самостоятельной врачебной деятельности. Учеба интерна, таким образом, должна быть направлена на углубление профессиональных знаний, умений, формирование клинического мышления, выработку практических навыков, повышение уровня готовности к самостоятельной врачебной деятельности.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

В интернатуру по специальности «Неврология» зачисляются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальностям: «лечебное дело», 060101.65», «педиатрия», 060103.65, по результатам вступительных испытаний. Специальность «Неврология» утверждена согласно «Номенклатуре врачебных и провизорских специальностей в учреждениях Российской Федерации». По приказу МЗ РФ № 337 от 27.08.99 специальность «Неврология» - 040109. Исходный образовательный уровень для подготовки по специальности 040100 – «Лечебное дело» или 060103 «Педиатрия». Основание – приказ Госкомвуза РФ № 180 от 05.03.94, Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. №415. Форма подготовки по специальности «Неврология»: очная интернатура, 1 год. Сфера профессиональной деятельности специалиста после завершения обучения в интернатуре по неврологии – амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения.


Связь с предшествующими дисциплинами
Для усвоения специальности в пределах программы по клинической интернатуре в полном объеме необходимы достаточные знания по базовым дисциплинам обучения по программе высшего профессионального образования по специальности «Лечебное дело». Наибольшее значение имеют знания по нормальной анатомии: головного и спинного мозга, периферических нервов; анатомия мозгового и лицевого черепа, позвоночника, топографо-анатомические особенности висцеральной анатомии грудной и брюшной полости, органов малого таза. Гистология и патологическая анатомия с особенностями развития патологических процессов в нервной системе. Физиологии и патофизиологии. Кроме того, для успешного освоения программы необходимы знания по иммунологии, инфекционным болезням и основы организации здравоохранения. Неотъемлемой частью является достаточный объем знаний по фундаментальным дисциплинам и смежным специальностям (внутренние болезни, инфекционные болезни, нейрохирургия, болезни сосудов и сердца, эндокринные болезни и др. разделы медицины).


Связь с последующими дисциплинами
Подготовка врача по неврологии в программе клинической ординатуры обеспечивает возможность профессиональной деятельности специалиста в амбулаторных или стационарных лечебно-профилактических учреждениях. Согласно нормативным документам МЗ РФ (приказ №365 от 10.12.97) специалисты, имеющие последипломную подготовку и сертификат по основной специальности «Неврология», в том числе и закончившие клиническую ординатуру по данной дисциплине могут быть зачислены на цикл профессиональной подготовки по основной программе или по дополнительным программам обучения по специальности «Мануальная терапия». Достаточные знания по указанной специальности позволяют также проходить последипломное обучение по программе очного циклового обучения (профессиональной переподготовки, общего и тематического усовершенствования) по специальности «Рефлексотерапия».


Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Методы преподавания дисциплины

Общекультурные компетенции характеризуются:


  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности;
  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции;
  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:
  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования;
  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики конкретной группы заболеваний и патологических процессов;
  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в конкретной группе заболеваний;

в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
  • способностью и готовностью назначать больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;

в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

Продолжение в разделе "Полный текст программы"


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должен уметь:


  • выяснить основные жалобы, собирать анамнез, проводить необходимое клиническое неврологическое и соматическое обследование пациента и на этом основании устанавливать предварительный диагноз, оценивать степень остроты и тяжести заболевания, а также необходимость неотложной помощи;
  • определять тактику ведения больного: самостоятельное обследование, наблюдение и лечение; направление на консультацию или передачу больного другого специалиста; для амбулаторного больного – необходимость госпитализации, срочной или плановой;
  • составлять план дополнительного обследования больного;
  • оформлять медицинскую документацию;
  • после получения и анализа результатов дополнительного обследования постановку окончательного диагноза;
  • выполнять лечение острого неврологического заболевания;
  • постоянное наблюдение и лечение больного с хроническим неврологическим заболеванием, включая вторичную профилактику;
  • долечивание и реабилитацию больного после выписки из стационара;
  • участие в комплексном лечении неврологического больного совместно с другими специалистами, выполняя при этом координирующую роль;
  • осуществлять диагностику и оказывать помощь при острых нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговой и позвоночно-спинальной травме, церебральной коме, острых нейроинфекционных заболеваниях, эпилептическом статусе, миастеническом и холинергическом кризах, болевых синдромах, панических атаках (вегетативных кризах);
  • заподозрить по клиническим данным наличие у неврологического больного патологии, обусловленной заболеваниями внутренних органов;
  • проводить необходимое обследование для уточнения диагноза;
  • принимать участие в совместном лечении с терапевтом неврологических больных с сопутствующими заболеваниями внутренних органов;
  • заподозрить острое инфекционное заболевание по клиническим данным, эпидемиологическому анамнезу;
  • провести дифференциальный диагноз с инфекционными заболеваниями;
  • определять тактику ведения больного: только наблюдение, наблюдение и изоляция больного, вызов врача-инфекциониста, госпитализация в инфекционную больницу;
  • определять необходимость неотложного или планового нейрохирургического лечения у неврологических больных;
  • осуществлять лечение и реабилитацию больного после нейрохирургической операции;
  • заподозрить по клиническим данным наличие у больного психического заболевания;
  • принимать, при необходимости, участие вместе с психиатром в лечении неврологического больного с сопутствующим психическим заболеванием;
  • патофизиологию основных неврологических симптомов и синдромов;
  • патоморфологию наиболее распространенных неврологических заболеваний;
  • биохимические нарушения при основных неврологических заболеваниях и их осложнениях;
  • фармакотерапию препаратов, применяемых при неврологических заболеваниях;
  • оформлять нормативную медицинскую документацию;
  • составить план работы (годовой, квартальный, месячный);
  • составить отчет о своей деятельности (годовой, квартальный, месячный);

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 1188 360 828
Лекции 528 84 444
Практические занятия 312 156 156
Самостоятельная работа 348 120 228
Формы промежуточного контроля
Зачет + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Фундаментальная неврология
36 60 0
Топическая диагностика
48 96 0
Общая неврология
12 12 0
Частная неврология
432 144 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Фундаментальная неврология Фундаментальная неврология 24
2 Топическая диагностика Топическая диагностика 24
3 Общая неврология Общая неврология 24
4 Частная неврология Частная неврология 24

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Фундаментальная неврология Фундаментальная неврология 48
2 Топическая диагностика Топическая диагностика 48
3 Общая неврология Общая неврология 48
4 Частная неврология Частная неврология 48

