50051320 5158818 ФПО. Лабораторная диагностика

Материал из Образовательные программы ПСПбГМУ
Перейти к: навигация, поиск

31.08.05 Клиническая лабораторная диагностика (Интернатура). ФПО. Лабораторная диагностика

Общая информация
Подразделение: Кафедра клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины (427546)
Семестр(ы): 1, 2

Программа

Цели и задачи дисциплины

Цель программы: подготовка квалифицированного врача-специалиста по клинической лабораторной диагностике, обладающего системой профессиональных знаний, умений, навыков и общекультурных, профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности врача по клинической лабораторной диагностике.


Задачи подготовки по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»:


  1. Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определения видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний.
  2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения врача по клинической лабораторной диагностике с целью освоения самостоятельного выполнения лабораторного обследования больных преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях работы, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
  3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической лабораторной диагностике в целях формирования умений построения алгоритма лабораторной диагностики и интерпретации результатов исследований в клинико-лаборатрном консилиуме при диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.
  4. Совершенствовать знания по лабораторному мониторингу фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики и контроля эффективности и безопасности лекарственной терапии.
  5. Сформировать знания о первичной медико-санитарной помощи как вида медицинской помощи в системе здравоохранения. Совершенствовать знания и навыки по лабораторному обследованию при профилактике заболеваний, диспансеризации населения, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности.
  6. Совершенствовать знания, умения, навыки по основам организации и оказания экстренной и неотложной помощи, включая вопросы организации и оказания лабораторно-диагностической помощи.
  7. Совершенствовать знания основ социальной гигиены и общественного здоровья населения страны, задач здравоохранения страны в области охраны здоровья населения и перспектив развития здравоохранения.
  8. Сформировать умение оценки основных показателей состояния здоровья населения страны, региона. Совершенствовать знания по вопросам социально опасных заболеваний (ВИЧ и др.) и их профилактики.
  9. Совершенствовать знания основ медицинского страхования и международного опыта и национальной системы менеджмента качества в лабораторной медицине.
  10. Совершенствовать знания основ медицинской этики и деонтологии врача, основам медицинской психологии.

Учеба интерна, таким образом, должна быть направлена на формирование профессиональных знаний, умений, углубление клинического мышления, выработку практических навыков, повышение уровня готовности к самостоятельной врачебной деятельности.

Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

В интернатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика». Обучение ведется с отрывом от основного места работы.


Для освоения программы по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» специалист (врач) должен уметь решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в диагностической деятельности:


  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области клинической лабораторной диагностики;
  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы при различных заболеваниях, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях;

Методы преподавания дисциплины

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:


  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности в области лабораторной медицины;
  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального профильного содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в области лабораторной медицины;
  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

  • выполнять лабораторные исследования в соответствии с «Порядками» и «Стандартами» оказания медицинской помощи, включая стандарты качества клинических лабораторных исследований;
  • анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, способов оценки функционального состояния организма пациентов для интерпретации результатов лабораторного диагностического обследования;
  • составлять план информативного лабораторного диагностического обследования с учетом данных об основных патологических симптомах и синдромах заболеваний у пациента, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при наиболее распространенных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм формулировки заключений по лабораторному обследованию с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), международных патоморфологических классификаций, выполнять основные лабораторные исследования мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
  • выполнять клинические лабораторные исследования по оценке безопасности фармакотерапии, основных лечебных мероприятий среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови), выявлять признаки жизнеугрожающих нарушений по результатам лабораторных исследований;
  • рекомендовать клиническим специалистам лабораторные исследования для оценки адекватности фармакотерапии, эффективности лечения больных с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, состояния организма матери и плода при протекании беременности;
  • выполнять клинические лабораторные исследования, для оценки состояния организма пациентов при различных реабилитационных мероприятиях (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
  • выполнять клинические лабораторные исследования, направленные на выявление риска развития болезней;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных болезней, соблюдать санитарные нормы и правила при работе с биологическим материалом;
  • проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Врач-специалист по клинической лабораторной диагностике должен уметь:


  • составить план лабораторного обследования пациента на этапе профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, иммунной, эндокринной систем и крови;
  • организовать проведение преаналитического этапа лабораторного исследования путем обучения клинического персонала и контроля его выполнения;
  • организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических и других исследований;
  • подготовить препарат для микроскопического исследования, пробы биоматериала для биохимических, иммунологических и других лабораторных исследований;
  • приготовить растворы реагентов, красителей для лабораторных исследований;
  • работать на наиболее распространенных лабораторных измерительных приборах, анализаторах и оборудовании в соответствии с правилами их эксплуатации;
  • организовать выполнение лабораторного исследования в соответствии с требованиями по охране труда, санитарно-эпидемическими требованиями;
  • провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при ургентной диагностике, критических состояниях, массовых поражениях, катастрофах);
  • выполнить наиболее распространенные лабораторные исследования;
  • оценить клиническую значимость результатов лабораторных исследований, поставить лабораторный диагноз, определить необходимость дополнительного обследования больного, предложить программу дополнительного обследования больного;
  • провести контроль качества аналитического этапа выполняемых исследований;
  • провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патологоанатомическим диагнозами, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы;
  • оформить учетно-отчетную документацию по клиническим лабораторным исследованиям, предусмотренную действующими нормативными документами;
  • оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током, переломах, травмах;

должен владеть:

  • технологией выполнения наиболее распространенных видов общеклинических, биохимических, коагулологических, гематологических, паразитологических, иммунологических и цитологических исследований с использованием лабораторного оборудования и информационных систем;
  • технологией выполнения лабораторных экспресс-исследований;
  • технологией организации и выполнения контроля качества лабораторных исследований;
  • методиками составления плана лабораторного обследования пациентов и интерпретации результатов лабораторных исследований на этапах профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, иммунной, эндокринной систем, крови, а также при неотложных состояниях:
  • технологией взаимодействия с персоналом клинических подразделений по вопросам лабораторного обследования пациентов;

Продолжение в разделе "Полный текст программы"

Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Всего Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 432 252 180
Лекции 96 56 40
Практические занятия 192 112 80
Самостоятельная работа 144 84 60
Формы промежуточного контроля
Зачет + +

Структура

Название Лек., ч Пр., ч Лаб., ч Описание
Управление качеством клинических лабораторных исследований
6 12 0
Методы и аналитическое оборудование клинических лабораторий
4 8 0
Гематологические исследования
20 40 0
Общеклинические (химико-микро-скопические) исследования
18 36 0
Цитологические исследования
4 8 0
Биохимические исследования
20 40 0
Исследования гемостаза
6 12 0
Иммунологические исследования
6 12 0
Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний
6 12 0
Медико-биологические и медико-генетические исследования
6 12 0

Лекции

Название Раздел Количество часов
1 Управление качеством клинических лабораторных исследований Управление качеством клинических лабораторных исследований 6
2 Методы и аналитическое оборудование клинических лабораторий Методы и аналитическое оборудование клинических лабораторий 4
3 Гематологические исследования Гематологические исследования 20
4 Общеклинические (химико-микро-скопические) исследования Общеклинические (химико-микро-скопические) исследования 18
5 Цитологические исследования Цитологические исследования 4
6 Биохимические исследования Биохимические исследования 20
7 Исследования гемостаза Исследования гемостаза 6
8 Иммунологические исследования Иммунологические исследования 6
9 Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний 6
10 Медико-биологические и медико-генетические исследования Методы и аналитическое оборудование клинических лабораторий 6

Практические работы

Название Раздел Количество часов
1 Управление качеством клинических лабораторных исследований Управление качеством клинических лабораторных исследований 12
2 Методы и аналитическое оборудование клинических лабораторий Методы и аналитическое оборудование клинических лабораторий 8
3 Гематологические исследования Гематологические исследования 40
4 Общеклинические (химико-микро-скопические) исследования Общеклинические (химико-микро-скопические) исследования 36
5 Цитологические исследования Цитологические исследования 8
6 Биохимические исследования Биохимические исследования 40
7 Исследования гемостаза Исследования гемостаза 12
8 Иммунологические исследования Иммунологические исследования 12
9 Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний 12
10 Медико-биологические и медико-генетические исследования Медико-биологические и медико-генетические исследования 13