Литература

Основная
  1. Заболевания центральной нервной системы. Стандарты оказания медицинской помощи. Типовые клинико-фармакологические статьи. – М., 2009. – 288 с.
  2. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство для врачей, Политехника, Санкт-Петербург 2012.
  3. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. Учебное пособие. Москва, Медпресс-информ, 2007 г.
  4. Профессор В.М. Бехтерев и наше время. Под редакцией академика РАМН А.А. Скоромца, М.М. Одинака, Н.Г. Незнанова, М.А. Акименко. Издательство Политехника, Санкт-Петербург 2012.
  5. Лазебник Т.А., Гармашов Ю.А. История развития детской неврологии в Санкт-Петербурге. СПб, 2001.
  6. Рассел С.М. Диагностика повреждений периферических нервов. Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2009. – 251 с.
  7. Заболевания центральной нервной системы. Стандарты оказания медицинской помощи. Типовые клинико-фармакологические статьи. – М., 2009. – 288 с.
  8. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство для врачей, Политехника, Санкт-Петербург 2012.
  9. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. Учебное пособие. Москва, Медпресс-информ, 2007 г.
  10. Профессор В.М. Бехтерев и наше время. Под редакцией академика РАМН А.А. Скоромца, М.М. Одинака, Н.Г. Незнанова, М.А. Акименко. Издательство Политехника, Санкт-Петербург 2012.
  11. Лазебник Т.А., Гармашов Ю.А. История развития детской неврологии в Санкт-Петербурге. СПб, 2001.
  12. Болезни нервной системы. Рук. для врачей. В 2 т. / Под ред. Н.Н. Яхно. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – т. 1 – 744 с., т. 2. – 512 с.
  13. Нейроофтальмология. / Под ред. С. Лессела. – М. Медицина, 1983
  14. Одинак М. М., Клиническая диагностика в неврологии. руководство для врачей. – СПб.: СпецЛит, 2007. – 528 с.
  15. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А.Топическая диагностика заболеваний нервной системы Практическое руководство. – СПб, Политехника, 2007. 399 с
  16. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. МЕДпресс 2009. 264 с.
  17. Самойлов В.И. Диагностика опухолей головного мозга. – Л.: Медицина, 1985. – 304 с.
  18. Хачатрян В.А., Берснев В.П. и др. Диагностика и лечение прогредиентных форм эпилепсии. – СПб, 2008. – 264 с.
  19. Цементис С.А. Дифференцированная диагностика в неврологии и нейрохирургии; пер. с англ. / Под ред. Е.И. Гусевой. – М..: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 378 с
  20. Корниенко В.Н., Пронин И.Н. Контрастирование в нейрорадиологии. – М., 2010. – 255 с. Лебедев В. В. и др. Компьютерная томография в неотложной нейрохирургии: учебное пособие для послевузовского проф. образования врачей / М.: Медицина, 2005. – 355 с.
  21. Медведев С.В., Скворцова Т.Ю., Красикова Р.Н. ПЭТ в России: Позитронно-эмиссионная томография в клинике и физиологии. – СПб., 2008. – 318 с.
  22. Сборник учебных пособий по нейрорентгенологии: сборник / Е. А. Банникова, И. В. Бойков и др.; под ред. Г. Е. Труфанова, Т. Е. Рамешвили ; Военно-медицинская академия. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2004. - 238 с.
  23. Труфанов Г.Е. МРТ- и КТ- анатомия головного мозга и позвоночника. Атлас изображений. – 2-е изд. – СПб.: Элби-СПб, 2009. – 188 с.
  24. Холин, А. В. Магнитно-резонансная томография при заболеваниях центральной нервной системы: рук-во для врачей / А. В. Холин. – СПб. : Гиппократ, 2000. - 192 с.
  25. Аденомы гипофиза. Под ред. Кадышева Б.А., Москва, 2007
  26. Воронов В.Г. Вертебро-медуллярные опухоли в детском возрасте (статистика, клиника, диагностика, лечение). – СПб., 2007. – 171 с.
  27. Гринберг М.С. Нейрохирургия. Практическое руководство.2010/Перевод с англ.-М.: медэкспресс-информ.
  28. Мацко Д.Е., Коршунов А.Г. Атлас опухолей центральной нервной системы. Санкт-Петербург, 1998
  29. Улитин А.Ю., Олюшин В.Е., Сафаров Б.И., Мацко Д.Е. Метастатические опухоли головного мозга. – СПб: ФГУ РНХИ им. проф. А.Л. Поленова, 2010. – 384 с.
  30. Практическая нейрохирургия: Руководство для врачей. / Под ред. Б.В. Гайдара: СПб, 2002. – 648 с.
  31. Тастанбеков М.М. Хирургическое лечение больных с вестибулярными шванномами / М.М. Тастанбеков, В.П. Берснев, В.Е. Олюшин, А.Ю. Улитин, Т.Н. Фадеева, С.В. Пустовой, В.Г. Валерко. – СПб: изд-во СПбМАПО, 2011. – 40с.
  32. Тиглиев Г.С., Олюшин В.Е., Кондратьев А.Н. Внутричерепные менингиомы. – СПб., 2001. – 560 с.
  33. Хачатрян В.А. и др. Гидроцефалия при опухолях головного и спинного мозга. – СПб.: Изд-во «Десятка», 2008. – 256с.
  34. Хилько В.А. и др. Опухоли ствола головного мозга – СПб.: Гиппократ, 2005. – 405 с.
  35. Хирургия гиперостатических краниоорбитальных менингиом. Черекаев В.А., Белов А.И., Винокуров А.Г., Москва, 2005
  36. Тастанбеков М.М. и соавт. Хирургическое лечение больных с вестибулярными шванномами / СПб: изд-во СПбМАПО, 2011. – 40с.


Дополнительная
  1. Самойлов В.И. Диагностика опухолей головного мозга. – Л.: Медицина, 1985. – 304 с.