Литература

Основная
  1. Авдюхина Т.И., Константинова Т.Н., Горбунова Ю.П. Лабораторная диагностика гельминтозов. Учебное пособие.- М. РМАПО- 2007. – 51 с.
  2. Гудер В.Г. и др. Диагностические пробы: от пациента до лаборатории / Пер. с англ. – М.: Лабора, 2010. - 118 с.
  3. В.В. Долгов Фотометрия в лабораторной практике// В.В. Долгов, Е.Н Ованесов, К.А.Щетникович Из-во Триада,2004. – 223с.
  4. Долгов В.В., Селиванова А.В. Биохимические исследования в клинико-диагностических лабораториях ЛПУ первичного звена здравоохранения. Спб. Витал Диагностикс СПб, 2006, 231с
  5. Егорова О.В. С микроскопом на «ты». Шаг в 21 век. Световые микроскопы для биологии и медицины / О.В. Егорова. – М.: Репроцентр М, 2006. – 416 с.: ил.
  6. Иммунология и аллергология (цветной атлас) : учебное пособие для студ. мед. вузов / под ред. А. А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. – 288 с.: ил.
  7. Кишкун А.А., А.Л.Гузовский. Лабораторные информационные системы и экономические аспекты деятельности лаборатории. М.Лабора, 2007.- 256 с.
  8. Кишкун А.А. Руководство по лабораторным методам диагностики : учеб. пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / А.А. Кишкун. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
  9. Клинико-лабораторные аналитические технологии и оборудование : учеб. пособие / под ред. В.В. Меньшикова. – М.: Академия, 2007.
  10. Клиническая лабораторная аналитика: Руководство в 5 т./ Под редакцией В.В. Меньшикова. – М.: Агат-Мед, 2002. – Т. 1. – 860 с.
  11. Клиническое руководство по лабораторным тестам / Под ред. Н.У. Тица. Пер. с англ. - М.: Юнимед-пресс, 2003. - 942 с.
  12. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. Т.1, 2. Под ред. В.В.Долгова, В.В.Меньшикова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
  13. Лабораторная служба. Нормативные документы для КДЛ ЛПУ. Управление качеством и контроль качества : сборник документов. – М.: МО РАМЛД, 2006. – 464 с.
  14. Луговская, С.А. Гематологический атлас / С.А. Луговская, М.Е. Почтарь. – М.-Тверь: Триада, 2004. – 227 с.: ил.
  15. Медицинская лабораторная диагностика: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко. – СПб.: Интермедика, 2001. - 544 с.
  16. Медицинские лабораторные технологии: Руководство по клинической лабораторной диагностике/Под ред. Проф.А.И.Карпищенко в 2-х томах, 3-е издание. – Москва: «ГЭОТАР-Медиа» - 2012.
  17. Меньшиков В.В. Исследования вне лаборатории. Средства, технологии, условия применения. - М.: Агат-Мед, 2008. - 272 с.
  18. Меньшиков, В.В. Менеджмент в лабораторной клинико-диагностической службе : учебное пособие / В.В. Меньшиков, Л.М. Пименов; под ред. В.В. Меньшикова. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
  19. Миронова, И.И. Атлас осадков мочи / И.И. Миронова, Л.А. Романова. – Тверь: Триада, 2002. – 139 с.
  20. Мошкин А.В., Долгов В.В. Обеспечение качества в клинической лабораторной диагностике. Практическое руководство. М.: Медиздат, 2004. -216 с.
  21. Назаренко, Г.И. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований : справочное издание / Г.И. Назаренко, А.А. Кишкун. – 2-е изд., стереотип. – М.: Медицина, 2006. – 544с.
  22. Обеспечение безопасности в клинико-диагностических лабораториях : справочное пособие. – М.: Лабора, 2006. – 336 с.
  23. Хаитов Р. М. Аллергология и иммунология: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 656 с.
  24. Хиггинс, К. Расшифровка клинических лабораторных анализов : пер. с англ. / К. Хиггинс; под ред. проф. В.Л. Эмануэля. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ-Лаборатория знаний, 2010. – 376 с.: ил.
  25. Хоровская Л.А., Меньшутина М.А., Эмануэль В.Л., Васина Е.Ю.. Лабораторная диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Учебно-методическое пособие. − СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. − 40 с.
  26. Эмануэль В.Л. Лабораторная диагностика заболеваний почек. - 2006. - 248 с.
  27. Ярилин А.А. Иммунология: Учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 749 с.


Дополнительная
  1. Введение в молекулярную диагностику. Под ред.М.А. Пальцева и Д.В. Залетаева. Москва, «Медицина», 2011
  2. Долгов В.В., Эмануэль В.Л., Ройтман А.П. Лабораторная диагностика нарушений водно-электролитного обмена и функционального состояния почек – СПб.: Витап-Диагностикс, 2012г., 96 с.
  3. Кишкун А.А. Справочник заведующего клинико-диагностической лабораторией / А.А. Кишкун. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 704с.
  4. Лаборатория в современной клинике. Взгляд ведущих клиницистов России / Коллектив авторов. – М.: Лабора, 2010. - 179 с.
  5. Марри, П.Р. Клиническая микробиология. Краткое руководство : пер. с англ. / П.Р. Марри, И.Р. Шей. – М.: Мир, 2006. – 432 с.: ил.
  6. Меньшиков В.В. Критерии оценки методик и результатов клинических лабораторных исследований Справочное пособие. - М., Лабора, 2011. - 328 с.
  7. Методические принципы организации цитологических и гистологических исследований. Пособие /под ред. проф. М.Г.Рыбаковой, проф.В.Л. Эмануэля/ − СПб.: Изд-во СПбГМУ - 2001г.-74с.
  8. Назаренко, Г.И. Управление качеством лабораторных исследований / Г.И. Назаренко, А.А. Кишкун. – М.: Медицина, 2001. – 360 с.: ил.
  9. Рекомендации по ведению преаналитического этапа микробиологических лабораторных исследований. Учебно-методическое пособие./Бойцов А.Г., Кафтырева Л.А., Ластовка О.Н., Чугунова Ю.А., Нилова Л.Ю., Пустынникова А.М., Эмануэль В.Л.// − СПб.: Изд-во СПбГМА им. И.И.Мечникова. – 2007.-66с.
  10. Руководство по проведению преаналитического этапа лабораторных исследований. Пособие для врачей /Под редакцией Эмануэля В.Л./ − СПб.: Изд-во СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2004. – 65с.
  11. Руководство по качеству системы менеджмента качества медицинской лаборатории / Под ред. Эмануэль В.Л., Домейка М. /− СПб.: Изд-во СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2008. – 70с.
  12. Управление качеством клинических лабораторных исследований / под ред. В.В. Меньшикова. – М.: Лабпресс, 2000. – 152 с.
  13. Хоффбранд, В. Гематология. Атлас-справочник : пер. с англ. / В. Хоффбранд, Дж. Петтит. – М.: Практика, 2007. – 408 с.: ил.
  14. Чухловин А.Б. Молекулярная диагностика инфекций в практике врачей семейной медицины/ − СПб.: Изд-во СПбГМУ – 2011. - 22с.
  15. Чухловин А.Б., Эмануэль В.Л. Молекулярно-генетическая диагностика при нефрологических и урологических заболеваниях/ − СПб.: Изд-во СПбГМУ – 2012г. – 37с.
  16. Экономические аспекты лабораторной диагностики при модернизации здравоохранения : справ. пособие /ред. В.В. Меньшиков.// – М.: Здоровье и Общество, 2006.